Нас спрашивают: а если ребенок часто простужается?
Л. А.: Вполне возможно, что, увидев в оглавлении такой вопрос, вы откроете нашу книгу как раз на этой странице — слишком уж это больная проблема для многих родителей: как закалить ребенка, подверженного простудам, уже привыкшего к постоянному перекутыванию?
Раньше в ответ на подобный вопрос мы только руками разводили: "Нет у нас такого опыта, не имели мы дела с изнеженными детьми, поэтому не можем предложить методики их закаливания. Мы представляем, как не доводить ребенка до такого состояния, но как вывести из него, не знаем". Мы говорили и видели такие разочарованные лица, такие огорченные глаза, что... не выдерживали этих взглядов и пытались хоть как-то подбодрить — ничего, мол, не отчаивайтесь! — и даже пробовали давать какие-то не очень вразумительные советы.
Со временем мы почувствовали, что уходить от этого вопроса нельзя, что надо собрать все, что мы знаем, что наблюдали, что сами испытали, и рассказать об этом.
Это не инструкция, не методика (мы не специалисты, чтобы их давать), это опыт. Мы будем рады, если он хоть немного вам поможет.
Самое трудное — преодолеть собственную свою боязнь и приобрести какую-то долю уверенности в том, что ваши усилия обязательно приведут к успеху. Некоторым в таких случаях помогает психологическая подготовка: какое-то время надо отдать на чтение, размышление, на обсуждение с близкими (чтобы не было раздоров и разногласий!), как перестроить общий уклад жизни. Это неизбежно, ибо одними закаливающими процедурами, не изменяя условий жизни ребенка, едва ли можно добиться значительных сдвигов.
Если вы, допустим, начнете водные обтирания и обливания, но при этом на прогулку будете своего сына снаряжать по прежнему как на северный полюс, а дома будете опять бояться лишний раз открывать форточку и не снимете с него колготок и теплых рубашек, то толку от такого "закаливания" не будет.
Опыт подсказывает, что не довеском, не добавкой должно быть закаливание, а изменением всего образа жизни, приближением его к более спартанскому, не изнеживающему, а закаливающему как бы само собой — в этом, по-нашему, должна состоять ваша конечная цель.
С чего можно здесь начать? Нужно, например, отказаться от высказываний типа: "Не подходи к двери — простудишься", "Не пей холодную воду — горлышко заболит", "Мороженое тебе нельзя — кашлять будешь", то есть вообще отказаться от упоминай болезней при ребенке — не пугать его ими, не предполагать, что они у него обязательно будут. Хорошо бы дальше научиться говорить вместо: "Оденься теплее! Повяжи шарф! Надень еще одни теплые носки..." — хотя бы так (как бы советуясь с ребенком, предоставляя ему право решать самому): "Ну, что мы сегодня наденем? На улице морозец, но несильный, симпатичный такой мороз. Стоит или не стоит еще носочки надеть?" Если малышу захочется надеть поменьше одежек, похвалите его — это уже победа.
Легче всего начинать с освобождения от одежды в комнате. Причем начинать не ребенку, а... самим взрослым. По собственному опыту знаем, что давление на малыша ни к чему хорошему привести не может, если он сам не будет стремиться к тому же, чего хочется и его родителям. Вся задача поэтому, на наш взгляд, и сводится к тому, чтобы возбудить у самого ребенка желание полегче одеться, снять одну из двух рубашек, надеть носки вместо колготок, а потом и ступить на пол босичком. Может быть, первым покажет пример отец (а мама его похвалит) или мать (тогда папа порадуется за нее). Главное, чтобы было понятно, что это хорошо. Но к самому малышу не следует при этом приставать с упреками, мол: "Что же ты, смотри, какой папа молодец, а ты..." Зато первую же его попытку: "А я тоже хочу..." — встретить одобрением: "Молодец, ты совсем как папа!"
То же самое можно проделать и с водными процедурами: во время купания сначала не ребенка обливать прохладной водой, а кому-нибудь из взрослых самому облиться: "Эх, хорошо, приятная водичка!" А у малыша спросить: "Хочешь?" Не захочет — отложить раз-другой, а захочет, то облить его действительно приятной (не слишком холодной!) водой да похвалить его при этом. А потом растереть досуха, приговаривая что-нибудь веселое, вроде:
Отчего течет вода С этого младенца? Он недавно из пруда — Дайте полотенце!
А в следующий раз пусть малыш сам определит, какой водой его облить: потеплей или похолодней... как папа? Эта маленькая хитрость, как правило, действует безотказно: малышу очень хочется быть "как папа, как мама". Значит, нам самим — ничего не поделаешь! — надо становиться все лучше, а заодно бодрее и веселее. Радость и смех малыша, его "Еще, еще!" — вот ключ и к успеху и гарантия того, что все идет нормально.
Ну а если вдруг снова насморк? Встретьте его без уныния и паник, даже, если сможете, с шуткой:
— Это из тебя, наверное, распоследние простудинки вытряхиваются — пусть, не страшно.
Очень важно внушить ребенку (и себе) уверенность в том, что он очень здоровый, крепкий и никакая хворь ему не страшна.
