logo
ПОХОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

О методике занятий с белочками и волчатами

Судьба современной дружины и всей Организации в целом и во многом зависит от работы в стае. В настоящее время приток новых членов идет главным образом через стаю. Поэтому работе с младшей ветвью необходимо уделить побольше внимания. К сожалению, методика работы с белочками и волчатами у нас наиболее заброшенная область.   Существует мнение, что гораздо легче быть начальником стаи, чем отряда. Отчасти это верно, потому что младшие всецело признают авторитет руководителя и благодарны ему за оказанное внимание. Конечно, не так уж трудно провести сбор стаи, состоящий из чтения, нескольких подвижных игр, десяти-пятнадцати минут вышивания крестиком и разучивания новой песни. Гораздо труднее провести целую серию или цикл интересных сборов, посвященных одной теме, как, например, "Славянка" или "Знахарка". Для выполнения такой задачи руководительнице придется провести большую подготовку. Но об этом речь впереди.   Руководителю, намеревающемуся работать со стаей, особенно тому, кто прошел всю разведческую лесенку и, может быть, работал с отрядом, необходимо хорошо разобраться в той разнице, которая разделяет две возрастные группы: белочек и волчат от разведческой группы.   Каков же физический, умственный и душевный облик ребенка семи - десяти лет? Если сравнить его с более младшей возрастной группой, то станет ясной некоторая остановка в физическом развитии. В этот период дети перестают расти так бурно. Зато в них происходят умственные и душевные перемены. Дети начинают думать, но им присуще простейшее интуитивное мышление только. Они могут уже учиться,   приобретать знания. Но стремиться к накоплению знаний сознательно они еще неспособны. Сугубый индивидуализм присущ этой возрастной группе. В этом возрасте дети начинают все больше утверждать свою независимость. Они недавно покинули родительское гнездо и пришли в школу, где им необходимо установить свое "Я". Они уже обладают чувством человеческого достоинства. В связи с этим они могут быть хвастливыми, заносчивыми, драчливыми. У мальчиков грубость, девочки ссорятся, секретничают. И те, и другие с легкостью говорят неправду. Любят создавать тайные общества, клубы. Всего этого не следует принимать за серьезные пороки. Это лишь попытки найти свое место среди сверстников. Родительский авторитет начинает падать. Дети перестают подражать только родителям и находят новые идеалы. В этот период все дети большие эгоисты и эгоцентрики. Они думают, главным образом, о себе. Дружбы их недолговечны. Заботиться и думать о других они неспособны. Они бывают очень жестоки с животными, сами того не сознавая. С нравственной точки зрения они дикари. Моральные критерии их очень слабы. Им трудно разобраться в том, что хорошо, что плохо.   Иначе будет не "вольно", а одни глупости. "Вольно" не значит, что руководитель свободен. В это время он наблюдает, изучает волчат, к нему могут прибегнуть как к судье в случае "кризиса" (драки), он организует детям возможность интересно провести вольный час, но вмешиваясь в их активность и не организуя ее.   Старый Волк

  Что красиво или некрасиво. Можно и нужно апеллировать к их совести, но бывает трудно. Великодушием они не отличаются. Они могут смеяться над больным или слабым, потому что им, как маленьким дикарям, импонирует здоровый, сильный, побеждающий. Чувство сострадания почти чуждо им. Единственным, пожалуй, развитым нравственным чувством этой возрастной группы является справедливость. Они очень чутки к малейшей несправедливости. Они резко судят и преследуют за нее.   Заканчивая эту краткую и общую характеристику, необходимо добавить еще три существенные черты этого возраста, с которыми связана методика работы с младшими. Это, во-первых, непосредственность. В ребенке этого возраста отсутствует развитая воля. Он не умеет проявлять волевого усилия для достижения какой-нибудь цели. Его подсознательно влечет все интересное. Ум, сердце и душа его открыты всему. Способность подражать, поддаваться внушению в этот период достигает вершины. Потом она сменяется все растущей сопротивляемостью. Во-вторых, это невероятная подвижность. Подразумевается как физическая, так и умственная подвижность, заключающаяся в том, что ребенок не может долго заниматься одним и тем же действием. Внимание его притупляется и перебрасывается на что-нибудь новое. И третья, наиболее существенная для нашей работы черта - это способность фантазировать и полностью уходить в созданный своей фантазией мир, который порой может быть для ребенка важнее реальной жизни. Понаблюдайте за ребенком и вы увидите, как он часами водит по земле коробочку, издает звуки, разговаривает сам с собой. Если вы обратитесь к нему, он не скоро откликнется. Оторвавшись от игры, он неохотно будет говорить с вами, потому что вы ворвались в его особый мир фантазии, помешали ему, смутили его. Если вы приложите усилие, проявите чуткость, вы можете присоединиться к игре, внести организационное начало в нее.   