logo
Никитины

Предложения

по эффективному укреплению здоровья, повышению физического и умственного развития детей в детских садах

1. В течение отопительного сезона поддерживать в помещениях, где находятся дети, ЗДОРОВУЮ ТЕМПЕРАТУРУ, то есть 17-18 С. В каждой группе иметь минимум два термометра, установленные на высоте 1 м от пола, и повышение температуры выше +20 С считать ЧП и немедленно принимать меры по ее нормализации. Если в течение одной недели температура будет выше +20 С, то крепость здоровья детей снижается, так как постоянный термокомфорт ведет к свертыванию функций терморегуляции у детей. Особенно вредны для здоровья полы с подогревом. Подогрев полов отключать полностью, а проектирование таких зданий запретить законом.

2. Превратить СПАЛЬНИ В СПОРТЗАЛЫ и тем самым вдвое увеличить пространство для жизни и развития (особенно физического). Для этого:

— удалить кровати;

— установить вместо них спорткомплексы В. С. Скрипалева (не менее одного на группу);

— для дневного сна детей приобрести поролоновые или пенополистироловые коврики, чтобы укладывать детей на полу (как в Японии). Можно сделать откидные спальные полки, как на кораблях или в поездах, в два яруса на высоте 20 и 80 см от пола.

3. ДНЕВНОЙ СОН можно оставить только ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ, так как с возраста 3-4 года большинство детей днем спать не ложится. Остальные дети могут заниматься в это время чтением, письмом, рисованием, лепкой и тихими играми. Эта мера намного увеличивает время для самостоятельных занятий, а значит, для саморазвития детей и может прекратить взаимную трепку нервов воспитателей и детей в эти часы. Но переход этот нельзя делать сразу, резко. Пропуски сна сначала единичны, а затем становятся чаще и через 2-3 месяца сплошными (в старших группах).

4. Перейти постепенно на более ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ (взрослым тоже полезно):

— ОБЛЕГЧИТЬ ОДЕЖДУ и обувь детей. Поощрять ребятишек за "храбрость", то есть сдвигаться постепенно к идеальной форме одежды — ТРУСИКИ и БОСИЧКОМ летом и зимой. Дома "застрельщиками" могут быть и храбрые папы и мамы, а в детском саду воспитатели и няни, все, кто понимает, как важно дать нагрузку и системам терморегуляции в организме ребенка.

— Спортивный комплекс и спортивные игрушки сделать доступными для детей, чтобы дети СВОБОДНО МЕНЯЛИ СВОИ ИГРЫ в течение дня.

— Поощрять малышей к придумыванию всяких "упражнений" и игр на спортксмплексе: кто "выглянет в окошко"? (подтянуться на кольцах и заглянуть в кольцо), кто три раза качнется на кольцах "в колобке"? (соединить в одну точку кулаки, коленки и подбородок), кто влезет по шесту или канату и на какую высоту? (разметить красиво шест и канат по высоте". Для этого записывать новые "номера" ("лягушка", "свечка", "уголок" и т. п.). К концу года или к празднику провести олимпиады и записать их результаты (рекорды, чемпионов и т. п.).

5. ОБОГАТИТЬ ДВОР спортивными сооружениями и снарядами:

— Сделать БЕГОВУЮ ДОРОЖКУ вдоль забора (кольцевая наибольшей длины, т. е. 200-400 м) шириной 1,2-1,5 м с внутренним закруглением на поворотах радиусом не менее 3 м.

— Установить спортивные комплексы на площадках каждой группы, усложняя их для детей более старшего возраста.

— Сделать для детей летний бассейн — "лягушатник" глубиной до 0,5 м и наклонными бортиками, чтобы зимой превращать их в мини-катки для малышей.

— Сделать асфальтированную площадку для катания на самокатах летом, а зимой превращать ее в хоккейное поле.

