7.4.6. Дарвиновская революция
И ламаркизм, и катастрофизм, и униформизм — гипотезы, которые были необходимыми звеньями в цепи развития предпосылок теории естественного отбора, промежуточными формами конкретизации идеи эволюции. Эти гипотезы значительно отличаются между собой и своими целевыми ориентациями, и степенью разработанности. Так, катастрофизм и униформизм ориентировались преимущественно на геологическую проблематику, и для них характерно отсутствие развернутых представлений о факторах эволюции органического мира.
Трудности создания теории эволюции были связаны со многими факторами. Прежде всего с господством среди биологов представления о том, что сущность органических форм неизменна и внеприродна и как таковая может быть изменена только Богом. Кроме того, не сложились объективные критерии процесса и результата биологического исследования. Так, не было ясности, каким образом надо строить научную аргументацию и что является ее решающим основанием. Доказательством часто считали либо наглядные демонстрации (как говорил Ч. Лайель: «Покажите мне породу собак с совершенно новым органом, и я тогда поверю в эволюцию»), либо абстрактно-умозрительные соображения натурфилософского порядка. Не ясен был характер взаимосвязи теории и опыта. Долгое время, вплоть до начала XX в., многие биологи исходили из того, что одного факта, несовместимого с теорией, достаточно для ее опровержения.
Был неразвит и понятийный аппарат биологии. Это проявлялось, во-первых, в недифференцированности содержания многих понятий. Например, отождествлялись реальность и неизменность видов; изменяемость видов считалась равнозначной тому, что вид реально не существует, а есть результат классифицирующей деятельности мышления ученого. Во-вторых, плохо постигались диалектические взаимосвязи, например взаимосвязь видообразования и вымирания. Так, Ламарк исходил из того, что видообразование не нуждается в вымирании, а определяется только приспособляемостью и передачей приобретенных признаков по наследству. А те, кто обращал внимание на вымирание (например, униформисты), считали, что вымирание несовместимо с естественным образованием видов и предполагали участие в этом процессе творца. Следовательно, было необходимо вырабатывать новые понятия и представления, новые закономерности, отражающие диалектический характер отношения организма и среды.
Эмпирические предпосылки эволюционной теории обусловливались всем ходом развития палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, систематики, физиологии, биогеографии других наук во второй половине XVIII — первой половине XIX в. Свое концентрированное выражение они находят прежде всего в систематике растительного и животного миров, поскольку только «благодаря классификации разнообразие органического мира становится доступным для изучения другими биологическими дисциплинами. Без нее смысл большей части результатов, полученных в других отраслях биологии, оставался бы неясным» *.
* Майр Э. Принципы зоологической систематики. М., 1971. С. 17.
Большое аначение для утверждения теории развития имела идея единства растительного и животного миров. Содержанием этой идеи являлось представление о том, что единство органического мира должно иметь свое морфологическое выражение, проявляться в определенном структурном подобии организмов. В 30-е гг. XIX в. М. Шлейден и Т. Шванн разработали клеточную теорию, в соответствии с которой образование клеток является универсальным принципом развития любого (и растительного, и животного) организма; клетка — неотъемлемая элементарная основа любого организма (см. 8.3.2).
Чарльз Дарвин в создании своей эволюционной теории опирался на колоссальный эмпирический материал, собранный как его предшественниками, так и им самим в ходе путешествий, прежде всего кругосветного путешествия на корабле «Бигль». Основные эмпирические обобщения, наталкивающие на идею эволюции органических форм, Дарвин привел в работе «Происхождение видов» (1859). Дарвин был с юных лет знаком с эволюционными представлениями, неоднократно сталкивался с высокими оценками эволюционных идей. В своем творчестве он опирался на представление (сформировавшееся в недрах униформизма) о полной познаваемости закономерностей развития природы, возможности их объяснения на основе доступных для наблюдения сил, факторов, процессов. Дарвину всегда были присущи антикреационистские и антителеологические воззрения; он отрицательно относился к антропоцентризму и был нацелен на рассмотрение происхождения человека как части, звена единого эволюционного процесса. Определенную конструктивную ролъ в выработке принципов селекционной теории эволюции сыграло утверждение (сформулированное Т.Р. Мальтусом) о том, что имеется потенциальная возможность размножения особей каждого вида в геометрической прогрессии.
