Трудное наше счастье
Вот так, в спорах, мы начинали... Сначала мы воевали с бабушками и соседями, потом спор вышел на страницы печати. "Правы ли мы?" — спрашивали мы в своей книжке, газетной статье, фильме. Многие с нами не соглашались: "Нет, они не правы! Раннее развитие опасно! Раннее развитие вредно!"
А мы, глядя на веселых, подвижных, всегда чем-то увлеченных наших малышей, недоумевали: "Почему опасно? Почему вредно?" — и погружались в изучение книг, брошюр, статей — всего, где можно было добыть сведения об этом страшном раннем развитии.
Мы узнали, что еще в начале нашего века у М. Монтессори дети (причем дети умственно отсталые) к пяти годам не только читали, но и каллиграфически писали, что в Японии есть школа для одаренных детей и принимают туда четырехлетних ребятишек, что в Филадельфии существует институт по исследованию человеческого потенциала, где сделали вывод: "правильный" возраст, в каком следует учить ребенка читать, — это полтора-два года. Петра Первого дьяк Никита стал учить грамоте примерно в три года. Мария Кюри была на два года моложе своих подружек в гимназии, Н. В. Гоголь в три года писал слова, а в пять пробовал сочинять стихи. В семье Ульяновых все дети к четырем-пяти годам уже читали.
Все это поддерживало нас в наших поисках. Но главным подтверждением правильности выбранного пути были наши дети. Они поражали нас своими возможностями. Мы не поспевали за их развитием, мы постоянно ошибались в своих прогнозах. Это было удивительно! И это заставило нас увязнуть в проблеме раннего развития всерьез.
За восемнадцать лет мы заметно отклонились от традиционных сроков начала развития детей, но теперь мы слышали новые возражения:
— Ну хорошо, действительно, дети могут развиваться намного быстрее, но нужно ли это, не лишаете ли вы своих детей счастливого беззаботного детства?
Так говорят и думают многие, пока... не побывают у нас в гостях. А когда увидят все своими глазами, поговорят и поиграют с нашими ребятами да еще и привезут своих малышей в наш "детский сад", а потом никак не могут их вытащить домой, вот тогда, расставаясь с нами, признаются:
— Счастливые у вас дети...
А иные вздыхают:
— Счастливые вы родители...
А мы и не отказываемся действительно счастливые, только счастье наше не само по себе к нам пришло, нет, не само...
Вот мы и решили написать обо всем, что узнали сами, с единственной целью: может быть, наш опыт поможет кому-нибудь стать счастливее.
В своем рассказе мы постарались учесть те вопросы, которые нам чаще всего задают в письмах, на встречах, во время посещения нашего дома. Когда слышат, что мы оба работали, детей в ясли и садик не отдавали, няни у нас никогда не было, а бабушки живут отдельно, нам непременно задают один и тот же вопрос:
— Как вы успеваете? Откуда берете время на воспитание? Тут с одним не знаем, как управиться, а у вас семеро.
Ответом на этот вопрос служит вся наша книга. Мы расскажем вам, на что мы тратим время, а на что не тратим, за счет чего экономим, а на что не жалеем ни минут, ни часов, ни дней, ни целых лет.
И так же, как в беседах, мы, конечно, говорим не хором, а по очереди, так и в книге каждый из нас будет рассказывать о том, в чем он больший "специалист". А в случае надобности будем комментировать или дополнять друг друга и даже иногда можем поспорить, как это бывает у нас и в жизни.
- Книга взята с сайта http://nkozlov.Ru
- Б.И л. Никитины.
- Мы и наши дети
- Мы и наши родители
- Часть 1: так мы начинали От авторов
- Под одной крышей
- Холод — доктор, холод — друг
- А каша тут ни при чем
- Плохая" мама и "хорошая" бабушка
- Без ходунков
- "А кирпич вкусный?"
- Сообразил!
- Про штанишки
- И поесть спокойно не дадут!