6. Для объективной оценки уровня физического развития детей ввести измерения СИЛЫ, СКОРОСТИ, ВЫНОСЛИВОСТИ (бег на дистанцию в 1500 своих ростов), ЛОВКОСТИ, МЕТКОСТИ (лазание по шесту и бросание мяча в цель на расстояние 5 ростов) по "индексам справедливости" (см. журнал "Физкультура и спорт" No. 3, 1983, с. 20 или сборник "Искусство быть здоровым", ФиС, 1984, с. 34; изд. 2-е, 1987, с. 21). Измерения делать 2-3 раза в год и отмечать в таблицах достижения каждого ребенка.

7. Количество ожиревших детей возрастает у нас примерно на 1% ежегодно. Это уже серьезная опасность. Здоровье детей заметно укрепляется, если ПРЕКРАТИТЬ НАСИЛЬСТВЕННОЕ КОРМЛЕНИЕ детей (большие порции, требования съедать всю порцию и весь обед). Ребенок должен есть с удовольствием и только то, что он хочет. Первое блюдо дети едят неохотно, и заставлять их не надо. Перед обедом спросить: "Кто хочет есть первое (суп, борщ)?" — и наливать только желающим. Второе блюдо тоже давать по желанию (чего и сколько).

Хорошее самочувствие и нормальный стул у ребенка ("колбаски") — главные показатели правильного питания.

8. Сдвинуть развитие к РАННЕМУ ВОЗРАСТУ:

— Знакомить детей с буквами, цифрами, чтением, письмом, счетом с 2х-3х-летнего возраста и в игровой форме.

Создать для этого обстановку, в которой бы чтение, письмо, счет, рассматривание географических карт, таблиц, планов, чертежей, глобуса, пользование часами и термометром являлись для детей столь же обычными, как и катание с горки, беганье и игра с мячом. Пронумеровать шкафчики, стулья, игрушки, писать имена детей, повесить школьные доски и дать детям мелки и т. п.

— Для развития творческих способностей у детей ввести в употребление РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ (по одной): "Уникуб", "Кирпичики", "Кубики для всех" и др. (набор каждому ребенку) и пособия на группу: "Таблица сотни", "Дроби", "Термометр", "Часы", "Узелки".

9. Организовать в детсаду МАСТЕРСКУЮ для изготовления игр, пособий, мелкого ремонта мебели, оборудования спортивных комплексов и площадок. Пригласить для этого в штат МУЖЧИН (физрук, мастер, методист). В ГДР при детском саде есть человек, имеющий квартиру в здании детсада, исполняющий обязанности сторожа, мастера, рабочего, наблюдающего за состоянием всего здания и берегущего его.

10. Подумать об организации РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП, в которых старшие дети помогают воспитателю (как в Венгрии) смотрят за младшими, играют с ними. Младшие дети тогда лучше развиваются, а если старший и младший из ОДНОЙ семьи, то и лучше себя чувствуют.

— Приглашать в детсад учеников старших классов, желающих помогать воспитателю, особенно тех, у кого в детсаду младшие братья и сестры.

11. Идеальным был бы вариант, когда ЗАРПЛАТА ВОСПИТАТЕЛЯ и няни стала бы зависеть от меры укрепления здоровья детей и повышения уровня их физического и умственного развития. Но это тонкое и сложное дело надо готовить исподволь и тщательно, привлечь к нему самых умных и порядочных людей.

Эти "Предложения" для многих не только новы, но и необычны. Их надо обсудить сначала работникам детсада и обдумать, какие, в каком порядке, когда и как осуществлять (полностью или частично).

Очень много ума и такта потребуется для того, чтобы подготовить родителей. Лучше всего, если на общем родительском собрании родители сами внесут свои предложения по этим вопросам и предложат свою помощь. Для этого они тоже должны не только прочесть, но и обдумать "Предложения" и, может быть, что-то начать сначала у себя в семье.

Это должна быть не насильственная "революция", а мирная, добрая и радостная "перестройка", чтобы дети становились крепче здоровьем, сильнее физически, развитее умственно и добрее нравственно. С такими детьми жить и легче, и веселее.