Свою теорию Дарвин строит на придании принципиального значения таким давно известным до него фактам, как наследственность и изменчивость. От них отталкивался и Ламарк, непосредственно связывая эти два понятия представлением о приспособлении. Приспособительная изменчивость передается по наследству и приводит к образованию новых видов — такова основная идея Ламарка. Дарвин понимал, что непосредственно связывать наследственность, изменчивость и приспособляемость нельзя. В цепь наследственность — изменчивость Дарвин вводил два посредствующих звена.
Первое звено связано с понятием «борьба за существование», отражающим тот факт, что каждый вид производит больше особей, чем их выживает до взрослого состояния; среднее количество взрослых особей находится примерно на одном уровне; каждая особь в течение своей жизнедеятельности вступает в множество отношений с биотическими и абиотическими факторами среды (отношения между организмами в популяции, между популяциями в биогеоценозах, с абиотическими факторами среды и др.). Дарвин разграничивает два вида изменчивости — определенная и неопределенная.
Определенная изменчивость (в современной терминологии — адаптивная модификация) — способность всех особей одного и того же вида в определенных условиях внешней среды одинаковым образом реагировать на эти условия (климат, пищу и др.). По современным представлениям адаптивные модификации не наследуются и потому не могут поставлять материал для органической эволюции. (Дарвин допускал, что определенная изменчивость в некоторых исключительных случаях может такой материал поставлять.)
Неопределенная изменчивость (в современной терминологии — мутация) предполагает существование изменений в организме, которые происходят в самых различных направлениях. Неопределенная изменчивость в отличии от определенной носит наследственный характер, и незначительные отличия в первом поколении усиливаются в последующих. Неопределенная изменчивость тоже связана с изменениями окружающей среды, но уже не непосредственно, что характерно для адаптивных модификаций, а опосредованно. Дарвин подчеркивал, что решающую роль в эволюции играют именно неопределенные изменения. Неопределенная изменчивость связана обычно с вредными и нейтральными мутациями, но возможны и такие мутации, которые в определенных условиях оказываются перспективными, способствуют органическому прогрессу. Дарвин не ставил вопроса о конкретной природе неопределенной изменчивости. В этом проявилась его интуиция гениального исследователя, осознающего, что еще не пришло время для понимания этого феномена *.
* Высказанные им соображения о «пангенезисе» носили откровенно натурфилософский характер, что было ясно и самому Дарвину.
Второе посредствующее звено, отличающее теорию эволюции Дарвина от ламаркизма, состоит в представлении о естественном отборе как механизме, который позволяет выбраковывать ненужные формы и образовывать новые виды. Успехи селекционной практики (главной стороной которой является сохранение особей с полезными, с точки зрения человека, свойствами, усиление этих свойств из поколения в поколение, осуществлявшееся в процессе ведущегося человеком искусственного отбора) послужили той главной эмпирической базой, которая привела к появлению теории Дарвина. Прямых доказательств естественного отбора у Дарвина не было; вывод о существовании естественного отбора он делал по аналогии с отбором искусственным. Тезис о естественном отборе является ведущим принципом дарвиновской теории, который позволяет разграничить дарвинистские и недарвинистские трактовки эволюционного процесса. В нем отражается одна из фундаментальных черт живого — диалектика взаимодействия органической системы и среды.
Таким образом, дарвиновская теории эволюции опирается на следующие принципы:
• борьбы за существование;
• наследственности и изменчивости;
• естественного отбора.
Эти принципы являются краеугольным основанием научной биологии.
Э. Геккель называл Дарвина «Ньютоном органического мира». Символично, что в Вестминстерском аббатстве Дарвин похоронен рядом с И. Ньютоном. В этом сближении имен двух великих ученых есть большой смысл. Как Ньютон завершил труды своих предшественников созданием первой фундаментальной физической теории — классической механики, так Ч. Дарвин довел до завершения процесс поиска способов конкретизации идеи эволюции, создал первую фундаментальную теорию в биологии — теорию естественного отбора и заложил основания научного познания исторического аспекта органических систем.
