Спортивные игры волчат и белочек
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 1. Телесные упражнения Поскольку цель физического воспитания - здоровье, и очень важное условие здоровья - солнце и свежий воздух, - все физические упражнения необходимо проводить под открытым небом. Каждый из волчат, даже самый большой шляпа, должен совершенствовать свою ловкость и подвижность. Должен натренироваться в быстром беге, в правильном и красивом прыжке. Не должно быть ни одного волчонка, который бы не умел свободно ходить на ходулях или ловить мячик левой рукой. Даваемые здесь упражнения разделены на группы: бег, прыжок, бросание, ловкость. Однако было бы свидетельством большой нерасторопности, если бы волчатник применял их в таком же порядке, как они здесь даны: на нескольких сборах одни только беги, на следующих - одни только прыжки и т.д. На сборе надо давать по одному /или по несколько упражнений/ из каждой группы, что составит на каждом сборе смесь из бегов, прыжков, бросания и т.п. Кроме того, надо помнить о постепенности упражнений: на первых сборах легкие, потом все более трудные упражнения. 2. Воспитание характера Вот правила, которые необходимо соблюдать во время всех игр, чтобы они служили не только тренировке тела, но и воспитанию характера волчонка. а. Каждый должен играть в открытую, значит без каких-либо мелких обманов или хитростей. На соблюдении этого правила надо особенно настаивать тогда, когда начальник стаи сам лично не присматривает за игрой. б. Каждый должен иметь шансы выиграть, поэтому более сильный волчонок или группа волчат должны давать более слабому противнику известное количество "очков" вперед. в. В случае какого-либо спора или недоразумения каждая сторона должна стараться первой уступить противнику. г. ВЕРНОСТЬ - это великий принцип скаута и волчонка. Верность это значит искреннее послушание и внутренняя дисциплина в отношении правил игры, судьи, начальника своей шестерки и капитана своей команды. д. СМЕЛОСТЬ и МУЖЕСТВО! Немыслим такой волчонок, который боялся бы какого-либо упражнения или борьбы. Если бы даже в сердце и был страх, его надо подавить. О слезах не может быть и мысли. Если станет очень больно или если кто-нибудь очень обидит - овладеть собой, улыбаться и сохранять спокойствие. Так поступают настоящие мужчины. е. Сварливость, обидчивость и обзывание товарищей обидными словами - свойства гадкие и совершенно чуждые волчонку. Вести себя свободно, весело, даже шумно - да, пожалуйста, сколько угодно. Но оскорблять кого-нибудь, или самому покинуть игру с надутым видом? Это волчонку не к лицу. ж. Нельзя сердиться на неуклюжих товарищей. Вместо этого надо им помогать и учить их. А если такой неуклюжий товарищ испортит игру или провалит свою группу в состязании, только неопытный, не развивший в себе рыцарские чувства волчонок станет упрекать его. Тот, кто испортил игру, сам, без каких-либо слов, больно переживает ужас своего положения. А отношение начальника стаи к таким неуклюжим мальчикам должно. выражаться следующими, приблизительно, словами: "Еще мало упражнялся. Не горюй. Будет лучше, если еще немного поработаешь". з. Если ты победил - будь скромен, иначе ты глуп. Это факт! Самодовольные" "люди - глупые. Они смешны своей надутостью, зазнайством, важностью. Эта опасность чрезвычайно велика у мальчиков в волчатском возрасте. Поэтому будьте осторожны! и. Если ты проиграл - будь полон веры в будущую победу и смело к ней готовься. Недаром настоящие борцы говорят: "Победить и почить на лаврах - это полное поражение; быть побежденным и не сдаться - это настоящая победа". Есть очень много таких законов рыцарей. Но и упражнений очень много, а потому будет множество случаев говорить на эти темы с волчатами. Это и есть тот путь, которым волчатник влияет на воспитание характера своих мальчиков. Не имеет смысла заставлять волчат заучивать эти законы наизусть. Другое дело начальник стаи - он их никогда не забывает. Только, Боже сохрани, не пилите ребят, не ворчите при каждой игре: "Не обманывай! Не реви..." Это надо делать иначе: "Мы должны быть смелы как рыцари. Врет, обманывает только трус. Волчонок не может быть трус". "Иногда неприятель очень мучил казака, пойманного в плен, но казак даже не дрогнул. О слезах не могло быть и речи. Каждый волчонок должен уметь - побороть слезы, потому что слезы - признак слабости". Понимаете? 3. Как проводить упражнения? Лучше всего на каждом сборе провести несколько упражнений. Было бы тоже очень хорошо, если бы волчата каждый день самостоятельно тренировались в разных упражнениях. Однако для этого необходимо, чтобы начальник стаи давал им каждый раз план на определенное время и объяснял, как его проводить. Так волчонок, упражняющийся на ходулях, вскоре стал бы чемпионом "ходульщиков"! Кроме того, от времени до времени можно весь один сбор посвятить состязаниям. Тогда будет состязание между всеми шестерками данной стаи по всем видам физической подготовки. Конечно, результаты такого события надо занести в летопись. Самые важные из всех состязаний - большие турниры, на которых соревнуются разные стаи, имеющиеся в районе. Такой турнир можно устроить или осенью по случаю Праздника Змея /запуск змеев/, или на Рождество - Зимний Турнир, или на Св. Георгия - в день перевода волчат в разведчики, и т.п. Наверно будут пользоваться успехом у волчат и специальные турниры, в которых стаи /шестерки/ состязаются между собой в одной какой-нибудь игре. Однако при упражнениях с волчатами и проведении соревнований полезно будет помнить некоторые истины, касающиеся мальчиков в волчатском возрасте. а. К соревнованию между волчатами надо подходить с большой осторожностью. Ее пересаливать. Постоянные конкуренция и гонка были бы ошибкой. Они могли бы исковеркать мальчиков и замучить их физически. б. Не все, что нравится начальнику стаи, приятно волчатам. Это важная истина. Есть один отличный признак, по которому волчатник может оценивать проводимые им упражнения. А именно - внимательно наблюдать за ребятами. Если заметите у волчат усталость или скуку - прерывайте упражнение и заменяйте другим. в. Целый ряд указанных дальше упражнений будут слишком трудны для волчат. Поэтому надо будет вооружиться терпением и соблюдать принцип постепенности /от более легкого к более трудному/. г. Радость, беззаботность, смех - огромное достоинство всех упражнениями игр. Их наличие зависит от руководителя. Волчатник не должен все время ограничивать свободу мальчиков, постоянно вводить разные запреты, требовать излишней серьезности и т.д. д. Игра - основная форма всех волчатских упражнений. Даже большие состязания и турниры - только игры. е. Цель состязаний не показать свое превосходство над другими, но подтянуться до самого высокого уровня сообразно своему возрасту. Поэтому в том же состязании несколько волчат /имеющих разные результаты/могу занять первое место. ж. Отличное средство против нездоровой погони за индивидуальными рекордами - проведение групповых состязаний. Отрицательные признаки личной конкуренции облагораживаются в групповых состязаниях переживанием общественных эмоций /жертвенность на пользу своей шестерки /команды/; дисциплина и подавление своих личных амбиций во имя интересов группы; вместо личного рекордсменства, групповой патриотизм и т.п./. з. К этим предостережениям надо прибавить еще одно, тоже имеющее отношение к опасностям, возникающим при неправильном пользовании состязаниями. У каждого человека, а значит и у каждого ребенка есть инстинкт самосохранения. Этот инстинкт, как некий внутренний голос, предостерегает человека против действия, которое может угрожать опасностью. Например какой-то голос подсказывает нам не подходить к краю пропасти; какое-то внутреннее опасение сдерживает нас, чтобы мы не отплывали слишком далеко от берега. И интересная вещь: если организм обладает предсознательной уверенностью, что может справиться с данной трудной задачей, он не защищается даже против рискованного начинания. Например, сильный пловец не ощущает страха даже тогда, когда он далеко отплыл от берега. Так вот мальчики в волчатском возрасте часто определяют свое отношение к упражнению на основе этого, им одним известного, внутреннего голоса. Психоз состязания, подстрекание товарищей или подбадривание со стороны неразумного начальника могут ослабить действие инстинкта самосохранения. Поэтому имеет огромное значение следующий принцип: если волчонок противится выполнению трудного и рискованного упражнения, никогда не принуждать его. И если организуете какие-нибудь трудные упражнения, неуклонительно соблюдайте принцип добровольности в их выполнении. Кто хочет - выполнит, кто не хочет - не принимает участия. И над этими вторыми ни в коем случае нельзя насмехаться, а надо придумать для них подобные, но более легкие упражнения. и. И, наконец, пользуясь состязаниями, полезно помнить следующий мудрый принцип: Как можно реже пользуйтесь призывом: "КТО БЫСТРЕЕ!", зато почаще ставьте вопрос "КТО ЛУЧШЕ!" к. А вот несколько принципов гигиены: 1. если кто-нибудь задыхается или побледнел, пусть сразу выходит из игры; 2. напряженные упражнения или игры надо часто прерывать, обеспечивая ребятам необходимый отдых; 3. нельзя устраивать упражнения в разгар жары - в полдень, на солнцепеке; 4. трудные упражнения проводить в легкой одежде; если ребята разгорячились, заставьте их в перерыве накинуть на себя что-нибудь теплое; 5. во время напряжения мало пить, чтобы не потеть; после напряжения сперва остыть, потом пить; 6. надо постоянно помнить, что соперничество устраняет естественный тормоз, каким является чувство усталости, из-за чего организм ребенка подвергается чрезмерному и недопустимому напряжению. Отсюда вытекает мое последнее принципиальное предостережение ко всем начальникам стай: будьте осторожны, применяя соревнование в работе смалышами! Не разжигайте дух соревнования, наоборот - притормаживайте. ГРУППА 1 - БЕГ+ I. Бег задом - максимум 20 метров 2. Бег боком подвигая одну ногу к другой, максимум 30 метров. 3. Бег на одной ноге - максимум 15 метров. 4. Бег на одной ноге задом - максимум 15 метров. 5. Гонки четвероножек в которых волчата бегут на четвереньках. 6. Бег раков - бег на четвереньках задом. 7. Катание тачек Один волчонок лицом вниз упирается руками в землю и протягивает раздвинутые ноги. Другой подхватывает его ноги в подъеме и поднимает на уровень своих бедер. В таком состоянии оба двигаются вперед. Дистанция - 10 метров. 8. Гонки сороконожек Каждая шестерка - сороконожка. Ребята становятся в затылок, хватают друг друга за пояс и бегут. Выигрывает сороконожка, первой достигшая цели, не разорвавшись. 9. Гонки на квадригах Квадригами назывались легкие двуколки, запряженные четырьмя
+Максимальная дистанция бега не может быть больше 50 "60 метров. Волчатский бег это только игра и упражнение в ловкости. Никаких спортивных бегов применять нельзя, никакой тренировки "стиля" и "формы" бега проводить не разрешается.
