Биосфера, ноосфера и техносфера: коллизии взаимодействия.
Одной из самых злободневных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи общества и природы. Взаимосвязь общества и природы следует рассматривать через соотношение трех сфер: биосферы, ноосферы и техносферы. • Биосфера – это оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой обусловлены прошлой или современной деятельностью живых организмов. Биосфера охватывает часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, которые связаны сложными биохимическими циклами миграции вещества и энергии. По учению Вернадского, биосфера – это единая система живого и неживого, активно влияющих друг на друга. Биосфера Земли создает и поддерживает необходимые условия своего существования, тем самым создавая и поддерживая условия существования человека. До тех пор, пока человечество оставалось компонентом биосферы, ее составной частью, никаких кризисов и катастроф глобальных масштабов происходить не могло. Экологические катастрофы в биосфере, несомненно, происходили, но они, как правило, носили локальный характер. И все же изучение истории Земли показывает, что ни один из таких экологических кризисов не мог уничтожить биосферу Земли, не мог так изменить условия ее существования, чтобы она не смогла его продолжить. И лишь с развитием социосферы – формы существования совокупности людей, взаимосвязанных системой отношений, биосфера Земли оказалась перед лицом реальной угрозы своей гибели. • Человечество мало напоминает человека, который способен руководствоваться разумом в своем поведении. Несомненно, что человечество таким разумом располагает, - это планетарное научное мышление. Оно способно предвидеть опасности и найти пути их устранения. Однако не существует механизма, который вел бы от осознания проблемы к созданию механизма ее разрешения. Видимо поэтому создатели концепции биосферы говорили о необходимости ноосферы, т.е. сферы разума. Академик Вернадский назвал ноосферой трансформированную биосферу. Под ноосферой ученый понимал качественно новое состояние биосферы. Характерно, что речь шла не о социосфере, которая естественно вырастает из биосферы, а о ноосфере, т.е. о такой социальности, которая становится разумной. По мнению Вернадского, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Формирование ноосферы - длительный, сознательно организованный и направляемый процесс, который сегодня находится еще на этапе своего становления. Одна из главных его составляющих – формирование нового глобального знания. Потребность в таком подходе привела к созданию новой науки ноологии, которая должна определять пути развития разума в планетарном масштабе и способы его влияния на биосферу Земли. • Третья сфера, на которую надо обратить внимание, - это техносфера. В результате природопользования человека происходит изменение природных комплексов, т.е. техногенезис, таким образом при дальнейшем развитии биосферы ноосфера постепенно переходит в техносферу. Мы живем в эпоху научно-технической революции. Этим понятием подчеркивается огромное значение науки и техники в нашей жизни. Техника в целом – это совокупность усилий, направленных на то, чтобы справиться с природной. В результате преобразования человеком естественной среды обитания можно говорить уже о реальном существовании ннового ее состояния — о техносфере. Понятие «техносфера» выражает совокупность технических устройств и систем вместе с областью технической деятельности человека. Ее структура достаточно сложна, так как включает техногенное вещество, технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу. Более того, с началом эры космических полетов техносфера вышла далеко за пределы биосферы и охватывает уже околоземный космос. Нет смысла современному человеку подробно говорить о значении техносферы в жизни общества и природы. Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, и прежде всего опять-таки на биосферу.
- Определение науки и ее отличие от других сфер культуры.
- Основные черты и функции науки.
- Естествознание как область науки. Отличие естествознания от других научных областей.
- Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.
- Классификация естественных наук.
- Кумулятивистские концепции развития науки (о. Конт, п. Дюгейм и др.).
- Концепция парадигм т. Куна.
- Концепция роста научного знания к. Поппера.
- Методология научно-исследовательских программ и. Лакатоса.
- Концепция неявного знания м. Полани.
- Методологический анархизм п. Фейерабенда.
- Концепция «кейс стадис».
- Диалектическая концепция развития науки.
- Научные революции: сущность и виды. Глобальные научные революции в истории науки.
- Понятие научной картины мира: определение, структура, виды. Особенности естественнонаучной картины мира.
- Картины мира в истории науки. Современная научная картина мира.
- Структурность и системность как атрибуты материи. Основные виды материи.
- Единство прерывности и непрерывности в структуре материи
- Живая и неживая природа. Мега-, макро- и микромиры. Проблема единства мира.
- Принцип детерминизма в естествознании. Понятие индетерминизма. Соотношение динамических и статистических законов. Термины
- Фундаментальные типы физических взаимодействий. Принцип симметрии и законы сохранения.
- Корпускулярно-волновой дуализм и принцип дополнительности.
- Основные положения и выводы специальной и общей теории относительности.
- Состояние физической системы и принцип неопределенности.
- Понятия закрытой и открытой системы. Переход от равновесной термодинамики классической науки к неравновесной термодинамике неклассической науки.
- Основные типы космологических объектов.
- Современные научные представления о крупномасштабной структуре Метагалактики.
- Космологические модели эволюции Вселенной.
- Проблема происхождения Солнечной системы.
- «Антропный принцип» и его мировоззренческое и методологическое значение.
- Проблема происхождения жизни.
- Проблема сущности живого и его отличие от неживой материи.
- Структурные уровни организации живого.
- Теории происхождения видов ч. Дарвина. Антидарвинизм конца XIX – начала XX веков.
- Основные положения генетики.
- Структура и принципы синтетической теории эволюции.
- Синергетика: основные понятия, положения и направления.
- Понятие системы. Системный метод исследования и его специфика.
- Понятие информации и информационный подход в современном научном познании.
- Концепция «универсального эволюционизма» как основа синтеза научных знаний в XXI веке.
- Биосфера, ноосфера и техносфера: коллизии взаимодействия.
- Современные концепции экологии. Пути предотвращения экологической катастрофы.
- Идея коэволюции природы и общества и модель устойчивого развития.