- В.М.Найдыш Концепции современного естествознания
- Предисловие
- Введение Естествознание как отрасль научного познания
- B.I. Понятие культуры
- В.2. Материальная и духовная культура
- В.З. Наука как компонент духовной культуры
- В.4. Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству
- В.5. Структура естественно-научного познания
- Часть первая Основные исторические периоды развития естествознания
- 1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания
- 1.1. Повседневное, стихийно-эмпирическое знание
- 1.2. Зарождение счета
- 1.3. Мифология
- 2. Наука в цивилизациях древности
- 2.1. Становление цивилизации
- 2.1.1. Неолитическая революция
- 2.1.2. Рационализация форм деятельности и общения
- 2.1.3. Разделение труда и развитие духовной культуры
- 2.1.4. Возникновение письменности
- 2.1.5. «Культурное пространство» древневосточных цивилизаций
- 2.2. Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования цивилизаций Древнего Востока
- 2.2.1. От Мифа к Логосу (Науке)
- 2.2.2. Географические знания.
- 2.2.3. Биологические, медицинские и химические знания
- 2.2.4. Астрономические знания
- 2.2.5. Математические знания
- 3. Создание первой естественно-научной картины мира в древнегреческой культуре
- 3.1. Культурно-исторические особенности древнегреческой цивилизации
- 3.2. От Хаоса к Космосу
- 3.3. Категория субстанции
- 3.4. Мир как число
- 3.4.1. Пифагорейский союз
- 3.4.2. Математические и естественно-научные достижения пифагореизма
- 3.5. Формирование первых естественно-научных программ
- 3.5.1. Великое открытие элеатов
- 3.5.2. Атомистическая программа
- 3.5.3. Математическая программа
- 3.6. Физика и космология Аристотеля
- 3.6.1. Учение Аристотеля о материи и форме
- 3.6.2. Космология Аристотеля
- 3.6.3. Основные представления аристотелевской механики
- 3.7. Естествознание эллинистически-римского периода
- 3.7.1. Культура эллинизма
- 3.7.2. Александрийская математическая школа
- 3.7.3. Развитие теоретической и прикладной механики
- 3.8. Развитие древнегреческой астрономии
- 3. 8.1. Становление математической астрономии
- 3.8.2. Геоцентрическая система Птолемея
- 3.9. Античные воззрения на органический мир
- 3. 9.1. Античные толкования проблемы происхождения и развития живого
- 3.9. 2. Биологические воззрения Аристотеля
- 3. 9.3. Накопление рациональных биологических знаний в античности
- 3.9.4. Античные представления о происхождении человека
- 3.10. Упадок античной науки
- 4. Естествознание в эпоху средневековья
- 4.1. Особенности средневековой духовной культуры
- 4.1.1. Доминирование ценностного над познавательным
- 4. 1.2. Отношение к познанию природы
- 4.1.3. Особенности познавательной деятельности
- 4.2. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры
- 4.2.1. Математические достижения
- 4.2.2. Физика и астрономия
- 4.3. Становление науки в средневековой Европе
- 4.4. Физические идеи средневековья
- 4.5. Алхимия как феномен средневековой культуры
- 4.6. Религиозная трактовка происхождения человека
- 4.7. Историческое значение средневекового познания
- 5. Познание природы в эпоху возрождения
- 5.1. Ренессанская мировоззренческая революция
- 5.2. Зарождение научной биологии
- 5.3. Коперниканская революция
- 5.3.1. Гелиоцентрическая система мира
- 5.3.2. Дж. Бруно: мировоззренческие выводы из коперниканизма
- 6. Научная революция XVII в.: возникновение классической механики
- 6.1. И. Кеплер: от поисков гармонии мира к открытию тайны планетных орбит
- 6.2. Формирование непосредственных предпосылок классической механики как первой фундаментальной естественно-научной теории
- 6.2.1. Г. Галилей: разработка понятий и принципов «земной динамики»
- 6.2.2. Картезианская физика
- 6.2.3. Новые идеи в динамике Солнечной системы
- 6.3. Ньютонианская революция
- 6.3.1. Создание теории тяготения
- 6.3.2. Корпускулярная теория света
- 6.3.3. Космология Ньютона
- 6.4. Изучение магнитных и электрических явлений вXviIв.
- 7. Естествознание XVIII -первой половины XIX в.
- 7.1. Общая характеристика развития физики
- 7.1.1. Становление основных отраслей классической физики
- 7.1.2. Принцип дальнодействия
- 7.1.3. Теория теплорода
- 7.1.4. Развитие учения об электричестве и магнетизме в XVIII в.