лошадьми, на которых римляне любили устраивать гонки. Волчата пробуют устроить такие римские гонки. Вся шестерка составляет одну квадригу. Все волчата становятся в ряд, держась за руки, или сплетая руки наподобие братского круга. Они кони. Начальник шестерки, как кучер, стоит за ними. Для большего шика он может одеть на среднего коня веревочные вожжи. Каждая шестерка старается первой добежать до цели, не разорвав сплетенные руки. Более трудная разновидность - бег не по прямой линии, а с поворотами, или туда и обратно, обежав вокруг цели или по эллипсу, по линии восьмерки и т.п. Общая дистанция не больше 40 метров. 10. Конные гонки На трассе в 30 - 40 метров устраивают следующие препятствия: а. ручей/начертить две линии на расстоянии 70 - 100 см./ б. барьер /какая-нибудь скамеечка или пара кирпичей, через которые надо перепрыгнуть/. На каждом препятствии - судья. 11. Опрокинь - поставь Состязание между шестерками. Шестерки выстроены рядами в затылок. Перед каждой шестеркой на расстоянии 10 - 15 метров бутылка или воткнутая в землю палка. По сигналу первый из каждой шестерки мчится к бутылке /палке/, опрокидывает ее и бегом возвращается к своей шестерке, хлопает по ладони следующего, а сам становится в хвост. Следующие, добежав до бутылки, должны поставить ее /воткнуть палку/ и так далее, ставя или опрокидывая, пока не сбегают все ребята. Выигрывает более быстрая шестерка. 12.Оденься - разденься Состязание между шестерками. Происходит так же как № II /опрокинь - поставь/. У цели каждый должен застегнуть и расстегнуть рубашку, завязать или развязать ботинок и т.п. Перед каждой шестеркой должен быть отдельный судья. 13.Гонки заколдованных Состязание между шестерками. Происходит так же как № II. Ребята бегут к цели на четвереньках, потому что злой волшебник превратил их в собак. У цели судья прикасается к "собаке" волшебной палочкой и возвращает ему человеческий облик. Волчонок немедленно выпрямляется и мчится к своей шестерке, чтобы ударом по ладони дать сигнал следующей "собаке". 14.Бег за фантом Состязание между шестерками. Проводится как № II. Каждый волчонок дает судье какой-нибудь фант. Судья складывает все фанты в кучу у цели и следит за тем, чтобы во время состязания каждый волчонок схватил свой фант. У каждой шестерки отдельный судья. 15.Посадка картофеля Состязание между шестерками. Проводится как № II. Перед каждой шестеркой 4 камешка, изображающие картофель. Между стартом и целью рисуют подряд 4 круга, каждый по 30 см. в диаметре, изображающие ямку для посадки. Волчата на бегу кладут картофель в ямки. Следующие за ними на бегу вынимают картофель и приносят на старт. Выигрывает шестерка, быстрее и правильно окончившая посадку /посадивший вне крута проигрывает/. 16.Построй - разбери Состязание между шестерками. Проводится как № II. Перед каждой шестеркой по 2, 3 или 4 палочки. Добежав до цели, первые волчата должны сложить из палочек заданную фигуру /крест, треугольник, квадрат и т.п./. Следующие волчата разбирают фигуру и приносят палочки на старт. Третьи снова складывают фигуру, и т.д. I7.Бег пожарных Проводится как состязание между шестерками. Шестерки стоят колонками, попарно. По сигналу, первая пара каждой шестерки хватает с двух сторон предмет, приготовленный для перенесения /стол, скамейка, табуретка/ и бежит с ним до цели /около 20 метров/, где оставляет его и бежит держась за руки обратно, чтобы стать в хвост своей колонки. По пути прикосновением руки освобождается следующая пара, которая бежит к цели и приносит оставленный предмет, передает его третьей паре, и т.д. 18.Пограничники и контрабандисты Играющие делятся на две группы, которые поочередно становятся то пограничниками то контрабандистами. Группы стоят друг против друга на расстоянии около 40 метров, за линиями, означающими поле каждой из них. Посредине, между полями, чертят круг, означающий секретное убежище контрабандистов. К началу игры контрабандисты собираются в убежище, а пограничники у линии на своем поле. По сигналу контрабандисты выбегают из убежища, чтобы добежать до своего поля, а пограничники стараются их поймать - прикоснуться или сорвать нарукавную повязку. За каждого пойманного один пункт. 19.Борьба за флаг Волчата стоят в двух шеренгах, друг против друга, на расстоянии 15 - 30 шагов. В обеих шеренгах ребятам даны номера. Одна шеренга - казаки, другая - турки. На.1/3 расстояния между шеренгами, ближе к туркам ставится флажок. Руководитель вызывает номера. Обозначенные этими номерами ребята немедленно выбегают, причем турок стремится похитить флажок и бежать к своим. Русский старается его поймать /прикоснуться/. Пойманный берется в плен, успевший добежать до своих забирает в плен неудачно погнавшегося за ним. За каждого пленного - один пункт. 20.Эстафета Состязание между шестерками, стоящими рядами. Цель - на расстоянии около 20 шагов. По пути к цели, каждые пять шагов, перед каждой из шестерок, следующие препятствия: а. линия, на которой надо кувыркнуться, б. круг, в котором надо 2 раза повернуться вокруг собственной оси, в. стул, между ножками которого надо проползти, либо иные препятствия. У цели лежит палочка. Первые ребята из каждой шестерки, преодолев препятствия, добегают до цели, хватают палочку и вернувшись к своим передают палочку следующим. Те, в свою очередь преодолев препятствия, оставляют палочку у цели, и т.д. Игра вызывает у ребят много соблазнов - попытки облегчить себе задачу путем нарушения правил. Поэтому надо строго следить за соблюдением условий игры и выработкой характера волчат. 21.Спасай Волчата бегают свободно. Один ловит, другие удирают. Удирающий имеет в руке какой-нибудь предмет /платочек, мячик и т.п./, который он на ходу передает другому волчонку /не бросает, а передает/, крича: "Спасай!". Тот удирает и в свою очередь передает другому с криком: "Спасай!". Тот, кто ловит, должен прикоснуться к обладателю предмета прежде чем тот успел передать предмет другому. Пойманный таким образом вступает на его место и начинает ловить. 22.Часы Стая делится на две команды. Обе команды составляют круг; одна - внешний, другая - внутренний. По знаку начальника один из волчат внутреннего круга бежит вокруг своей команды, и обежав полный круг ударяет своего товарища, который немедленно бежит дальше и т.д. Во время этого бега волчата внешнего круга передают /или бросают/ друг другу мячик. Каждый, кто передаст или бросит мячик неправильно и каждый, кто его уронит, должен поднять мячик, вернуться на свое место и снова бросать. Когда последний волчонок из внутреннего круга окончит свой бег, подсчитывается, сколько раз мячик обошел вокруг внешний круг. Тогда команды меняются, и игра повторяется. Выигрывает команда, в которой мячик обошел круг большее количество раз за время употребленное внутренним кругом на бег. ГРУППА II. - ПРЫЖКИ+ 1. Прыжки вверх по свистку Это как бы подготовка к прыжкам, но в то же время упражнение для выработки внимательности и дисциплины. Когда руководитель свистнет раз - волчата подпрыгивают один раз; если руководитель свистнет 4 раза - подпрыгивают 4 раза. Сигналы должны быть короткими и следовать быстро один за другим. Упражняться недолго, так как такие прыжки утомительны. 2. Прыжки с места /без разбега/ в даль 3. Прыжки с пробкой Шестерки стоят рядами в затылок. Напротив, на расстоянии 10 метров перед каждой шестеркой нарисован круг радиусом в 1 метр. Волчата прыгают по очереди на одной ноге, подталкивая другой ногой пробку. Пробку надо загнать в круг. Кто смог это проделать, хватает пробку рукой и бежит к своим, чтобы передать пробку следующему. Все поочередно проделывают то же самое. 