Б. П.: Вот еще одно важное наблюдение: переход к новому укладу жизни не должен быть слишком резким и "волевым": необходима известная постепенность, зависящая в основном от настроения и успехов самого ребенка. Но и затягивать этот переход не надо. Видимо, месяц-полтора, не больше двух — самый подходящий для этого срок. За это время организм может уже в основном приспособиться к новым условиям — это одно. А другое вот что: ребенок не может долго на чем-то сосредоточиваться, а здесь надо воздействовать на его психику, настроить его на иное восприятие жизни. Это следует делать насыщенно, в темпе. Лучше всего воспользоваться для этого летним отпуском и дачными условиями, когда можно пустить в ход сразу три закаливающих фактора: солнце, воздух, воду. И не забыть еще одно, чрезвычайно важное — движение, движение, движение: не лежать, а ходить, не ходить, а бегать, не перешагивать, а перепрыгивать, не сидеть в гамаке, а... лазить по какому-нибудь развесистому дереву... — обо всем этом мы расскажем в следующей главе, а пока придется остановиться еще на одном вопросе, с которого обычно начинают, когда говорят о здоровье, а мы, наоборот, отодвинули его в самый конец.
- Книга взята с сайта http://nkozlov.Ru
- Б.И л. Никитины.
- Мы и наши дети
- Мы и наши родители
- Часть 1: так мы начинали От авторов
- Под одной крышей
- Холод — доктор, холод — друг
- А каша тут ни при чем
- Плохая" мама и "хорошая" бабушка
- Без ходунков
- "А кирпич вкусный?"
- Сообразил!
- Про штанишки
- И поесть спокойно не дадут!
- Заботливый наш сынишка
- Помощник не в шутку, а всерьез
- В бабушкином "раю"
- Приходится расхлебывать
- Послесловие
- Часть 2 наша семья
- Предсказания не сбываются
- Как мы начинали
- Споры, ссоры
- Трудное наше счастье
- Главная забота — здоровье
- Первый час, первый день
- Проблема пеленок
- Он голодный!
- Кормить ли ночью?
- Учимся понимать ребенка
- Холод — доктор
- Как было раньше
- Холод - друг
- Воздушные ванны
- И на солнышко
- Не заболеем
- Физкультура с пелёнок и... Даже раньше
- Гимнастика до рождения
- Без специальных занятий
- Ну-ка прыг из кроватки!
- Зачем ползать?
- Учимся ходить и падать
- "Всадники" и "кони"
- Движение — всему начало
- Малыш и те, кто с ним рядом
- На руках или в кроватке?
- Внимание: опасность!
- Мир познается самостоятельно
- Игры и игрушки
- Зачем так рано?
- Без мамы плохо
- Требуются бабушки и дедушки
- Яблоко раздора
- Опрокинутая чашка
- Это нельзя, а это можно
- И маму надо пожалеть
- Движение, движение, движение
- Если хочешь быть здоров
- Без лекарств
- Нас спрашивают: а если ребенок часто простужается?
- "Проблема" питания
- Наша спортивная комната
- Сила, ловкость и осторожность
- А возрастные нормы?
- Дети пошли в школу и...
- Что мы считаем важным
- Как рождаются способности?
- Главное — своевременное начало
- И широкое поле деятельности
- Любимые учебные пособия
- Вместе с детьми
- Гарантия от перегрузок
- Главный итог — любознательность
- А внимание, усидчивость, дисциплина?
- И трудовые обязанности: "хочется" и "надо"
- Для себя или для других?
- Микроскопические дозы?
- "Ниточка-никиточка"
- И человеческие отношения
- Для чего человек живет
- И дети нас учат
- Кто кого наказал?
- Спасибо, отец, за науку!
- Споры не ссоры
- Забота о других
- Микроб тщеславия
- Честь смолоду
- Волшебная сила искусства
- Наши семейные праздники
- О наших ошибках (1988 г.)
- Если вы бы начали свою семейную жизнь сначала, каких ошибок захотелось бы вам избежать?
- Коварство комфорта Интервью с профессором и. А. Аршавским
- Часть 3. Ожидая малыша
- Ожидая малыша. Что надо знать вступающим в брак
- Первый час и первая неделя жизни
- Молоко матери. Природа и наука голосуют за, а матери?
- Первое прикладывание к груди
- Это чудо природы — молозиво
- Почему пропадает молоко?
- А теперь коротко о главном
- Итак, мама, что выберешь ты? Наш малыш в первый год
- Вот некоторые результаты первого года жизни.
- Современные опасности, угрожающие здоровью и жизни ребенка в первый год
- Наши просьбы к врачам и сестрам родильного дома
- Наши предложения работникам детских садов
- Предложения
- Часть 4. Что думают ученые о способностях
- Способности исполнительские и творческие
- Экспериментальные кривые развития продуктивности деятельности в процессе обучения
- Экспериментальные кривые развития продуктивности творческой технической деятельности — (620 учащихся I-хi классов, 4340 заданий)
- Экспериментальные кривые развития продуктивности творческой технической деятельности школьников I-хi классов (620 учащихся — 4340 заданий)
- Сравнительная схема развития исполнительских и творческих способностей
- Новая гипотеза
- Гипотеза объясняет факты
- Опыт и проверка гипотезы
- Школа и способные дети
- Сводная таблица коэффициентов интеллектуальности (ки)
- Другие подтверждения правильности гипотезы
- Поиски решения проблемы способностей
- Заключение
- Литература
- И внуки (Наблюдения дедушки и размышления бабушки)