logo
ПОХОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Лагерные заметки

/Из записной книжки руководителя/

  I/ До начала каждого похода, каждой игры, и т.д., требовать, чтобы палатки, одежда, материал были в отличном состоянии.   2/ В лагере можно быть очень требовательным, но в этом случае, нужно уметь дать развлечение и радость тем, от которых требуешь, и это вопреки своей усталости.   3/ Старайся быть всегда в хорошем настроении, приличным, спокойным: это чтобы показывать пример.   4/ Поменьше приказов - не говори: "Пойди за X", а скажи - "будь добрый, пожалуйста..."   5/ Расположение лагеря   - Для доставки провианта, доступ в лагерь должен быть удобным.   - В лагере должна быть безукоризненная чистота: тщательная уборка палаток /не исключая и руков/, чистый флаг, чистые и остриженные ногти; у всех лагерников должна, быть уставная форма /зажим, значки.../.   6/ В лагере   - Обсуждать, слушать, учить, - должно быть исключено из нашей программы - это хорошо для лагеря взрослых - а мы, будем готовить, жечь, рубить, плавать, шить, карабкаться, лечить... Не нужна теория, не нужны учебники в руках скаутов. Не выдавать второго разряда кому-либо, потому что наизусть знает "теоретически" ориентировку, а на практике не знает. Все делается на практике.   7/ В самом начале лагеря, нужно объявить скаутам правила и обычаи лагеря.   8/ Краткое "Вече" состоится до подъема, напоминающее программу дня и инструкции в связи с этой программой.   9/ Разряды являются наградой испытанных знаний: утверждение того, что действительно было сделано с определенной или нужной целью. Долой сдачу разрядов под палаткой.   10/ Конкурсы должны быть тем более краткими, чем больше в них   испытаний. Беспрерывные конкурсы утомляют ребят, только смотр и кухня могли бы подойти к такой форме испытания. Во всяком случае, конкурс имеет официальное начало и конец с наградой.   11/ Чтобы сдавать разные пункты разрядов, звать в любой момент разведчика и побеседовать с ним.   I2/ Игра   - Она должна быть привлекательная для ребят.   - Тема должна быть ясная и точная.   - Правила игры.   - Усилие должно быть вознаграждено. Усилие должно быть возможным и, главным образом, необходимость усилия должна быть очевидной ребятам.   13/ Состязания   Лучше, чтобы одно звено помогло другому, а не "топило" бы его, чтобы выйти на первое место. Например, член старого звена покажет как делать патенты, новому.   I4/ Оценку звеньев делают вожаки, а руководитель направляет. Они должны понять, в чем звено "провинилось".   I5/ Для всяких традиций навязывание не желательно: объяснить, зачем то или иное делаем, и ребята тогда согласятся.   I6/ Объявления всему лагерю не делать у мачты, когда все в строю, а после кофе, когда все кончили /после молитвы/ и во всяком случае, не во время еды.   I7/ Нормально, подъем флага должен являться большим почетом. У нас, у мачты "говорятся" законы и этого разведчики боятся: и нормальное явление, что они не хотят поднимать флаг. Надо добиться, чтобы ребята поняли, что подъем флага - почет; но с другой стороны не забрасывать "чтение" законов. Можно ли у мачты в красивой форме написать законы /на коже, на коре.../?

И Г Р Ы   И    У П Р А Ж Н Е Н И Я

/продолжение/   ПОИСКИ КЛАДОВ   Этим делом не надо пренебрегать при полевых играх, игры этого типа приучают ребят к бескорыстной работе для других и связывают одновременно (школу) организацию с общественностью. Возможной формой, для каждой степени обучения, будут добрые дела, исполненные группой, например:   Подмести дворы или деревенские улицы.   Уборка.   Вычистить собачьи будки (своих собак).   Понянчить маленьких детей и умыть их.   Выровнять дорогу, засыпать рытвины.   Сделать кормушку для птиц(зимой). Руководитель оценивает лучшую работу и время ее исполнения, записывая ее открыто и объясняя почему.   Собирать майских жучков   Какая группа насобирает их больше всего, за определенное время.   Для оценки можно их взвесить или сосчитать.   Собрать бумаги   Нормальным и некультурным явлением служит засорение ближайших от города рощ бумагами. Указание, что не должно так делать, хорошо и полезно на будущее. Поручаем собрать бумажки, разбросанные по лесу. Ребята, могут, группами, собирать их в одно место. С точки зрения гигиены, нельзя позволять собирать руками. Нужно сделать каждому ребенку палку с острым концом - можно собирать только палкой. Выиграет та группа, которая, за определенное время, насобирает больше бумаги. Развитием игры может быть сожжение бумаги или ее закапывание.   Переноска больных   а) при помощи "стула", сделанного из рук двух ребят.   б) с помощью спасательного приема.   в) при помощи носилок, сделанных из заранее подготовленного материала.   Выиграет та группа, которая первая перенесет своих больных (при переноске бегать нельзя) на известное расстояние. Ставить отрицательные пункты за: крики, падение больного (если испортится стульчик или носилки) и за беготню,   Забрать раненых с поля битвы   На определенном пространстве размещают раненых, в разных местах, более или менее спрятанных. В каждом месте находится столько раненых, сколько групп принимает участие в игре. Каждый раненый принадлежит к определенной группе и имеет билетик или какой-нибудь знак" О перевязочного пункта выходят санитарные патрули, цель которых, найти своих раненых и перенести их на перевязочный пункт. Патруль состоит из четырех ребят. Патрули могут пользоваться носилками, ими самими сделанными. В сотрудничающих группах может быть несколько патрулей.   Собирать отравленных газами   Процесс игры такой же, как и в предыдущей, только идущие на помощь исполняют свою работу в противогазовых масках. Отравленным газами нужно одеть маски.   На помощь летчику   Две неприятельских группы, разделенные закрытой местностью, получают сведения, что на их территории упало два самолета. Задача каждой группы - добраться до места падения самолета, подать летчикам первую помощь (перевязка головы, рук, ног) и перенести их на свой бивак. Нужно соблюдать правила осторожности, т.к. на толе может находиться неприятель. Выиграет отряд, первый нашедший летчиков. Ранеными летчиками могут быть специально назначенные ребята. Допускается возможность отбить летчика. Отбить его может более сильное числом звено (отряд, для скорейшего отыскивания, может быть разделен на звенья). Можно местонахождение летчика отметить углом направления.   Ряд упражнений, в которых ребята должны показать знание скорой помощи можно ввести в виде сотрудничества звеньев. Для этих игр нужно подготовить соответствующее количество перевязочных, дезинфекционных средств и т.д. После раздачи материала, звенья по сигналу руководителя начинают действовать. Нужно стремиться к тому, чтобы все члены звена имели какую-нибудь работу. При оценке нужно обратить внимание на качество и подробность сделанной работы, и быстроту ее исполнения. Время от времени нужно применять инсценировку, устраивая такие моменты, когда первая помощь становится естественной необходимостью.   Спасение горящих   Сделать две куклы или больше, изображающих детей. Облить некоторые их части бензином и поджечь. Звенья должны проделать настоящий акт спасения. Оценка работы производится соответственно спасательным действиям, описанным, в книжках.   (продолжение следует)