4. Прыжок с фокусом Фокус надо проделать в воздухе, во время прыжка. Расстояние и высота не важны, важно красиво выполнить фокус. Вот примеры фокусов: а. стукнуть каблуками 1 раз, 2 раза или 3 раза; +Прыгать только на мягкой земле! б. хлопнуть каблуками как в гопаке; в. хлопнуть ладонью о каблук или одновременно обеими руками о каблуки; г. во время прыжка сделать полуоборот, полный оборот; д. хлопнуть в ладоши раз, два, три ... /кто больше?/; е. хлопнуть в ладоши спереди или сзади, и т.п. 5. Козел Это трудное упражнение. Один из мальчиков становится нагибаясь вперед и опустив голову как можно ниже, изо всех сил упирается руками о колено правой, выдвинутой вперед ноги. Другие мальчики из его шестерки разбежавшись перепрыгивают через него, широко расставляя ноги и на лету отталкиваясь руками от его спины. Надо начинать с перепрыгивания через самого низкого мальчика, который должен стоять, пригнувшись, как можно больше. По мере приобретения волчатами опыта, мальчик разгибается постепенно все больше и больше. Надо только постоянно помнить о том, чтобы он наклонял голову. Когда уже есть опыт, можно устраивать целую цепь козлов. Волчонок № 1 стоит пригнувшись, № 2 перепрыгивает через него, отбегает шагов 5 " 10, становится, сгибает спину. № 3 перепрыгивает через № 1 и № 2 и сам, в свою очередь, останавливается согнувшись и так до последнего члена шестерки. Тогда № 1 перепрыгивает через всех по очереди. 6. С камня на камень Кто бывал в горах, тот знает, что горные ручьи бывают широкие, но мелкие и в них столько торчащих камней, что ловкий путешественник без труда может перейти с берега на берег, не промочив ноги. Обозначьте линиями берега ручья. Если поблизости есть кирпичи, выложите из них зигзагом дорожку с берега на берег таким образом, чтобы кирпичи отстояли друг от друга приблизительно на 1 метр. Если кирпичей нет, нарисуйте вместо них кружки. Затем прыгайте по очереди с камня на камень" не "промочив" ноги. 7. Гонки прыгающих воробьев Шестерка выстроена в шеренгу. Расстояние между ребятами 1-2 шага. Все присели на корточки, крепко держась руками за собственные пятки. По сигналу воробьи прыгают на обеих ногах по направлению к цели /около 10 шагов/. Нельзя выпускать пятки из рук. 8. Гонки прыгунов Шестерки стоят параллельными рядами в затылок. Между шестерками расстояние в 10 шагов. Перед ними, тоже на расстоянии 10 шагов, цель, причем расстояние это разделено линиями на 10- 15 равных частей. По сигналу первые ребята из каждой шестерки прыгают обеими ногами /ступни вместе!/, помогая себе взмахом рук и стараясь перепрыгнуть каждый раз через одну черту. Достигнув цели /обозначенной кругом/, ребята прыгают таким образом назад к своей шестерке и прикосновением руки дают следующему волчонку сигнал проделать то же самое. Побеждает шестерка, которая не только первой окончила прыганье, но и не совершила ошибок. Ошибками считаются: обычный бег, наступание на линию, прыжок на одной ноге. 9. Гонки духов Шестерки стоят рядами. Ход игры такой же, как в № 8, однако между стартом и целью нет никаких линий. Ребята продвигаются мелкими прыжками, совершенно выпрямившись, т.е. не сгибая ногу в коленях. Прыгающий сжимает между ступнями какой-нибудь предмет: маленький мячик, спичечную коробку, камушек и т.п. Прискакав обратно, волчонок передает предмет следующему, и тот проделывает все таким же образом. Это очень трудные, но и очень веселые гонки. 10.Сложение прыжков Шестерки стоят рядами, в затылок. № 1 каждой шестерки касается пальцами ног общей для всех шестерок линии. Из этого исходного положения они стараются прыгнуть как можно дальше, обеими ногами вместе. Руководитель отмечает длину прыжка, проводя черту в конце оттиска пятки "задней" ноги. № 2 становится пальцами ног к этой черте и отсюда прыгает обеими ногами вместе. Выигрывает шестерка, в сумме прыгнувшая дальше. 11.Скакалка малая Дайте каждому волчонку веревку такой длины, чтобы середина ее еле-еле касалась земли, когда мальчик, вытянув руки в бок, держит за концы веревки. Это скакалка. Некоторые упражнения со скакалкой настолько хорошо подходят для волчатских турниров, что должны были бы приняться в каждой стае. А вот примеры упражнений. а. Кто проскачет без ошибки 20 раз? /Нельзя устраивать состязания на то, кто дольше проскачет, так как это было бы очень вредно для здоровья волчат/. б. Кто скачет лучше всех? Этот конкурс решает коллегия из трех судей. в. Пробежать 20 шагов, все время перепрыгивая через скакалку. г. Скакание на 1 ноге. д. Скакание задом. е. Скакание задом на 1 ноге. ж. Два скачка обеими ногами, два на левой, два на правой ноге, потом опять два обеими ногами. Кто дольше не собьется. з. Tоже самое задом. и. Скакать на одном месте, занося вперед то правую, то левую ногу, как при ходьбе. к. Скакать, скрещивая руки после каждого прыжка. л. Принять гостя. Когда один волчонок вертит скакалку, другой прыгает к нему, и оба скачут дальше лицом друг к другу. м. То же самое, но гость присоединился сзади, и оба продолжают скакать спиной друг к другу. н. То же самое, но гость, скача, поворачивается вокруг. о. То же самое, но гость то впрыгивает в игру, то выпрыгивает из-под скакалки. Упражнения со скакалкой настолько разнообразны и интересны, что стая могла бы посвящать им раз в год специальный турнир. Тем более, что кроме малой скакалки имеется еще, не менее интересная, большая скакалка. 12.Скакалка большая Это веревка длиной около 6 метров, которую два волчонка ритмически крутят, вращая вытянутой рукой. В отличие от малой скакалки /см. №11/ со скакалкой большой упражняется вся шестерка вместе. Двое вращающих скакалку должны внимательно следить, чтобы она вращалась в направлении ОТ скачущих, а не к скачущим. А вот примеры упражнений. а. Которая шестерка сумеет поодиночке так перебежать под скакалкой, чтобы никто не задел веревку? б. Которая шестерка перепрыгнет в полном составе 5 раз через скакалку? Делается это так: двое вращают скакалку, а четверо остальных по очереди подскакивают к скакалке, присоединяясь друг к другу и кладя руки друг другу на плечи или бедра. Счет прыжков начинается с того момента, когда все четверо вместе скачут под скакалкой. Подготовкой к этому упражнению должно быть обучение прыгать вдвоем и втроем. в. Скачущая группа ритмически хлопает в ладоши. г. Прыганье на одной ноге. д. Прыганье с поворотом. А ну-ка, попробуйте проделать это всей шестеркой. е. Прыганье с закрытыми глазами. Внимание: Все прыжки - очень утомительные упражнения. Пользоваться ими надо очень умеренно. Это относится в особенности к упражнениям со скакалкой, которых не может быть слишком много на одном сборе. ГРУППА III. - БРОСАНИЕ 1. Попадание шишкой в дерево Каждый волчонок заготовляет себе 5 шишек. Потом все становятся в расстоянии 5-10 шагов от дерева и бросают по очереди, стараясь попасть в пень. 2. Попадание монеткой в тарелку Шестерки стоят рядами. Перед каждой шестеркой на расстоянии 5 шагов стоит жестяная тарелка или другая посуда. Тарелка может стоять на полу или на столе. Вожак каждой шестерки получает 5 монеток, которые поочередно бросает каждый из волчат, стараясь попасть в тарелку. За каждую монетку, оставшуюся в тарелке, шестерка получает один пункт. 3. Попадание камешком в воронку Состязание проводится так же, как № 2, но только вместо монет шестерки получают камешки, приблизительно одинаковой величины. Камешки надо бросить в воронку, находящуюся в 10 метрах. "Воронкой" может быть нарисованный круг, диаметром в 3 метра. 4. Попадание мячиком в корзинку Поставьте на земле корзину и старайтесь попасть мячиком внутрь ее. Начинайте с маленьких расстояний, отодвигайте корзину все дальше и дальше. Если бы под рукой не было никакой корзинки, возьмите шапку. 