3. Структура научного познания
Структура научного познания включает в себя два уровня, или два этапа.
1. Эмпирический уровень (от греч. empeiria – опыт) – это накопление разнообразных фактов, наблюдаемых в природе.
2. Теоретический уровень (от.греч. theoria – мысленное созерцание, умозрение) представляет собой объяснение накопленных фактов.
Нередко можно услышать ошибочное утверждение о том, что теория вытекает из фактов, или, иначе говоря, что с первого «этажа» научного познания (эмпирического) на второй (теоретический) есть плавный переход в виде некой удобной «лестницы». В действительности все обстоит иначе и сложнее. Теория не вытекает из фактов, по той причине, что они сами по себе ничего не говорят и ни о чем не свидетельствуют. Часто к слову «факты» применяется эпитет «голые». Наверняка, все сталкивались со словосочетанием «голые факты», но многие ли задумывались над тем, что оно означает? По всей видимости, данное понятие указывает на то, что факты безмолвны и из них ничего не вытекает, кроме… самих фактов. Например, существует постоянно наблюдаемый нами факт медленного дневного движения Солнца по небосводу с востока на запад. О чем он говорит? О том, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли? Или может быть о том, что, наоборот, Земля вращается вокруг неподвижного Солнца? Или же о том, что и Солнце и Земля вращаются друг относительно друга? А может быть не о том и не о другом, и не о третьем, а о чем-то еще? Как видим, на один факт приходится несколько различных и даже взаимоисключающих объяснений. Однако, если бы объяснение фактов, или теория вытекала непосредственно из них, то никаких разногласий не было бы: одному факту строго соответствовало бы только одно определенное объяснение.
Если теория вытекает не из фактов, тогда откуда она берется? Теория выдвигается человеческим разумом и применяется (прикрепляется) к фактам с целью их объяснения. Причем первоначально разум создает не теорию, а гипотезу, теоретическое предположение, своего рода предтеорию, которая мысленно накладывается на факты. Гипотеза - это предположение, как правило, научного характера, выдвигаемое с целью объяснения каких-либо объектов, явлений, событий и т. п. От простого предположения, например, догадки, гипотеза отличается большей сложностью и обоснованностью. В том случае, если гипотеза согласует (состыкует) между собой факты, свяжет их в единую картину и даже предвосхитит обнаружение новых, еще неизвестных фактов, то она превратится в теорию и на долгое время займет господствующие позиции в том или ином разделе научного знания. Если же, наоборот, гипотезе не удастся согласовать между собой все имеющиеся в какой-либо области действительности факты и связать их в единую картину, то она будет отброшена и заменена новой гипотезой. Точно ответить на вопрос, почему некий ученый выдвигает для объяснения каких-нибудь фактов именно такую гипотезу, а не иную, невозможно, потому что ее создание – это во многом интуитивный акт, представляющий собой тайну научного творчества. Только после соотнесения гипотезы с фактами, выясняется ее большая или меньшая состоятельность, происходит ее подтверждение или опровержение. Как уже говорилось, гипотеза может наложиться на факты более или менее удачно, и именно от этого будет зависеть ее дальнейшая судьба.
Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней научного познания можно условно сравнить со всем известной игрой в детские кубики, на которых изображены фрагменты различных картинок. Допустим, в набор входит девять кубиков. Каждая грань любого кубика является фрагментом какой-либо картинки, состоящей, таким образом, из девяти частей. Поскольку у кубика шесть граней, то из набора можно составить шесть различных картинок. Чтобы ребенку было проще складывать кубики в определенной последовательности, к набору прилагается шесть картинок-трафареток, или рисунков, глядя на которые, он находит нужные фрагменты. Так вот, беспорядочно разбросанные кубики в нашей аналогии – это факты, а картинки-трафаретки – это мысленные построения (гипотезы и теории), на основе которых пытаются упорядочить и связать факты в некую систему. Если желаемая картинка из кубиков не получается с помощью выбранного трафаретного рисунка, значит выбран не тот рисунок и его следует заменить другим, соответствующим картинке, которую задумано построить. Так же, если с помощью некой гипотезы из имеющихся фактов не складывается упорядоченная картина, значит эта гипотеза должна быть заменена какой-либо другой. Правильно выбранная трафаретка при составлении кубиков – это та самая гипотеза, которая удачно накладывается на факты, находит свое подтверждение и превращается в теорию.