Методы работы с белочками и волчатами ни в коем случае не могут уподобляться методам работы с разведчицами и разведчиками. Нашу разведческую организацию принято называть большой игрой. Да, мы играем в жизнь. В стае это сплошная игра, где только подчеркивается добро. В отряде это серьезная игра с целью научиться чему-нибудь. Главная же разница в том, что мы требуем от разведчиц и разведчиков сознательного нравственного совершенствования. Отсюда такая разница в законах. Законы младших - лишь правила поведения: белочка всех радует, волчонок во всем молодец. Разведческие законы отражают целое мировоззрение. Отряд это серьезная организация с серьезной программой. В стае белочки и волчата готовятся к новой, интересной жизни в отряде. Перенося элементы разведческой работы в стаю, мы тем самым разрушаем это окруженное ореолом интересности будущее. Так, например, во избежание этого, в польской скаутской организации белочки и волчата не ездят в лагеря, у них нет костров, а только лампы или встречи у камина. Песни и игры у них тоже строго разграничены.   Методика занятий по "глазкам" и специальностям белочек и волчат не имеет ничего общего с разрядами и разведческими специальностями. Требования по "глазкам" минимальны и формальны. Весь материал "одноглазки" можно пройти за 2-3 сбора. "Глазки" следует скорее рассматривать как завершение какого-то периода пребывания белочки или волчонка в стае. Программу работы в стае на основе "глазок", как это делается с разрядами у разведчиков в отряде, составить невозможно. Для этого существуют специальности. Специальности белочек и волчат не предназначены для того, чтобы давать детям серьезные знания и навыки. Специальности проходятся в виде цикловых игр, они являются темами этих цикловых игр. При помощи тщательно разработанной и хорошо спланированной игры, специальности лишь знакомят детей с той или иной областью. Разведческие же специальности проходятся серьезно и выдаются только после сдачи испытаний. Специальности белочек и волчат можно присуждать на основании живого участия в игре и регулярного посещения сборов во время данного цикла. После цикловой игры на специальность "санитар" можно устроить короткий экзамен. Но можно обойтись без экзамена или бега на специальность "лесной феи" или "лешего", особенно если заниматься ими в лагере.   Существуют специальности, которые трудно преподнести в виде цикловой игры, как, например, "Повариха" или "Пловец".   Драматизованная цикловая игра есть не что иное, как подражание жизни. Можно сказать, что сами дети ее придумали. Приходилось ли вам видеть, с каким упоением группа хорошо знакомых между собой детей играет целыми днями в магазин, госпиталь, школу, семью. В такой игре дети полностью перевоплощаются в изображаемые ими роли. Соответственно этому, обыкновенные предметы, как стол, стулья, кровать, превращаются в автомобиль, дом либо операционную. В такой игре ребенок создает особый воображаемый мир и увлекается им иногда больше, чем ежедневной жизнью.   Игра вообще, а не только организованная цикловая игра, это естественное состояние ребенка. В игре постоянно упражняется весь комплекс его физических, умственных и духовных сил. Дети, рано утратившие способность или возможность играть, рано теряют свое детство и этим лишаются важного в развитии человека этапе. Задача руководителя внести содержание и организационное начало в драматизованную игру в жизнь.   Как приступить молодому руководителю к подготовке цикловой игры? Во-первых, начальнику стаи надо иметь несколько постоянных помощников и некоторое количество временных (в зависимости от требований игры). Во-вторых, необходимо обзавестись хорошей библиотекой (книги по русской истории, сборники русских сказок и былин, книги о путешествиях) и также обеспечить себе доступ к энциклопедическому словарю. Когда тема предстоящей цикловой игры выбрана, соответствующий материал прочитан, руководитель и его помощники предаются оставшейся в их возрасте способности фантазировать и превращают прочитанное в ряд эпизодов, которые дети могли бы драматизировать в лагере или на сборах. Все эти отдельные эпизоды связаны одной темой и в разных вариантах иллюстрируют ее. Они являются содержанием цикловой игры. По существу своему они являются подражанием жизни в прошлом, в настоящем, либо даже в будущем.   