5. Попадание мешочком в цель Сшейте из любой /лучше цветной/ материи мешочек, длиной D 10 см. Наполните его наполовину горохом, фасолью, если ничего другого нет - хотя бы песком. Каждая стая должна иметь несколько таких мешочков, так как они очень хороши для попадания в цель. Целью будут 3-4 концентрических круга, нарисованные на земле, достаточно большого размера, обозначенные номерами I, 2, 3, 4 /4-ый - самый маленький/, как это бывает на мишенях для стрельбы. На расстоянии 10-15 шагов от цели проведите черту, с которой волчата, по шестеркам, правой рукой бросают мешочки в цель. Каждый имеет право бросить 3 раза. Каждый получает количество пунктов равное номеру круга, в который он попал. В случае неясности, всегда считается в пользу бросавшего. Выигрывает шестерка, получившая больше пунктов. 6. Цепь пожарных Шестерки стоят шеренгами, волчонок от волчонка на 3 шага, вожаки на правом фланге. Перед правофланговыми лежит по ' 5 предметов разной величины и разного веса, напр.: шапка, резинка, мяч, камень, палка. По сигналу вожак шестерки старается как можно быстрее перебросить поочередно эти предметы соседу слева, который в свою очередь перебрасывает их следующему и так далее до конца шеренги. Последний на левом фланге складывает все предметы перед собой. Выигрывает шестерка, которая быстрее всего перебросит все предметы и сделает меньше всего ошибок. Почему это упражнение названо "Цепь пожарных"? Если бы действительно где-нибудь вспыхнул пожар, каким образом волчата могли бы оказать помощь? 7. Фокусы с мячиком+ Упражнения с мячиком, так же как и со скакалкой, замечательные упражнения. И просто непонятно, откуда берется множество мальчиков, не умеющих бросать мяч. Указанные здесь упражнения следует проводить как можно чаще - дома, в школе, на дворе - потому что они развивают ловкость и подвижность всего тела и являются подлинно волчатскими упражнениями. Тот кто ничего не умеет, должен начинать с самых простых упражнений. Волчата, овладевшие уже некоторыми приемами, должны упражняться в новых. Очень важно натренировать левую руку так же точно, как и правую. +Всякий раз, когда употреблено слово мячик, имеется в виду мячик весом около 100 грамм и около 20 см. окружностью. Бросание вверх а. Бросить вверх обеими руками и поймать обеими руками. б. Кто умеет больше раз ударить в ладоши /перед собой или за спиной/, пока брошенный мяч в воздухе. в. Бросить мячик вверх, обернуться кругом и поймать. г. Бросить вверх и поймать правой рукой /левая за спиной/, за тем наоборот - левой бросать и ловить, правая за спиной. д. Подбросить мячик правой, поймать левой рукой /и наоборот/. е. Бросить мячик вниз и поймать до того как упадет на землю. ж. Подбрасывать и ловить мяч на ходу и на бегу. з. Хлопнуть в ладоши под коленом, пока мячик летит. и. Стать на колено /на оба колена/, пока мячик летит. Отраженный мяч а. Ловить обеими руками /одной рукой/ мяч, отскакивающий от земли. б. Бросать мяч о стенку и ловить его обеими руками /одной рукой/. в. Кто успеет большее количество раз хлопнуть в ладоши пока мячик отскакивает от стенки. г. То же самое, но хлопать в ладоши за спиной. д. То же самое, но становиться на колено и на оба колена. е. То же самое, но становиться на колено и хлопнуть в ладоши. ж. То же самое, но, повернувшись кругом, поймать мяч обеими руками, одной рукой, правой, левой рукой. з. То же самое, но в промежутке коснуться рукой /руками/ земли, поймать мяч обеими руками, одной рукой. и. Кто сумеет дольше всех ладонью ударять мяч о землю. к. Кто большее количество раз ударит мяч о стенку, не дав ему упасть на землю. л. Бросать мяч о землю под таким углом, чтобы он отскочил от стенки. Поймать обеими руками, одной рукой. Два волчонка - один мяч а. Один бросает, другой ловит. Обеими руками, одной, правой, левой. б. За время полета мяча хлопнуть в ладоши, становиться на колено, обернуться кругом и т.п., как было указано выше. в. Бросить из-под плеча, поймать стоя на коленях. г. Ударить мяч о землю таким образом, чтобы он полетел к волчонку. д. Бросать мяч, ударяя по нему ладонью. е. Бросать мяч, ударяя по нему кулаком. 8. Фокусник Приходилось ли вам видеть в цирке человека, который подбрасывает на воздух и ловит одновременно несколько предметов? Попробуйте проделать это с двумя мальчиками, следующим образом: левая рука подбрасывает мячики по очереди вверх, правая рука ловит мячики в воздухе и передает левой. Бывают такие мальчики, не цирковые фокусники, а простые волчата, которые умеют подбрасывать и ловить одновременно три мячика. 9. Попадание мячиком в цель на стене Упражнение для всей шестерки. Начертите на стене кружок диаметром в 30 см. Волчата по очереди становятся в расстоянии 1 метра от стенки и бросают мячик в цель. Чтобы не терять много времени, надо организовать собирание и подавание мячика. Следующее упражнение - с дистанции в 1,5, в 2 метра. Волчонок, который 3 раза подряд промахнется, выбывает из игры. Последний получает титул "короля". Чтобы волчата выбывающие из игры не скучали, организуйте для них "конкурс бодрости". 10. Попадание мячиком в колокольчик Подвесьте на веревке колокольчик и старайтесь попасть в него мячиком с некоторого расстояния. 11. Бросание мяча сквозь катящееся колесо Тут имеется в виду большое колесо, которое должен уметь хорошо катить любой волчонок. Так вот в такое катящееся колесо надо бросить мячик так, чтобы он пролетел сквозь него. Делают это следующим образом: волчата стоят в одну шеренгу, на расстоянии 5-10 шагов друг от друга. Каждый держит мячик. Один из мальчиков медленно катит колесо вдоль шеренги, шагах в 10-ти. Волчата поочередно стараются бросить мячик сквозь колесо. Надо подавить в себе обычный соблазн - бросить мячиком в мальчика, катящего колесо. 12. На воде Плавающий предмет - надутый мешочек, шар, мяч, кусок дерева - это морж. Охотники попадают в него камешками. Разновидность: пустить на воду корабль из дерева или древесной коры и устроить морской бой, стараясь попасть в корабль камешками. 13. Мастера Эта игра позволяет проверить, какая шестерка лучше всех умеет бросать и ловить мячик. Стая построена шестерками. Каждая шестерка стоит в ряд, в затылок. Перед каждой шестеркой в 3 шагах ее вожак с мячиком. По сигналу вожаки бросают мячик первым волчатам своей шестерки. Те ловят и отбрасывают мяч вожаку, а сами становятся на оба колена. Тогда вожаки через голову стоящего на коленях бросают мячик следующему волчонку и т.д. Когда последний в ряду поймает мяч, он бежит и становится во главе ряда, а все стоящие на коленях встают /лучше чтобы вожак шестерки скомандовал "ВСТАТЬ"/. После этого вожаки шестерок отодвигаются на шаг назад, и игра продолжается до тех пор, пока волчонок стоявший в начале игры первым в ряду не окажется последним в своем ряду. Выигрывает самая быстрая шестерка. 14.Попадание кружком в цель Из лозы заготовляются кружки, диаметром в см. 10 - 15. В расстоянии 5 шагов от играющих поставлена бутылка или воткнута в землю палочка. Волчата по очереди бросают кружки так, чтобы надеть их на бутылку /палочку/. Каждый бросает по 3 раза. За каждое попадание - пункт. Выигрывает шестерка, получившая больше пунктов. 15.Сбивание_камней На большом плоском камне или на земляной сопке положите 10-15 камешков. Разделите ребят на команды. Которая команда, бросая камнями, собьет больше камешков, I. вариант: перед каждой шестеркой поставлен торчком большой продолговатый камень. Кто первый опрокинет его бросая камнями. II. вариант: на палке /вилке/ воткнутой в землю положен камень. Кто первый собьет его бросая камнями. НЕ ЗАБУДЬТЕ О МЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ ! ГРУППА IV. - ЛОВКОСТЬ И ВЛАДЕНИЕ СОБОЙ I. Пройти в указанном направлении 15-20 шагов с закрытыми глазами /напр.: по доске пола/. Вариант: перед этим три раза повернуться кругом с закрытыми глазами. 2. Прыгать 20 секунд на одной ноге с закрытыми глазами. 3. Ходить, держа на ноге коробку спичек Вариант: идти с мячиком на ноте, держа мячик на открытой ладони. 