Итак, научное познание состоит из двух «этажей»: нижнего – эмпирического и верхнего – теоретического. Причем второй «этаж», будучи надстроенным над первым, должен без него рассыпаться: теория для того и создается, чтобы объяснить факты (если их нет, то и объяснять нечего). Теоретический уровень познания невозможен без эмпирического, но это не означает, как уже говорилось, что теория вытекает из фактов. При всей взаимосвязи этих двух уровней, они, тем не менее, достаточно автономны: между нижним и верхним «этажами» научного познания не существует прямой и удобной «лестницы», попасть с одного на другой можно только «прыжком» или «скачком», который представляет собой не что иное, как выдвижение гипотезы с ее последующим подтверждением и превращением в теорию или же – опровержением и заменой новой гипотезой.
Большая часть современного научного знания построена с помощью гипотетико-дедуктивного метода, предполагающего выполнение алгоритма, который состоит из четырех звеньев. Сначала обнаруживаются определенные факты, относящиеся к какой-то области действительности. Затем выдвигается первоначальная гипотеза, обычно называемая рабочей, которая на основе некой регулярности, или повторяемости найденных фактов конструирует наиболее простое их объяснение. Далее устанавливаются факты, которые не встраиваются (не вписываются) в него. И наконец, уже с учетом этих выпадающих из первоначального объяснения фактов, создается новая, более разработанная, или научная гипотеза, которая не только согласует все имеющиеся эмпирические данные, но и позволяет предсказать получение новых, или, говоря иначе, из которой можно вывести (дедуцировать) все известные факты, а также указание на неизвестные (т. е. пока не открытые). Например, при скрещивании растений с красными и белыми цветками у получающихся гибридов цветки чаще всего бывают розовыми. Это обнаруженные факты, на основе которых можно предположить (создать рабочую гипотезу), что передача наследственных признаков происходит по принципу смешивания, т.е. родительские признаки переходят к потомству в неком промежуточном варианте (такие представления о наследственности были распространены в первой половине 19 в.). Однако в это объяснение не вписываются другие факты. При скрещивании растений с красными и белыми цветками, пусть не часто, но все же появляются гибриды не с розовыми, а с чисто красными или белыми цветками, чего не может быть при усредняющем наследовании признаков: смешав, например, кофе с молоком, нельзя получить черную или белую жидкость. Для того, чтобы вписать эти факты в общую картину, требуется какое-то иное объяснение механизма наследственности, необходимо изобретение другой, более совершенной (научной) гипотезы. Как известно, она была создана в 60-х годах 19 в. австрийским ученым Грегором Менделем, который предположил, что наследование признаков происходит не путем их смешивания, а наоборот, посредством разделения. Наследуемые родительские признаки передаются следующему поколению с помощью маленьких частиц – генов. Причем за какой-либо признак отвечает ген одного из родителей (доминантный), а ген другого родителя (рецессивный), также переданный потомку, никак себя не проявляет. Вот почему при скрещивании растений с красными и белыми цветками в новом поколении могут быть или только красные, или только белые цветки (один родительский признак проявляется, а другой подавляется). Но почему появляются также растения с розовыми цветками? Потому что, нередко ни один из родительских признаков не подавляется другим, и оба они проявляются у потомков. Эта гипотеза, столь удачно объяснившая и согласовавшая между собой различные факты, превратилась впоследствии в стройную теорию, которая положила начало развитию одной из важных областей биологии – генетики.