- 7.1.5. Физика первой половины XIX в.: общая характеристика
- 7.1.6. Волновая теория света
- 7.1.7. Проблема эфира
- 7.1.8. Возникновение полевой концепции
- 7.1.9. Закон сохранения и превращения энергии
- 7.1.10. Концепции пространства и времени
- 7.1.11. Методологические установки классической физики (конец XVII - начало XX вв.)
- 7.2. Развитие астрономической картины мира
- 7.2.1. Создание внегалактической астрономии
- 7.2.2. Формирование идеи развития природы
- 7.2.3. Идея развития в астрономии
- 7.2.4. Космогония и. Канта
- 7.2.5. Методологические установки классической астрономии
- 7.3. Возникновение и развитие научной химии
- 7.3.1. От алхимии к научной химии
- 7. 3.2. Лавуазье: революция в химии
- 7.3.3. Победа атомно-молекулярного учения
- 7.4. Биология
- 7.4.1. Образы, идеи, принципы и понятия биологии XVIII в.
- 7.4.2. От концепций трансформации видов к идее эволюции
- 7.4.3. Ламаркизм
- 7.4.4. Катастрофизм
- 7.4.5. Униформизм. Актуалистический метод
- 7.4.6. Дарвиновская революция
- 7.4.7. Методологические установки классической биологии
- 8. Естествознание второй половины XIX в.: на пути к новой научной революции
- 8.1. Физика
- 8.1.1. Основные черты
- 8.1.2. От возникновения термодинамики к статистической физике: изучение необратимых систем
- 8.1.3. Развитие представлений о пространстве и времени
- 8.1.4. Теория электромагнитного поля
- 8.1.5. Великие открытия
- 8.1.6. Кризис в физике на рубеже веков
- 8.2. Астрономия
- 8.2.1. Триумф ньютоновской астрономии и... Первая брешь в ней
- 8.2.2. Формирование астрофизики: проблема внутреннего строения звезд
- 8.3. Биология
- 8. 3.1. Утверждение теории эволюции ч. Дарвина
- 8.3.2. Становление учения о наследственности (генетики)
- Часть вторая
- 9.1.2. Создание а. Эйнштейном специальной теории относительности
- 9.2. Создание и развитие общей теории относительности
- 9.2.1. Принципы и понятия эйнштейновской теории гравитации
- 9.2.2. Экспериментальная проверка общей теории относительности
- 9.2 3. Современное состояние теории гравитациии ее роль в физике
- 9.3. Возникновение и развитие квантовой физики
- 9.3.1. Гипотеза квантов
- 9.3.2. Теория атома и. Бора. Принцип соответствия
- 9.3.3. Создание нерелятивистской квантовой механики
- 9.3.4. Проблема интерпретации квантовой механики. Принцип дополнительности
- 9.4. Методологические установки неклассической физики
- 10. Мир элементарных частиц
- 10.1. Фундаментальные физические взаимодействия
- 10.1.1. Гравитация
- 10.1.2. Электромагнетизм
- 10.1.3. Слабое взаимодействие
- 10.1.4. Сильное взаимодействие
- 10.1.5. Проблема единства физики
- 10.2. Классификация элементарных частиц
- 10.2.1. Характеристики субатомных частиц
- 10.2.2. Лептоны
- L0.2.3. Адроны
- 10.2.4. Частицы - переносчики взаимодействий
- 10.3. Теории элементарных частиц
- 10.3.1. Квантовая электродинамика
- 10.3.2. Теория кварков
- 10.3.3. Теория электрослабого взаимодействия
- 10.3.4. Квантовая хромодинамика
- 10.3.5. На пути к Великому объединению
- Современная астрономическая картина мира
- 11. Особенности астрономии XX в.
- 11.1. Изменения способа познания в астрономии хх в.