4. Идти с книжкой на голове 5. Пройти с полным стаканом воды в протянутой руке и не пролить ни капельки. А сумеете ли про делать то же самое с двумя стаканами, по одному в каждой руке? 6. Перелезть через забор Забор! Какой же это чудесный гимнастический прибор, какое богатство разновидностей в любой местности. Сколько десятков упражнений можно на нем проводить. Увы - с заборными делами связано столько скверных традиций, столько глупостей, проделанных многими поколениями мальчиков, что взрослые как-то не питают доверия к заборным упражнениям. Советую до начала этих упражнений заручиться согласием хозяина забора и принять меры против несчастных случаев, угрожающих штанам. Никакого списка упражнений не даю, потому что они находятся в полной зависимости от качества забора. 7. Влезть на дерево На тонкое и на толстое. 8. Подняться по канату Не слишком высоко. 10. Сплести руки и не разрывая их, переставить через них ногу 11.Поднять яблоко Кто проделает такой фокус: на полу поставить тарелку с яблоком. Стать на колени в расстоянии ступни от яблока, держа оба колена сжатыми вместе. Заложить руки за спину, нагнуться и поднять яблоко зубами. Вариант: А кто сумеет вытянуть ртом яблоке плавающее в тазике с водой? 12.Кто выше взмахнет ногой? Приоткройте на половину дверь. Через дверь перекиньте веревку, на которой подвешен какой либо предмет /мячик, яблоко, картофель и т.п./. Пусть один из волчат регулирует уровень висящего предмета, начиная с уровня плеча и поднимая, по мере тренировки, до уровня подбородка, глаз, волос, поднятой руки. Волчата стараются взмахом ноги коснуться висящего предмета. 13.Кто сумеет повернуться кругом, все время держась правой рукой за ножку стола Оборачиваться под рукой, не становиться на колено. 14.Сидеть на бутылке Принесите на сбор две толстых, пивных бутылки. Пусть волчата по очереди попробуют сидеть на одной из бутылок, положив пятки вытянутых ног на другую бутылку. Бутылки катаются и ускользают из-под сидящего. Бутылки должны лежать на полу не параллельно друг к другу, а под прямым углом. Если кто из волчат, набравшись опыта, сумеет сидя на бутылках зажечь спичку, продеть нитку в иголку или балансировать со стаканом воды, - докажет свою незаурядную ловкость. 15.Притяни сапог К большому, тяжелому сапогу привязывают длинную и тонкую нитку. Сапог ставят в одном конце комнаты, волчата садятся в другом. Кто сумеет притянуть сапог не перевернув его и не порвав нитку? 16.Слепой щенок Положите на земле несколько конфет в бумажках. Каждый волчонок по очереди отходит на 10 шагов от конфет. Ему завязывают глаза и после этого его поворачивают несколько раз кругом. Теперь пускай он ощупью найдет конфеты. Нашедший получает в награду одну конфету. 17.Ловкий как кот Кто сумеет выпить из тарелки воду, не пользуясь руками, а одним только ртом, и, приняв следующее положение: ноги закинуты на скамейку, ладони упираются в землю, голова опущена над тарелкой? 18. Бабушкино мастерство Кто успеет в течение одной минуты большее количество раз продеть нитку в иголку? /Продеть - вытянуть, продеть - вытянуть.../ 19. Ловкий китаец Перед каждым мальчиком, на столе или на полу, несколько десятков зернышек риса. В правой руке булавка. По сигналу каждый накалывает на булавку одну рисинку, кладет ее в левую руку и накалывает таким же порядком следующие. Через одну минуту - свисток. Каждый подсчитывает количество "заколотых" рисинок. Выигрывает тот, у кого больше всего. Скажите ребятам, что не будете проверять количество "заколотых" зерен, потому что волчонок смел и не боится говорить правду. 20.Поймай тарелку Волчата стоят широким кругом, руководитель в середине, с деревянной или жестяной тарелкой в руке. Руководитель запускает тарелку вращательным движением, как волчок, вызывая одновременно одного из ребят. Тот должен подбежать к тарелке и схватить ее в руку. Если не сумеет схватить, не успеет или опрокинет - проиграл. 21.Коснуться пола пальцами рук, не сгибая колен 22.Коснуться коленом лба, стоя на одной ноге 23.Коснуться ступней лба Делайте это сидя, стоя - не справитесь. 24. Перейти по узенькому мостику /по планке опрокинутой скамейки, по тонкому стволу сваленного дерева и т.п./ 25. Ручная борьба за равновесие Два волчонка становятся друг против друга в расстоянии чуть-чуть меньшем, чем длина их вытянутых рук. Стоять надо как на "смирно" с той только разницей, что ступни должны быть сомкнуты. Борьба состоит в том, что ребята ударяются ладонями, стараясь выбить друг друга из равновесия. Проигрывает тот, кто хоть немного подвинет ступню. Борьба повторяется трижды. 26.Ножная борьба за равновесие Начертите круг диаметром в 2 шага. Это ринг, на котором происходит борьба. Два волчонка становятся на ринге, руки в боки, поднимают левую /правую/ ногу высоко вперед так, чтобы зацепиться за протянутую ногу противника. Начинается борьба, в которой противники, стоя на одной ноге, пытаются другой ногой вытолкнуть друг друга за ринг, или заставить стать на обе ноги. 27.Борьба ногами Два волчонка садятся друг против друга. У каждого согнуты колени, под коленями палка, руки просунуты под палкой и сплетены на коленях. Противники упираются друг в друга пальцами ног и стараются толчками опрокинуть друг друга. 28.Война петухов Сперва опишем борьбу двух петухов, о потом войну между шестерками. Два волчонка становятся друг против друга на одной ноге, сплетают руки за спиной, подпрыгивают и наскакивают друг на друга, толкая плечом. Выигрывает тот, кто выбьет противника из равновесия, т.е. заставит его коснуться земли второй ногой. Петушки должны помнить, что часто ловкость важнее силы, нпр.: увертка в сторону. А война происходит следующим образом: поле сражения - прямоугольник 6 х 15 шагов. Шестерки стоят вдоль длинных сторон прямоугольника, вожаки шестерок, по всем правилам военной хитрости, назначают борцов. Сперва сражается первая пара противников, поело нее вторая и т.д. Первенство в назначении борца все время переходит с шестерки на шестерку. Проигрывает и уводится в плен волчонок, который а. потеряет равновесие и коснется второй ногой земли; б. будет вытеснен с поля сражения /за линию/; в. схватит противника руками. 29.Борьба козлов Волчата становятся на корточки друг против друга, на расстоянии 1 шага. По сигналу начинают борьбу, ударяя ладонями по ладоням противника, стараясь опрокинуть его назад и заставить сесть. Во время борьбы можно двигаться только прыгая на обеих ногах и нельзя выпрямлять ноги. 30.Гонки со вдеванием нитки в иголку Шестерки стоят рядами. В 15 метрах - цель. У цели, перед каждой шестеркой стоит судья с ниткой и иголкой. Роль судей исполняют волчата, откомандированные самими волчатами из числа соседней шестерки /I. шестерка посылает судью для II., II. для III. и т.д./. По сигналу, крайние из каждой шестерки бегут к своим судьям, стараются как можно быстрее вдеть нитку в иголку и, добежав до своей шестерки, коснуться руки следующего волчонка. Том временем судьи извлекают нитки из иголок и ждут следующих бегунов. Выигрывает самая быстрая шестерка. Позаботьтесь о том, чтобы толщина нитки и величина игольного ушка были одинаковыми у всех шестерок. 31.Гонки с собиранием спичек Проводится так же, как и № 30. Вместо нитки и иголки у каждого судьи коробка спичек. Проверьте, чтобы в коробках было равное количество спичек, нпр.: по 20. Каждый судья рассыпает на земле /на полу/ маленькой кучкой спички и кладет рядом коробку. Бегуны должны собрать спички, сложить их в коробку головками в одну сторону и ЗАКРЫТЬ коробку. В промежутке между бегунами, судьи снова рассыпают спички. 32.Гонки с построением пирамиды из спичечных коробок Происходит как № 30. 33.Гонки с вырезыванием букв из газеты Происходит как № 30. В руках у судей - кусок газеты и ножницы. Каждый бегун должен вырезать одну букву и отдать ее судье. Для вырезывания надо назначать буквы, часто появляющиеся, как А, О, Е, Н, П, С, а не редкие, как Ъ, Э, Й, Ж. 34.