«Антропный принцип» и его мировоззренческое и методологическое значение.
Антропный принцип - методологическая установка в исследовании сложных систем, получившая современную форму своего развития в космологии и астрофизике. Кратко суть антропного принципа можно выразить следующим образом: «Вселенная такова, потому что она наблюдаема».
Основная идея этого принципа состоит в том, что между особенностями условий жизни и организации человека, его анатомическим строением и физиологией, с одной стороны, и фундаментальными свойствами физической реальности, с другой, существует строгое соответствие. Существуют две главные разновидности этого принципа: слабый и сильный антропный принципы Слабый антропный принцип просто говорит, что если вселенная состоит из частей с различными свойствами, то мы будем жить там, где наша жизнь возможна. Это кажется достаточно очевидным, неясно только, существуют ли во вселенной эти различающиеся области. Если нет, то любое обсуждение изменений массы электрона и постоянных взаимодействий совершенно бессмысленно.
Сильный антропный принцип утверждает, что вселенная должна была быть создана такой, чтоб в ней стало возможно наше существование. На первый взгляд, это утверждение не может быть справедливым, потому как человечество, возникшее спустя лет после установления базовых свойств нашей вселенной, никак не могло повлиять на ее структуру и на свойства элементарных частиц в ней.
Мировоззренческие интерпретации антропного принципа таковы. Согласно первой – телеологической, физическая реальность первоначально содержала в себе цель порождения человека. При этом предполагается либо исходная абсолютная целесообразность природы и ее эволюции, либо божественное представление. Исходные параметры физической реальности заведомо были заданы таким образом, чтобы эволюция физической реальности обеспечила возможности существования человека. Данная интерпретация весьма близка к религиозному толкованию возникновения мира и человека.
Согласно второй интерпретации , соответствие между особенностями человека и фундаментальными свойствами физической реальности возникло вследствие того, что человек просто не мог возникнуть иным , так как его основные параметры были предопределены этими свойствами, Сами по себе этим свойства могли быть и иными , но тогда и человек был бы либо иным, либо вообще не мог бы возникнуть.
Антропный принцип играет важную роль в современном научном познании. Его мировоззренческое значение закл. Прежде всего в том , что он служит фундаментальным основанием для перебрасывания мостиков между живой и неживой природой, между разумным существом и Метагалактикой. В отличие от классической науки , в которой живая и неживая природа не были связаны воедино, исследовались как некие параллельные миры, и жизнь и разум понимались как случайные явления , современная, постнеклассическая наука рассматривает жизнь и разумного наблюдателя в качестве закономерно возникших на определенном этапе универсальной эволюции явлений.
Методологическое значение антропного принципа состоит в том, он позволяет использовать значения о человеке для выдвижения гипотез как относительно фундаментальных свойств самой физической реальности , так и тех этапов развития нашей части Вселенной , которые отображаются в космологических моделях ( например, в моделях «Большого взрыва» ).
Данный принцип стал основанием отбора научных идей, гипотез, теорий.
- Определение науки и ее отличие от других сфер культуры.
- Основные черты и функции науки.
- Естествознание как область науки. Отличие естествознания от других научных областей.
- Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.
- Классификация естественных наук.
- Кумулятивистские концепции развития науки (о. Конт, п. Дюгейм и др.).
- Концепция парадигм т. Куна.
- Концепция роста научного знания к. Поппера.
- Методология научно-исследовательских программ и. Лакатоса.
- Концепция неявного знания м. Полани.
- Методологический анархизм п. Фейерабенда.
- Концепция «кейс стадис».
- Диалектическая концепция развития науки.
- Научные революции: сущность и виды. Глобальные научные революции в истории науки.
- Понятие научной картины мира: определение, структура, виды. Особенности естественнонаучной картины мира.
- Картины мира в истории науки. Современная научная картина мира.
- Структурность и системность как атрибуты материи. Основные виды материи.
- Единство прерывности и непрерывности в структуре материи
- Живая и неживая природа. Мега-, макро- и микромиры. Проблема единства мира.
- Принцип детерминизма в естествознании. Понятие индетерминизма. Соотношение динамических и статистических законов. Термины
- Фундаментальные типы физических взаимодействий. Принцип симметрии и законы сохранения.
- Корпускулярно-волновой дуализм и принцип дополнительности.
- Основные положения и выводы специальной и общей теории относительности.
- Состояние физической системы и принцип неопределенности.
- Понятия закрытой и открытой системы. Переход от равновесной термодинамики классической науки к неравновесной термодинамике неклассической науки.
- Основные типы космологических объектов.
- Современные научные представления о крупномасштабной структуре Метагалактики.
- Космологические модели эволюции Вселенной.
- Проблема происхождения Солнечной системы.
- «Антропный принцип» и его мировоззренческое и методологическое значение.
- Проблема происхождения жизни.
- Проблема сущности живого и его отличие от неживой материи.
- Структурные уровни организации живого.
- Теории происхождения видов ч. Дарвина. Антидарвинизм конца XIX – начала XX веков.
- Основные положения генетики.
- Структура и принципы синтетической теории эволюции.
- Синергетика: основные понятия, положения и направления.
- Понятие системы. Системный метод исследования и его специфика.
- Понятие информации и информационный подход в современном научном познании.
- Концепция «универсального эволюционизма» как основа синтеза научных знаний в XXI веке.
- Биосфера, ноосфера и техносфера: коллизии взаимодействия.
- Современные концепции экологии. Пути предотвращения экологической катастрофы.
- Идея коэволюции природы и общества и модель устойчивого развития.