- Заботливый наш сынишка
- Помощник не в шутку, а всерьез
- В бабушкином "раю"
- Приходится расхлебывать
- Послесловие
- Часть 2 наша семья
- Предсказания не сбываются
- Как мы начинали
- Споры, ссоры
- Трудное наше счастье
- Главная забота — здоровье
- Первый час, первый день
- Проблема пеленок
- Он голодный!
- Кормить ли ночью?
- Учимся понимать ребенка
- Холод — доктор
- Как было раньше
- Холод - друг
- Воздушные ванны
- И на солнышко
- Не заболеем
- Физкультура с пелёнок и... Даже раньше
- Гимнастика до рождения
- Без специальных занятий
- Ну-ка прыг из кроватки!
- Зачем ползать?
- Учимся ходить и падать
- "Всадники" и "кони"
- Движение — всему начало
- Малыш и те, кто с ним рядом
- На руках или в кроватке?
- Внимание: опасность!
- Мир познается самостоятельно
- Игры и игрушки
- Зачем так рано?
- Без мамы плохо
- Требуются бабушки и дедушки
- Яблоко раздора
- Опрокинутая чашка
- Это нельзя, а это можно
- И маму надо пожалеть
- Движение, движение, движение
- Если хочешь быть здоров
- Без лекарств
- Нас спрашивают: а если ребенок часто простужается?
- "Проблема" питания
- Наша спортивная комната
- Сила, ловкость и осторожность
- А возрастные нормы?
- Дети пошли в школу и...
- Что мы считаем важным
- Как рождаются способности?
- Главное — своевременное начало
- И широкое поле деятельности
- Любимые учебные пособия
- Вместе с детьми
- Гарантия от перегрузок
- Главный итог — любознательность
- А внимание, усидчивость, дисциплина?
- И трудовые обязанности: "хочется" и "надо"
- Для себя или для других?
- Микроскопические дозы?
- "Ниточка-никиточка"
- И человеческие отношения
- Для чего человек живет
- И дети нас учат
- Кто кого наказал?
- Спасибо, отец, за науку!
- Споры не ссоры
- Забота о других
- Микроб тщеславия
- Честь смолоду
- Волшебная сила искусства
- Наши семейные праздники
- О наших ошибках (1988 г.)
- Если вы бы начали свою семейную жизнь сначала, каких ошибок захотелось бы вам избежать?
- Коварство комфорта Интервью с профессором и. А. Аршавским
- Часть 3. Ожидая малыша
- Ожидая малыша. Что надо знать вступающим в брак
- Первый час и первая неделя жизни
- Молоко матери. Природа и наука голосуют за, а матери?
- Первое прикладывание к груди
- Это чудо природы — молозиво
- Почему пропадает молоко?
- А теперь коротко о главном
- Итак, мама, что выберешь ты? Наш малыш в первый год
- Вот некоторые результаты первого года жизни.
- Современные опасности, угрожающие здоровью и жизни ребенка в первый год
- Наши просьбы к врачам и сестрам родильного дома
- Наши предложения работникам детских садов
- Предложения
- Часть 4. Что думают ученые о способностях
- Способности исполнительские и творческие
- Экспериментальные кривые развития продуктивности деятельности в процессе обучения
- Экспериментальные кривые развития продуктивности творческой технической деятельности — (620 учащихся I-хi классов, 4340 заданий)
- Экспериментальные кривые развития продуктивности творческой технической деятельности школьников I-хi классов (620 учащихся — 4340 заданий)
- Сравнительная схема развития исполнительских и творческих способностей
- Новая гипотеза
- Гипотеза объясняет факты
- Опыт и проверка гипотезы
- Школа и способные дети
- Сводная таблица коэффициентов интеллектуальности (ки)
- Другие подтверждения правильности гипотезы
- Поиски решения проблемы способностей
- Заключение
- Литература
- И внуки (Наблюдения дедушки и размышления бабушки)