Гонки с переливанием воды Как № 30. Проводятся вне помещения. Каждый судья получает маленькую бутылочку и кувшин с водой. Смотрите, чтобы посуда была у всех одинаковая. Бегун должен налить в бутылочку воды дополна, стараясь пролить как можно меньше, чтобы воды в кувшине хватило для всех членов его шестерки. В промежутке между бегунами судьи выливают воду из бутылочек обратно в кувшины. Выигрывает шестерка, у которой в конце игры осталось больше воды. 35.Гонки с яйцом Как № 30. Перед каждым судьей на земле /на полу/ "яйцо" /резиновый или пластмассовый мячик, яблоко, картофель и т.п./. Бегуны из каждой шестерки поочередно подбегают к своим судьям, как можно быстрое подбирают яйцо на блюдечко, не помогая себе при этом ни второй рукой, ни ногами, и с "яйцом" на блюдечке бегут к своей шестерке, чтобы передать блюдечко следующему. Следующий прибегает к судье и оставляет яйцо на прежнем месте и т.д. Выигрывает шестерка, которая: а. первая кончит бег; б. ни разу не уронит "яйцо" с блюдца. 36."Дутое" состязание Каждая шестерка становится в круг и старается как можно дольше удержать на воздухе перышко, пользуясь одним только дутьем. 37.Хватай палку Волчата стоят в кругу. Один в центре, пальцем удерживая в равновесии поставленную палку. Вдруг он убирает палец и в тот же момент вызывает одного из волчат. Тот должен подхватить палку, прежде чем она упадет на землю. Кто успеет, становится в центр круга и игра продолжается. ЗЗ.Пожар Стая разделена на шестерки. Каждая шестерка получает свою территорию, на которой чертится круг диаметром в 1 метр. Внутри круга ребята кладут свои шапки и пояса. Отойдя на 10-15 шагов от своей территории, ребята ложатся на землю и притворяются спящими. Вдруг руководитель пронзительно свистит и кричит "ПОЖАР". Волчата вскакивают, бегут за своими вещами и, одеваясь на ходу, как это делают пожарные, прибегают обратно. Выигрывает шестерка первой ставшая в шеренгу, полностью одетая в собственные пояса и шапки. 39.Кто тише Одна шестерка сваливает в кучу разные деревянные и металлические предметы /стулья, посохи, вешалки, ключи, банки и т.п./, вторая же шестерка старается разобрать эту кучу, не производя ни малейшего шума. Судья, стоя спиной к разбирающим, записывает каждый шум, стук, шорох. 40.Крот Стая стоит шестерками, ребята один за другим, широко расставив ноги. По сигналу крайние из каждой шестерки по очереди быстро проползают между расставленными ногами и становятся в хвост своей шестерки, широко расставив ноги. Выигрывает самая быстрая шестерка. 41.Бег в мешках Волчата влезают в мешки, поддерживая края мешков руками. По сигналу - гонки. От старта до цели - 15-20 шагов. А вот подумайте, как проводить состязание между шестерками, если имеется только по одному мешку на шестерку!? 42.Тяни - толкай Ребята стоят парами. Правая нога одного привязана к левой ноге другого. Которая пара быстрее добежит до цели /около 20-ти шагов/? 43.Камушки Известная игра маленькими камушками. Волчонок проделывает ряд упражнений с помощью пяти камешков: а. камешки рассыпаны на столе или на полу. Волчонок подбрасывает первый камешек, за время его полета подбирает со стола второй камешек настолько быстро, чтобы успеть поймать падающий первый. Таким образом, надо собрать в одной руке все 5 камешков. б. подбрасывая один камешек, собрать остальные, по два за раз. в. подбрасывая один - собрать остальные в два приема - 3 и I. г. подбросив один, собрать за раз все /4/ остальных. д. подбросить все 5 камешков вместе и стараться поймать как можно больше из них. За каждый пойманный камешек волчонок получает 20 пунктов, а следующая партия начинается номером упражнения /I, 2, 3, 4, 5/, соответствующим количеству пойманных камешков. Хорошо годится для состязаний в штаб-квартире, в дождливый день. Шестерки выделяют своих "представителей", которые защищают доброе имя шестерки против "представителей" противников. 44.Волк Игра для маленькой группы волчат, нпр.: для шестерки. Чертят круг или прямоугольник, в котором разбрасывают несколько десятков одинаковых предметов /спичек, шишек, зерен и т.п./. Один мальчик - волк - становится внутри круга и защищает разбросанные предметы. Остальные, находясь вне круга, стараются выхватить как можно больше. Всякий, до кого волк успеет дотронуться, выходит из игры. Волк не может пересекать черту. 45.Гонки гусениц Волчата делятся на две команды. Обе становятся рядами, параллельно друг другу. Все становятся на колени и каждый /кроме двух ведущих/ хватает за ноги /в косточке/ стоящего перед ним. Которая из гусениц сумеет двигаться быстрее? 46.Сельди Каждый вырезывает для себя из старой газеты селедку и привязывает таким образом чтобы она волочилась по полу. Все бегают и каждый старается наступить другому на селедку /и оборвать ее/, одновременно зорко следя за тем, чтобы не лишиться своей селедки. Кто потерял селедку, выходит из игры. /см. стр. 22, № 26/ ГРУППА V. - ЛУК КАК СДЕЛАТЬ ЛУК? - Самый простой лук можно сделать из любой молодой ветки /можжевельник, орешник, граб и т.д./, но настоящий, которым можно гордиться, только из старательно выбранного прута ясеня. Надо смотреть, чтобы в нем не было сучьев и чтобы слои дерево были совершенно параллельными. Итак, берем прут ясеня /или, на худой конец, любой другой прут с обдернутой корой/. Длина: 120-130 см. Толщина: 3 см. С той стороны, которая будет внутренней стороной лука, спиливаем прут по концам напильником, чтобы концы были тоньше. Затем зачищаем весь прут, скребя его осколком стекла. С другой стороны, которая будет внешней стороной лука, по концам выпиливаем напильником нарезку для тетивы. Нарезка должна иметь наклон к центру лука. Тетиву лучше всего сделать из льняной веревки. Один конец тетивы прикреплен к луку навечно, на другим делается петля. Было бы позором, если бы по концам тетивы были узлы. Чтобы хорошо сделать петлю, надо расплести конец веревки и, загнув ее, вплести конец в тетиву, затем обмотать плетение тоненькой веревкой. Эту петлю накладывают на лук только для стрельбы. Когда петлю впервые надевают, надо сгибать древце постепенно, упирая один конец древца в землю, нажимая левым коленом на середину и постепенно притягивая к себе правой рукой верхний конец древца. Надев впервые тетиву, надо с внутренней стороны древца срезать стеклом все бугорки, чтобы лук выгибался совершенно равно мерно. СТРЕЛЫ делают из сосны, кленовых прутьев, бузины или ракиты /ивы/. Длина стрелы равна длине руки стрелка. На конце стрелы полагается выпилить напильником нарезку для тетивы. Острые концы или специальные наконечники - запретить. ВНИМАНИЕ!!! - ЛУКИ и СТРЕЛЫ очень опасное оружие. Они должны всегда находиться В ОРУЖЕЙНОМ СКЛАДЕ и выдаются владельцам только на время упражнений. Упражнения проводить ТОЛЬКО НА специальном ТИРЕ, при соблюдении строжайших правил безопасности и под надзором достаточного количества руководителей. I. Попадание в щит С этого надо начинать упражнение в стрельбе из лука. Щитом может служить кусок картона или бумаги, прикрепленный к стене, дверям, забору дереву. Щит должен быть большого размера, около 1 метра в диаметре. Начинайте упражнение с минимального расстояния в 5 шагов и постепенно отходите все дальше. Каждый волчонок стреляет из своего собственного лука, своими стрелами. Как делают лук и стрелы, указано выше. 2. Попадание в движущуюся цель Сделайте из картона зверя /волка, лисицу, серну/ достаточного размера, на широкой подставке, чтобы его можно было тянуть по земле. Привяжите к нему веревку длиной не менее 10 метров, чтобы один волчонок мог безопасно тянуть "зверя", когда другие по очереди стреляют в него из лука. Начинать надо с минимального расстояния. Смотрите, чтобы не попасть в волчонка! 