- 11.2. Новая астрономическая революция
- 11.3. Солнечная система
- 11.3.1. Планеты и их спутники
- 11.3.2. Строение планет
- 11.3.3. Происхождение планет
- 11.3.4. Химический состав вещества во Вселенной
- 11.4. Звезды
- 11.4.1. Звезда - газовый шар
- 11.4.2. Эволюция звезд: звезды от их «рождения» до «смерти»
- 11.5. Острова Вселенной: галактики
- 11.5.1. Общее представление о галактиках и их изучении
- 11.5.2. Наша Галактика - звездный дом человечества
- 11.5.3. Межзвездная среда
- 11.5.4. Понятие Метагалактики
- 11.6. Вселенная в целом
- 11.6.1. Особенности современной космологии
- 11.7. Эволюция Вселенной
- 11.7.1. Модель горячей Вселенной
- 11.7.2. Большой Взрыв: инфляционная модель
- 11.7.3. Первые секунды Вселенной
- 11.7.4. От первых минут Вселенной до образования звезд и галактик
- 11.7.5. Образование тяжелых химических элементов
- 11.7.6. Сценарии будущего Вселенной
- 11.8. Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных цивилизаций
- 11.8.1. Понятие внеземных цивилизаций. Вопрос об их возможной распространенности
- 11.8.2. Типы контактов с внеземными цивилизациями
- 11.8.3. Поиски внеземных цивилизаций
- 11.9. Методологические остановки «неклассической» астрономии XX в.
- Современная биологическая картина мира
- 12. Особенности биологии XX в.
- 12.1. Век генетики
- 12.1.1. Хромосомная теория наследственности
- 12.1.2. Создание синтетической теории эволюции
- 12.1.3. Революция в молекулярной, биологии
- 12.1.4. Методологические установки современной биологии
- 13. Мир живого
- 13.1. Особенности живых систем
- 13.1.1. Существенные черты живых систем
- 13.1.2. Основные уровни организации живого
- 13.2. Возникновение жизни на Земле
- 13.2.1. Развитие представлений о происхождении жизни
- 13.2.2. Возникновение жизни
- 13.3. Развитие органического мира
- 13.3.1. Основные этапы геологической истории Земли
- Геологические эры Земли:
- 13.3.2. Начальные этапы эволюции жизни
- 13.3.3. Образование царства растений и царства животных
- 13.3.4. Завоевание суши
- 13.3.5. Основные пути эволюции наземных растений
- 13.3.6. Пути эволюции животных
- 14. Возникновение человека и общества (антропосоциогенез)
- 14.1. Естествознание XVII— первой половины xiXв. О происхождении человека
- 14.2. Предпосылки антропосоциогенеза
- 14.2.1. Абиотические предпосылки
- 14.2.2. Биологические предпосылки
- 14.3. Возникновение труда
- 14.3.1. «Человек умелый»
- 14.3.2. Развитие древнейшей техники человека
- 14.4. Становление социальных отношений
- 14.4.1. Биологические предпосылки социальных отношений
- 14.4.2. Возникновение разделения труда
- 14.5. Генезис сознания и языка.
- 14.5.1. Раскрытие тайны происхождения сознания
- 14.5.2. Генезис языка
- Часть третья естествознание на порогеXxIв.
- 15. Теория самоорганизации (синергетика)
- 15.1. От моделирования простых систем к моделированию сложных
- 15.2. Характеристики самоорганизующихся систем
- 15.2.1. Открытость
- 15.2.2. Нелинейность
- 15.2.3. Диссипативность
- 15.3. Закономерности самоорганизации
- 16. Глобальный эволюционизм
- 17. На пути к постнеклассической науке XXI в.
- Заключение Наука и будущее человечества Естествознание как революционизирующая сила цивилизации
- Наука и квазинаучные формы духовной культуры
- Контрольные вопросы
- Литература
- Терминологический словарь
- Именной указатель
- Основные сокращения и обозначения
- Соотношения между некоторыми физическими величинами
- Содержание
- 1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания 12
- 2. Наука в цивилизациях древности 20
- 3. Создание первой естественно-научной картины мира в древнегреческой культуре 39
- 4. Естествознание в эпоху средневековья 64
- 5. Познание природы в эпоху возрождения 75
- 6. Научная революция XVII в.: возникновение классической механики 83
- 7. Естествознание XVIII -первой половины XIX в. 93
- 8. Естествознание второй половины XIX в.: на пути к новой научной революции 122
- 9. Научная революция в физике начала XX в.: возникновение релятивистской и квантовой физики 135
- 10. Мир элементарных частиц 149
- 11. Особенности астрономии XX в. 163
- 12. Особенности биологии XX в. 191
- 13. Мир живого 194
- 14. Возникновение человека и общества (антропосоциогенез) 210
- 15. Теория самоорганизации (синергетика) 224
- 16. Глобальный эволюционизм 228
- 17. На пути к постнеклассической науке XXI в. 229