Кстати, из-за распространенных в первой половине 19 в. представлений о наследственности, по которым при передаче признаков от одного поколения к другому происходит их смешивание, долгое время находилась под угрозой краха эволюционная теория Чарльза Дарвина, в основе которой лежит принцип естественного отбора. Ведь если происходит смешивание наследуемых признаков, значит они усредняются. Следовательно, любой, даже самый выгодный для организма признак, появившийся в результате мутации (внезапного изменения), со временем должен исчезнуть, раствориться в популяции, из чего вытекает невозможность действия естественного отбора. Британский инженер и ученый Френсис Дженкин доказал это строго математически. «Кошмар Дженкина» на протяжении многих лет отравлял жизнь Ч. Дарвину, но убедительного ответа на вопрос он так и не нашел, иначе к его славе автора эволюционной теории добавилась бы еще и слава создателя генетики…
Обратим внимание на то, что удачность какой-либо гипотезы определяется не только численностью фактов, которые вписываются в нее (или выводятся из нее), но и количеством теоретических средств, которые для этого привлекаются. Гипотеза, а впоследствии и теория, является тем более эффективной и тем на более длительный срок определяет развитие какой-либо области научного знания, чем более малыми теоретическими средствами она объясняет по возможности больший круг явлений. Например, закон всемирного тяготения выражается довольно простым принципом: любые два тела притягиваются друг к другу с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Однако этим принципом объясняется очень широкий круг явлений окружающего мира: от падения яблока на землю до движения планет вокруг Солнца. Здесь следует отметить, что сказанное относится, по преимуществу, к общим гипотезам. Помимо общих, гипотезы также бывают частными и единичными.
С точки зрения логики гипотезы представляют собой высказывания, истинность или ложность которых еще не установлена. Поэтому наиболее простая их классификация опирается на форму суждений, в которых они выражаются. Таким образом, гипотезы, как и суждения, разделяются на общие, частные и единичные. Общие – это предположения обо всем множестве изучаемых объектов, частные – о некоторых элементах какого-либо множества, единичные – о конкретных, отдельных объектах или явлениях. Например, гипотеза: Возможности любого человеческого организма в обычных условиях жизни задействованы в очень незначительной степени является общей, гипотеза: Некоторые звезды нашей Галактики имеют спутники-планеты, на которых есть благоприятные условия для зарождения и дальнейшей эволюции различных форм жизни относится к частным, а гипотеза: Солнечная система произошла из гигантской газово-пылевой туманности под влиянием электромагнитных и гравитационных сил приблизительно 5 млрд. лет назад – к единичным.
- Гусев д. А.
- Тема 1. Что такое философия и зачем она нужна?