Наиболее важное и наиболее трудное в подготовке цикловой игры - подбор увлекательных, живых и интересных эпизодов. В этом руководителю помочь могут книги и собственная изобретательность. Стаю нужно хорошо подготовить к игре - при помощи рассказов и чтения познакомить с темой игры. Обо всех отдельных эпизодах заранее говорить не следует. Дети не должны чувствовать заранее продуманного плана, это лишает игру прелости, лишает элемента напряженности и неожиданности. Можно в общих чертах "предсказать" что будет. При подготовке (в рассказах и чтении), а также и в действии, не забыть подчеркнуть хорошее, положительное и выразить порицание всему плохому.   Как было сказано выше, рассказы и основанные на них эпизоды это главный элемент цикловой игры. Вспомогательными элементами являются песни, церемонии, танцы и ручной труд. Песни, танцы, церемонии, костюмы вносят эстетический момент в игру и придают ей некоторый порядок. Песни, связанные с цикловой игрой, должны быть простыми и короткими, чтобы все могли выучить данную песню. Если нет подходящей к теме игры песни, то можно заменить ее кличем, заклинанием или просто особым приветствием. Песня нужна, в основном, для начала сбора - игры. Танец в игре не должен быть балетным совершенством. Несколько простых ритмических движений, которые были бы доступны всем. Танец здесь - только ритуал, помогающий создать настроение. Ручной труд - неотъемлемая часть цикловой игры. Для каждой игры нужен костюм, который белочки и волчата должны смастерить сами. Дети любят мастерить, но не долго. Ручной труд помогает развивать чувство долга - начатое дело должно быть закончено. Костюмы - веночек или шлем на голове - подхлестывают детскую фантазию и помогают перевоплотиться в воображаемого героя. Если есть возможность, то нужно использовать страсть мастерить для создания соответствующих игре бутафории - построить теремок, лесной дворец либо пароход.   Играть в одну цикловую игру можно 1-2 месяца. Конечно, трудно начинать игру с новой стаей или со стаей, в которой много новичков. В таком случае, приходится сначала провести серию обыкновенных сборов. Дисциплина и хорошая подготовка ребят - залог успешной цикловой игры. Когда один цикл закончен, то перед началом следующего нужно провести несколько простых сборов. Это даст возможность руководителю подготовиться к следующей теме, а у детей тем временем улягутся впечатления от предыдущей.   При подготовке стаи к новому циклу, говорить нужно коротко, ясно и живо. Если это невозможно, то лучше читать. При помощи рассказа или чтения в начале сбора познакомить с темой предстоящего эпизода. Закончив чтение или рассказ, сделать короткий перерыв и только потом начинать одеваться (в венки, кокошники) и "перевоплощаться" для намеченной игры.   Темы циклов полезно чередовать по продуманному плану, чтобы в голове белочки или волчонка не создалась "историческая" путаница. Так, после темы "боярышня" хорошо приступить к специальности "санитар", затем преобразиться в "лесных фей", а потом опять вернуться к родиноведению ("казачка").   Очень важно хорошо подготовить отдельные эпизоды, позаботиться заранее о костюмах для вспомогательных персонажей (ведьм, пиратов и т.д.) и разной бутафории, как молодильные яблоки, ядовитая змея, парашют. Вспомогательные герои должны точно знать, что, где и когда они делают. Драматические ситуации должны быть хорошо синхронизированы. Плохо спланированный и следовательно плохо разыгранный эпизод не создает нужного напряжения и не оставляет никакого впечатления. Растянутый эпизод в лагере нарушит расписание, на сборе его не удастся закончить.   Руководители должны помнить, что в каждой стае есть впечатлительные или просто трусливые дети, которые очень испугаются Бабы-Яги или нападения татар. Таких лучше всего держать все время при себе. При нападениях и похищениях нужно следить, чтобы дети в азарте не покалечили друг друга, не испортили имущества.   Если в стае, в особенности у белочек, есть старшие, которым неинтересно играть, то лучше всего использовать их в роли вспомогательных персонажей. Им придется тогда переодеваться, прятаться, нападать. Если их нельзя как-нибудь использовать в игре, то лучше отправить их с особым поручением. Они не должны участвовать в игре с младшими и мешать им.   В заключение хочется еще раз напомнить, что, руководя игрой, направляя ее, исправляя ее на ходу, руководитель должен все время играть сам.