3. Попадание в воздушный шар Это мастерство стрелкового искусства, особенно интересное, когда собираются хорошие стрелки. Возьмите простой резиновый воздушный шар и отпустите его на нитке на высоту 5- 10 метров. Пусть волчата стреляют по одиночке, чтобы не было сомнения, кто попал. 4. Кто дальше выстрелит? Каждый стреляет трижды. Считается только самый дальний выстрел. Это состязание покажет не только, кто умеет лучше обращаться с луком, но и чьи лук и стрелы сделаны лучше. 5. Выстрел сквозь круг Большой круг, обруч и т.п. подвешивают на ветви дерева. Стрелять надо так, чтобы стрела пролетела сквозь круг. Для хороших стрелков надо подвесить маленький кружок из лозы. Начальное расстояние - 5 шагов. 6. Попадание левой рукой в щит Волчонок, как татарин или славянин, должен одинаково хорошо стрелять левой и правой рукой. 7. Охота На точно определенном участке в лесу руководитель расставляет и развешивает 5 мишеней, изображающих разных зверей, таким образом, чтобы они не сразу были заметны. Мишени не должны быть от центра участка дальше чем в 10 метрах. Волчат по очереди выводят с завязанными глазами на середину участка. У каждого лук и 5 или 10 стрел. По приказу руководителя волчонок снимает с глаз повязку и старается заметить и убить зверей, не сходя с места. Каждому дается 3 минуты времени. Руководитель стоит рядом с волчонком, следит за его действиями, давая за каждого замеченного зверя 1 пункт, а за каждое попадание 3 пункта. В зависимости от количества стрел, можно стрелять по разу или по 2 раза. 8. Эстафета стрелков Состязание между шестерками. Шестерки стоят рядами, перед каждым рядом - щит /круг на стене/. 5 шагов перед щитами - черта. Это наша линия обороны. Против каждого щита у черты положен лук /лучший во всей шестерке/ и столько стрел, чтобы на каждого члена шестерки было по 3 стрелы. У каждого лука - судья. По сигналу, первые из каждой шестерки бегут к своему луку, трижды стреляют в щит и бегом возвращаются, чтобы прикосновением руки дать сигнал следующему волчонку. И так дальше до тех пор, пока не выстрелят все волчата. Побеждает та шестерка, которая первой закончит эстафету и добьется наибольшего количества попаданий. /А как решить, если больше всего попаданий будет у самой медленной шестерки?/ ГРУППА VI. - ХОДУЛИ КАК СДЕЛАТЬ ХОДУЛИ? - Возьмите круглые шесты из ясеня, бука или другого твердого дерева, диаметром в 5 см., на 20-60 см. длиннее, чем рост волчонка. Подножки в форме призмы прибейте несколькими большими гвоздями или привинтите. Гвозди пробить насквозь, загнуть и забить. Уровень подножек - для начинающих 20 см. над землей, для опытных - до 70 см. Верхние концы оставить торчать выше плеча или срезать и прибить дощечку для упора подмышками. I. Mарш на ходулях двумя способами: а. руки вниз, верхняя часть ходуль под мышками. б. держась руками за верхнюю часть ходуль, руки на уровне плеч. 2. Марш с препятствиями Волчата стоят в ряд, один за другим и по очереди выходят на трассу, где на протяжении 30 шагов должны преодолеть следующие препятствия: а. перейти канаву шириной в 1 метр /обозначенную линиями/. б. перейти через искусственный холмик из камней, веток и т.п., не выше 20-30 см. в. пройти по узкому мостику, обозначенному тоже двумя линиями; длина мостика 2 метра, ширина 20 см. Это упражнение отлично подходит для турниров. 3. Марш задом 4. Марш с оборотом Пройти 20 шагов и по пути сделать 2 оборота кругом своей оси. 5. Стояние на месте Речь идет не о стоянии без малейшего двигания ходуль, потому что это очень трудно. Кто дольше простоит в кругу диаметром в 1 метр? Судьи следят за тем, чтобы волчата, хотя бы прикоснувшиеся ходулей к линии круга, вышли из игры. 6. Гонки на ходулях Волчата стоят на старте, в 3 шагах друг от друга, готовые вскочить на ходули. По свистку вскакивают и идут на ходулях кратчайшим путем к цели, находящейся в 20 шагах. Кто упал с ходуль не имеет права продолжать гонки. 7. Пятнашки на ходулях Начертить поле игры размером 20х20 шагов. Все на ходулях, - один пятнальщик, он ловит. Пойман тот, кого он коснется рукой или ходулей. Начальник стаи, как судья, разрешает спорные вопросы. Кто устал может отдохнуть, предварительно уйдя с поля, и сойти с ходуль. Если кто упадет с ходуль на поле, - становится пятнальщиком. Если пятнальщик никого не поймав устал, начальник стаи назначает другого. 8. Эстафета на ходулях Состязание между шестерками. Шестерки стоят рядами, в затылок. Перед каждой - ходули. По сигналу первые вскакивают на ходули, пробегают к цели /10 шагов/ и обратно и передают ходули следующим и так до конца. За каждое падение с ходуль - минус. Выигрывает шестерка, первой окончившая бег с меньшим количеством минусов. 9. Игра в мяч на ходулях Попробуйте вести на ходулях мяч и забивать его в ворота. В которой шестерке найдутся такие мастера, кто из них лучше.
ГРУППА VII. - САМОКАТ Этот вид спорта, особенно любимый младшими волчатами. 1. Гонки на правой или левой ноге Волчата стоят в ряд на старте. Цель в расстоянии 40 шагов. Кто будет первым? 2. Кто дальше? Кто доедет дальше; оттолкнувшись 3 раза /не больше/? Чтобы все имели одинаковые шансы, состязание должно происходить на той же трассе. 3. Фигурная езда Волчонок разгоняется на самокате, едет без отталкивания держа руль одной рукой и исполняя разные фигуры - рука в бок, поклон, приседание, знак прощания рукой, наклон всем телом в сторону и т.п. 4. Езда по рельсам На протяжении 30 шагов рисуют две параллельных линии /"рельсы"/, одна от другой 1/2 метра. Где-то рельсу поворачивают. Волчата по очереди отправляются в путь, стараясь нигде не сойти с рельс, что особенно важно на повороте. 5. Лихой ездок На ветке дерева или другой поперечине подвешены бумажные ленты /из газеты/, волчата по очереди проносятся на полной скорости мимо и каждый раз срывают по одной ленте. 6. Попадание в цель Рисуют на стене круг диаметром в 1 метр, или ставят одного волчонка с обручем в вытянутой руке. Волчата проносятся на самокатах в 5 шагах от круга и с самокатов пытаются попасть в круг мячиком. ГРУППА VIII. - СЕРСО Волчата сами делают серсо из лозы или лыка. 1. Подбрасывать обруч правой и левой рукой, ловить на палочку правой и левой рукой. Во всех упражнениях надо всегда помнить об одинаковом развитии правой и левой руки. Даже дома можно развивать левую руку /ничего плохого не было бы в том, если бы волчата пробовали есть, держа ложку в левой руке, но, конечно, надо было бы получить согласие матери, объяснив, что это волчатское упражнение/. 2. Эстафета Каждая шестерка выстраивается цепью по ломаной линии, которая выглядит, как зубья пилы. Один от другого в 10 метках с палочкою: серсо в руке. Обруч есть только у головного волчонка каждой шестерки. По сигналу головные волчата бросают обруч следующим в своей шестерке и так далее, пока обруч не вернется к головным. Выигрывает самая быстрая шестерка. Если обруч упал на землю, или если при бросании обошли кого-нибудь, вся шестерка выбывает из соревнования. 3. Серсо в кругу Волчата становятся в большое круг так, чтобы расстояние между ними было 10 шагов. У каждого наготове обруч и палочка. По свистку каждый бросает обруч влево, а сам немедленно поворачивается вправо, чтобы подать на палочку летящий к нему обруч. Руководитель стоит в середине круга и от времени до времени дает свистком сигнал, который означает, что надо бросать обруч на более дальнее расстояние - через одного, через двоих волчат и т.д. 4. Серсо-сюрприз Волчата стоят кругом, расстояние между ребятами 10 шагов. У каждого палочка, но только у каждого второго и палочка и обруч. По сигналу руководителя, волчата, у которых есть обруч, бросают его по своему выбору, любому из ребят, у которых нет обруча. Те ловят обруч /если надо 2 обруча/ и отбрасывают его другим. 