- 1. «Наука обо всем»
- 2. «Я не мудрец, но только философ»
- 3. Философия и философоведение
- 4. «Азбука» философии
- Тема 2. Что было раньше? (Основные философские картины мира)
- 1. Материализм
- 2. Идеализм
- 3. Дуализм
- 4. Философия тождества
- Тема 3. Основные религиозно-философские учения Древнего Востока
- 1. Мифология - колыбель философии
- 2. Умереть насовсем – значит родиться навсегда
- 3. Преодоление желаний – избавление от зла
- 4. Хаос или Порядок (Конфуцианство)
- 5. Философия естественной фатальности (Даосизм)
- Тема 4. Основные идеи и представители античной философии
- 1. «Золотой век» человечества
- 2. Поиск первоначала (милетцы и Пифагор)
- 3. Спор о природе Бытия (элеаты и Гераклит)
- 4. «Только атомы и пустота…» (Демокрит)
- 5. Сколько существует истин? (софисты и Сократ)
- 6. Вещество без Идеи – ничто (Платон и Аристотель)
- 7. Как быть счастливым? (эпикурейцы, стоики, скептики, киники)
- Тема 5. Общая характеристика средневековой философии
- 1. Восход теизма (патристика)
- 2. Можно ли осмыслить догматы вероучения? (схоластика и мистика)
- 3. Доказательства существования Бога
- 4. Спор об универсалиях
- 5. Ангельский доктор (Фома Аквинский)
- 6. Освобождение философии (Дунс Скот и Уильям Оккам)
- Тема 6. Общая характеристика философии Возрождения
- 1. Сумерки средневековья
- 2. Совпадение противоположностей (Николай Кузанский)
- 3. Прорыв в современность (Джордано Бруно)
- 4. Город всеобщего счастья (Томазо Кампанелла)
- Тема 7. Основные идеи и представители философии Нового времени
- 1. «Чистая доска» или опыт превыше всего (Бэкон, Гоббс, Локк)
- 2. Врожденные идеи или «значенья духа опыт не покроет» (Декарт и Лейбниц)
- 3. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм)
- 4. Век Просвещения
- 5. Выяснить возможности разума (Кант)
- 6. Мироздание – застывшая мысль (Гегель)
- 7. «Нам здешний мир так много говорит» (Фейербах)
- 8. Не объяснять мир, а изменять его (Маркс и Энгельс)
- Тема 8. Общая характеристика современной философии
- 1. Нужна ли философия? (позитивизм)
- 2. Где польза – там и истина (прагматизм)
- 3. Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни)
- 4. Не разум, а воля (Шопенгауэр и Ницше)
- 5. Я, Оно и Сверх-я (Фрейд)
- 6. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализм)
- Тема 9. Основные идеи и представители русской философии
- 1. Философ в России – не только философ (особенности русской философии)
- 2. Россия – это Запад или Восток? (п. Я. Чаадаев, славянофилы и западники)
- Он вышней волею небес
- 3. «Вопрос об отношении лица к обществу и общества к лицу» (а.И.Герцен)
- 4. Возможно ли счастье без свободы? (ф. М. Достоевский)
- 5. Может ли «Добро» быть «с кулаками»? (л. Н. Толстой)
- 6. Ноосфера и «воскрешение отцов» (н. Ф. Федоров, к. Э. Циолковский, в. И. Вернадский)
- 7. Всеединство и Богочеловечество (в. С. Соловьев)
- Тема 10. Наука в духовной культуре общества
- 1. Когда и где появилась наука?
- 2. Особенности и критерии науки
- 3. Структура научного познания
- 4. Границы науки
- 5. Общие модели развития науки
- 6. Научные революции
- Тема 11. Первая научная картина мира
- 1. Геоцентризм
- 2. Натурфилософия
- 3. Пантеизм
- 4. Циклизм
- 5. Рождение логики
- Тема 12. Вторая научная картина мира (Классическое естествознание)
- 1. Гелиоцентризм
- 2. Упадок натурфилософии
- 3. Механицизм
- 4. Деизм
- 5. Стационарность мира
- Тема 13. Третья научная картина мира
- 1. Основные черты современного естествознания
- 2. Вещество и поле
- 3. Первые модели атома
- 4. Элементарные частицы
- 5. Новый взгляд на пространство и время
- 6. Природа всемирного тяготения
- 7. Планеты, звезды, галактики
- 8. Гипотеза Большого взрыва
- 9. Этапы космической эволюции
- 10. Живая и неживая природа
- 11. Теория биологической эволюции
- 12. Гипотезы происхождения жизни
- Тема 14. Глобальные проблемы современного мира
- 1. Обратная сторона прогресса
- 2. Истощение земных ресурсов
- 3. Загрязнение окружающей среды
- 4. Рост радиационной опасности
- 5. Увеличение численности населения
- 6. Пути выхода из кризиса
- Словарь по темам 1-9
- Источники по темам 1-9
- Литература по темам 1-9
- Словарь по темам 10-14
- Литература по темам 10-14