Основные черты и функции науки.
Основные черты науки:
объективность науки означает то, что результат ее функционирования в культуре – научное познание – по сравнению с другими видами знания, например философским или обыденным, характеризуется самой высокой степенью независимости от сознания человека, его воли, желаний, устремлений и предпочтений.
универсальность науки определяется тем, что она стремиться производить истинное знание для всего мироздания в тех пределах, которые заданы теоретическими и эмпирическими средствами научного познания. Закон всемирного тяготения в равной степени справедлив как для земных тел, так и для небесных (космических).
Общезначимость науки выражается в пригодности вырабатываемых ею знаний для всех людей. Этому способствует унифицированный язык науки, отличающийся от языков других сфер культуры высокой степенью формализации, однозначностью и точностью.
Системность науки проявляется в ее определенной структуре и устойчивой классификации. Элементы науки и ее части (области) посредством координационных и субординационных связей образует единое целое – самостоятельную сферу культуры.
Фрагментарность – наука изучает не мир в целом, не бытие как таковое, а различные области, фрагменты, уровни организации действительности, а также их свойства и отношения, причем сама наука разделяется на определенные дисциплины и их комплексы. Поэтому научное знание имеет конкретный, частный характер.
Незавершенность науки носит принципиальный характер несмотря на постоянный и безграничный рост научного знания и «вширь» и «вглубь». Это обстоятельство обусловлено неисчерпаемостью многообразия мира, постоянным возникновением, развитием и исчезновением мировых явлений.
Преемственность – новое знание определенным образом согласуется со старыми знаниями, корректируя, уточняя и поглощая их.
Достоверность научного знания реализуется через необходимость его эмпирической проверки и согласованностью с фундаментальными теоретическими положениями.
Рациональность науки предполагает получение и оформление знания на основе логических закономерностей и процедур (определение и деление понятий, логический вывод и т.д.)
Чувственный (эмпирический) характер науки проявляется в обязательном требовании эмпирической (опытной) проверки выдвигаемых положений.
Критичность – открытость научных знаний для конструктивной критики вплоть до пересмотра фундаментальных положений.
Внеморальность – научное знание не может оцениваться как хорошее или плохое, с точки зрения морали оно нейтрально.
Обезличенность. Ни индивидуальные особенности, ни национальность, ни место проживание ученого никак не представлены в конечных результатах научного познания.
Помимо этого наука характеризуется специфической методологией проведения исследований, особыми формами представления результатов деятельности ученого, своеобразным языком.
Функции:
описательная - выявление совокупности данных о свойствах и об отношениях предметов, процессов действительности;
систематизирующая - анализ и соотнесение полученных данных по ранее установленным типам и классам объектов, а также при необходимости создание новых типов и классов объектов;
объяснительная - выработка понимания сущности возникновения, развития и функционирования изучаемого объекта;
эвристическая - предсказание новых свойств и отношений исследуемого объекта, открытие новых уровней организации мира и новых типов и классов объектов;
мировоззренческая - создание научной картины мира, в форме которой в общество транслируется определенная система взглядов на мир, дополняющая и уточняющая картины мира, создаваемые в других сферах культуры (философии, религии, искусстве и т. д.);
прагматическая - установление возможности и определение способов применения полученных знаний в различных сферах жизни общества;
прогностическая - анализ перспектив развития общества и окружающей среды, создание футурологических моделей, а также выработка рекомендаций на будущее;
Экспертная - анализ и оценка осуществимости, эффективности и оптимальности различных проектов и программ, создаваемых и реализуемых в различных сферах культуры, в том числе и в самой науке.
- Определение науки и ее отличие от других сфер культуры.
- Основные черты и функции науки.
- Естествознание как область науки. Отличие естествознания от других научных областей.
- Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.
- Классификация естественных наук.
- Кумулятивистские концепции развития науки (о. Конт, п. Дюгейм и др.).
- Концепция парадигм т. Куна.
- Концепция роста научного знания к. Поппера.
- Методология научно-исследовательских программ и. Лакатоса.
- Концепция неявного знания м. Полани.
- Методологический анархизм п. Фейерабенда.
- Концепция «кейс стадис».
- Диалектическая концепция развития науки.
- Научные революции: сущность и виды. Глобальные научные революции в истории науки.
- Понятие научной картины мира: определение, структура, виды. Особенности естественнонаучной картины мира.
- Картины мира в истории науки. Современная научная картина мира.
- Структурность и системность как атрибуты материи. Основные виды материи.
- Единство прерывности и непрерывности в структуре материи
- Живая и неживая природа. Мега-, макро- и микромиры. Проблема единства мира.
- Принцип детерминизма в естествознании. Понятие индетерминизма. Соотношение динамических и статистических законов. Термины
- Фундаментальные типы физических взаимодействий. Принцип симметрии и законы сохранения.
- Корпускулярно-волновой дуализм и принцип дополнительности.
- Основные положения и выводы специальной и общей теории относительности.
- Состояние физической системы и принцип неопределенности.
- Понятия закрытой и открытой системы. Переход от равновесной термодинамики классической науки к неравновесной термодинамике неклассической науки.
- Основные типы космологических объектов.
- Современные научные представления о крупномасштабной структуре Метагалактики.
- Космологические модели эволюции Вселенной.
- Проблема происхождения Солнечной системы.
- «Антропный принцип» и его мировоззренческое и методологическое значение.
- Проблема происхождения жизни.
- Проблема сущности живого и его отличие от неживой материи.
- Структурные уровни организации живого.
- Теории происхождения видов ч. Дарвина. Антидарвинизм конца XIX – начала XX веков.
- Основные положения генетики.
- Структура и принципы синтетической теории эволюции.
- Синергетика: основные понятия, положения и направления.
- Понятие системы. Системный метод исследования и его специфика.
- Понятие информации и информационный подход в современном научном познании.
- Концепция «универсального эволюционизма» как основа синтеза научных знаний в XXI веке.
- Биосфера, ноосфера и техносфера: коллизии взаимодействия.
- Современные концепции экологии. Пути предотвращения экологической катастрофы.
- Идея коэволюции природы и общества и модель устойчивого развития.