5. Серсо-фокусы В то время когда обруч уже летит в воздухе, проделать фокус - стать на одно колено, повернуться вокруг, хлопнуть в ладоши, переложить палочку из руки в руку, тоже самое за спиной и т.н. - и успеть поймать обруч. 6. Гонки метателей Волчата делятся на две партии. Каждая партия избирает своих лучших метателей обруча. Метатели обеих партий становятся спиной друг к другу, перед каждым из них сложены все обручи его партии. Волчата обеих партии стоят против своих метателей, разбросанные в любом порядке. По знаку руководителя метатели выбрасывают обручи в направлении своей партии один за другим, как можно скорее. Выигрывает партия, не позволившая упасть на землю ни одному обручу /или более быстрая, сделавшая меньше ошибок/. ГРУППА IV. - ОБРУЧ Речь идет об обруче, который мальчики и девочки любят катать по земле, подгоняя палочкой. Обруч должен быть такого размера, чтобы быть волчонку приблизительно по грудь. Обруч двигают вперед ударами или трением, с помощью палочки длиной в 20-25 см. Такой обруч можно дешево купить в любом игрушечном магазине. Легкие упражнения с обручем - для самых младших. Трудные - требуют тренировки и могут быть включены в программы волчатских турниров. I. Катить обруч левой рукой Вариант: катить одновременно 2 обруча. 2. Переложить палочку из руки в руку сквозь катящийся обруч. 3. Восьмерка Катить обруч по линии восьмерки. Кто сделает восьмерку на самом малом пространстве. 4. Уличное движение Нарисовать улицу шириной в 5 шагов. Половина волчат шоферы - они катают обручи в обоих направлениях, придерживаясь правой стороны. Другая половина пешеходы - они часто и в разных местах пересекают улицу, придерживаясь правил уличного движения. Руководитель исполняет роль милиционера, регулирует движение, назначает штрафы за нарушение правил. Через некоторое время пешеходы становятся шоферами и наоборот. 5. Езда с кувырканием Катить обруч и, во время его движения, кувырнуться и, догнав обруч, катить его дальше. Вариант: перепрыгнуть сквозь катящийся обруч /только если обруч достаточной величины/. 6. Вокруг обруча Кто сумеет обежать вокруг катящегося обруча и катить его дальше? Это свидетельствует об очень большой подвижности, какая бывает у акул, плавающих вокруг быстроходного судна. 7. Гонки с обручем Волчата стоят цепочкой, 3-5 шагов один от другого. У каждого обруч, от старта до цели 20-30 шагов. Кто быстрее? 8. Гонки черепах Кто сумеет медленнее катить обруч? Порядок и дистанция как выше, расстояние между волчатами как можно больше. Из состязания выбывают волчата, которые: а. опрокинули обруч, б. отклонились больше чем на 90 градусов от данного направления, в. задерживают обруч на одном месте без движения. 9. Эстафета Каждая шестерка стоит цепочкою. Расстояние между волчатами 20 шагов. У каждой шестерки только один обруч и одна палочка, которые наводятся у первого волчонка. По свистку первый волчонок катит быстро обруч к следующему и на ходу передает ему палочку /надо чтобы не выбегали навстречу/. Второй гонит обруч дальше и передает палочку третьему и т.д. до конца. Выигрывает более быстрая шестерка. Если обруч упал, вся шестерка выходит из соревнования. 10. Эстафета рядов Состязание между шестерками. Шестерки стоят рядами, в затылок, выстроенные параллельно. Расстояние между рядами 10 - 15 шагов. Первые в каждом ряду держат обруч и палочку на линии старта. У цели перед каждой шестеркой забит посох. По свистку первые волчата бегом катят обручи к своим посохам и, объехав посохи, катят обратно, чтобы объехать вокруг своей шестерки. Когда, объехав вокруг шестерки, они достигают линии старта, передают палочку следующему волчонку, который должен проделать тот же путь и так далее, до конца. Выигрывает шестерка, первой окончившая бег. Падение обруча на землю дисквалифицирует шестерку. Это состязание для волчат, достигших мастерства. ГРУППА X. - ЗМЕЙ I. Чей змей больше? Так как каждый змей это собственноручное произведение запускающего его волчонка, этот конкурс будет ему наградой за его труды. Размер надо определять по двум признакам: с хвостом и без хвоста. 2. Чей_ змей красивей? Каждый змей должен быть покрашен, или украшен лентами и перышками. На завершение конкурса красоты, устройте парад змеев перед жюри. Во время парада каждый змей должны нести два волчонка, чтобы можно было видеть всю красоту. 3. Конкурс в быстроте запуска Большие состязания проводить трудно, потому что они требуют значительного пространства и большой свободы движения. Для конкурса не надо выстраивать волчат, пусть каждый найдет себе сам наиболее удобное место для запуска. Помните, что экипаж змея состоит из двух волчат. По свистку все начинают одновременно, а комиссия оценивает очередность взлета змеев. Если какой-нибудь змей упадет на землю в несколько секунд после взлета, он может повторить конкурс в следующей группе. Чтобы судьи могли выносить справедливые оценки, надо запускать по группам не больше, чем 6 змеев одновременно. Между лучшими из каждой группы будет еще одно, финальное состязание. 4. Конкурс на высоту полета В этом конкурсе может принимать участие одновременно неограниченное количество змеев. Начала полета для всех одновременно, по сигналу. При оценке высоты судьи должны принимать во внимание законы перспективы, что не всегда бывает легко. Поскольку змеи меняют уровень полета, надо объявлять решение судей каждые 3 минуты. 5. Конкурс на продолжительность полета Количество змеев - любое. Начало одновременно - по сигналу. Первые 3 минуты, как время запуска /могут быть неудачи/, не принимаются во внимание. После 3 минут каждый упавший змей выбывает из состязания. После определенного, в начале объявленного времени /нпр.:30 минут/, все оставшиеся в воздухе змеи объявляются победителями. Если все упадут до этого времени, решает очередность.
- Походный туризм как система воспитания.
- Основные принципы устройства лагерей
- Подготовка к лагерной жизни
- Волчата белочки методика игры.
- Игры и дети.
- Что значит игра для детей.
- Лесная игра "Витязи леса".
- Волчатские прогулки.
- В фантастическом мире мечтаний и воображения волчонка
- Лагерные игры
- Разведческое состязание на поле сигнализация флажками. Азбука Морзе.
- Проблемы работы стаи.
- Игры для волчат
- Игры для разведчиков
- Игры для волчат
- Звено-ячейка, как основная воспитательная единица
- Волчата специальность "моряк" пример разработки цикловой игры
- Идеи для волчатника
- Волчата цикловая игра "пограничники"
- Большие игры
- Идеи для саперных работ - две сигнальных вышки
- Несколько игр
- Полоса препятствий
- Несколько игр Коза
- Что делать с трудными разведчиками?
- Операция "эд"
- Сигнал тревоги
- Задания десантников
- К месту высадки десанта
- Ход операции
- Разведчики минимальные спортивные нормы
- Точки для костров
- Лесные имена
- Точки для костров
- Личность с детского до юношеского возраста
- Теория разрядов в разведческих играх
- Лагерные заметки
- Игры для волчат и белочек
- Катастрофа.
- Игры и упражнения /окончание/ разведческий бег
- Спортивные игры волчат и белочек
- Воздушный лагерь
- Игры по скаутской практике
- О природе и её ведении
- Состязания и ночные нападения лагерей "искра" и "аракс"
- На воде и под водой
- Военные игры
- Организация группы
- Из лагерной практики
- Психология возрастов (1 часть)
- Из лагерной практики:
- Старые игры в новых вариантах
- О методике занятий с белочками и волчатами
- Игры в "дракона"
- Игры для костра
- Поход с заданиями
- Волчата в лагере
- Психология возрастов
- Варка пищи в походе
- Работа со стаями
- Как ставится мачта Более рослые ребята к верхушке мачты
- Турист в пути
- Устройство бивака
- Рюзак и спальный мешок
- Костры и костровое хозяйство
- Выбор и заготовка дров
- Трудный волчонок
- Питание в походе
- Игры для стаи
- Немножко "узлистики"
- Уточнения и дополнения к определениюсторон горизонта по растениям
- Из серии "Психологический практикум"