logo
ПОХОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Трудный волчонок

Что значит трудный? На этот вопрос можно дать себе ответ только после того, как объяснить, что значит слово "трудный".   Я бы хотел видеть мальчугана в возрасте волчонка, который бы никогда не врал, ничего не брал без спроса, не устраивал никаких проделок, или в них не участвовал!   Нельзя из-за какого-нибудь одного такого случая считать, что у волчонка "трудный характер". Лишь тогда, когда плохие привычки станут повторяться, а предупреждения и наказания перестанут на волчонка действовать, можно говорить о тяжелом характере.   Как это определить? Прежде всего, нужно очень внимательно следить за волчатами. Верь лишь тому, что ты увидел собственными глазами. Разговор с родителями, учителями и священником нужен, но надо не забывать, что, как родители, так и учителя склонны сгущать краски.   Что особенно нас должно интересовать и что, прежде всего, нужно для себя выяснить, это не то, "что" волчонок сделал, а "почему" он это сделал. К сожалению, мы меньше всего задумываемся над этим вопросом, хотя именно здесь лежит ключ к разрешению проблемы. Именно в этом вопросе - "Что заставляет его это делать?" - лежит основа будущего исправления ошибок и "трудного" характера ребенка.   Начальникам отрядов, стай или вожакам просто невозможно запомнить особенности, своеобразие и отклонения характера всех скаутов и волчат. Я берусь утверждать, что, даже при маленьком отряде в 30-40 человек, для них это не под силу. И даже если бы нашелся кто-нибудь с очень хорошей памятью, все равно я сомневаюсь, что он сможет с точностью вспомнить, каким был тот или другой волчонок год тому назад, с кем он дружил, какие у него были наклонности и как, и в каком направлении протекает его сегодняшнее развитие. Эти мысли привели меня к тому, что я решил завести картотеку характеров.   На отдельном для каждого разведчика или волчонка листе бумаги я заношу свои наблюдения. Время от времени мы; вместе с ответственными начальниками отрядов или стай, будем эти заметки просматривать, обсуждать, дополнять или исправлять. Таким образом, я смогу приобрести общее представление о характере вверенного мне мальчишки, и эти данные мне помогут увидеть, какие успехи делает тот или другой, и вовремя заметить - а может быть он остановился в своем развитии, или, что еще хуже, отстает.   Эту "личную карточку" мальчишки я себе представляю так:   Скаутские способности:   а) Сдача разрядов. Теория: Практика:   б) Общее впечатление.   в) Соотношение результатов испытаний с общим впечатлением.   г) Ловкость.   д) Специальности.   Физическое развитие:   а) Физические данные.   б) Храбрость, выносливость.   Поведение и окружение:   а) Отношение к другим.   б) Отношения с группой.   в) Отношения с вожаком (если плохое, то почему).   г) Кто его друзья вне школы, их тип.   д) Как относятся его родители к разведчеству.   е) Есть ли какое-нибудь отрицательное влияние на его участие в разведческой организации (школа, семья?).   ж) Участвует ли он в других организациях.   Нравится ли ему скаутская организация? Поддерживает ли он активно работу своей группы? Приходит ли он регулярно на сборы? Любит ли он работу на сборах? Приезжает ли он охотно в лагеря? Имеет ли он способности вести и руководить?   Разное   а) Можно ли ему доверять? Можно ли ему дать серьезное задание?   б) Его специальные функции внутри единицы.   в) Показывает ли он успехи, или его активность уменьшилась? Если да, то почему?   Примечания:   Дата заметок: Заполнено нач.отряда (стаи)...   1 дополнение........   2 дополнение .......   3 дополнение ....... Просмотрено: .....(подписи)   Этот метод заставит нас внимательнее отнестись к нашим собственным суждениям о ребенке и значительно ускорит исправление "трудностей" его характера.   По материалам немецкого журнала для руководителей "КИМ"