6. Научные революции
Мы уже знаем, что ведущая роль в развитии науки принадлежит научным революциям, которые, случаясь довольно редко, тем не менее являются главными и наиболее важными моментами в ее истории.
Слово «революция» означает переворот. В применении к науке, следовательно, – радикальное изменение всех ее элементов: фактов, закономерностей, теорий, методов. Некоторое недоумение может вызвать утверждение об изменении фактов. Разве можно их изменить? Конечно же, твердо установленные факты изменить нельзя. Однако, как уже говорилось при рассмотрении взаимодействия эмпирическото и теоретического уровней научного познания, в науке имеют значение не сами факты, а их интерпретация, или объяснение. Факт, не включенный в какую-либо объяснительную схему, науке безразличен. Только вместе с той или иной интерпретацией он получает смысл, становится «хлебом науки». В то же время объяснения фактов подвержены порой самым радикальным изменениям. Вспомним, наблюдаемый ежедневно факт движения Солнца по небосводу с Востока на Запад поддается нескольким различным интерпретациям. В данном случае переход от одного способа объяснения к другому и есть научная революция.
Объяснительные схемы для фактов предлагаются различными теориями. Множество теорий, в совокупности описывающих известную человеку природную реальность, образуют единую научную картину мира, которая является, таким образом, целостной системой представлений о наиболее общих принципах и законах устройства Вселенной. Обратим внимание на то, что в словосочетании «научная картина мира» слово «мир» понимается не в предельно широком и неопределенном смысле как «все существующее», а вполне определенно и конкретно – как окружающий человека мир, природа, Вселенная, или, говоря иначе, как доступная научному наблюдению, описанию и исследованию действительность.
О глобальном перевороте (революции) в области науки можно говорить лишь в том случае, когда налицо изменение не только отдельных принципов, методов или теорий, но – обязательно всей научной картины мира. Понятно, что поскольку последняя характеризуется прежде всего широтой и обобщенностью, ее радикальное изменение невозможно свести к отдельному, пусть даже крупнейшему научному открытию. Оно, однако, может породить некую цепную реакцию, способную дать целую серию научных открытий, которые и приведут в конечном итоге к смене научной картины мира. В этом процессе наиболее важны открытия в фундаментальных науках, в частности в физике и астрономии. Также, если вспомнить о том, что наука – это прежде всего метод, то нетрудно предположить следующее – смена научной картины мира должна означать и значительную перестройку методов получения нового знания.
Четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научных картин мира, или научных революций в истории развития естествознания можно выделить три. Если персонифицировать их по именам ученых, сыгравших в этих событиях наиболее заметную роль, то три глобальные научные революции должны называться: аристотелевской, ньютоновской и эйнштейновской. Эти революции сформировали и соответствующие научные картины мира, о которых более подробно пойдет речь в следующих лекциях.
Три научные революции обусловили три длительных стадии развития науки, каждой из которых соответствует своя картина мира. Это, конечно не означает, что в истории науки важны одни лишь революции. В промежутках между ними также делаются научные открытия и создаются новые теории. Однако несомненно, что именно революционные изменения, затрагивающие основы науки, определяют общие контуры научной картины мира на длительный период.
Между аристотелевской и ньютоновской революциями лежит исторический период почти в 2000 лет; Эйнштейна от Ньютона отделяют немногим более 200 лет. Но не прошло и 100 лет со времени появления нынешней научной картины мира, как у многих ученых возникло ощущение близости новой научной революции. Таким образом, можно утверждать, что историческое развитие науки происходит с ускорением.
Однако научные революции (в отличие от общественно-политических) не пугают людей. Наоборот, среди ученых утвердилась вера в то, что эти революции, во-первых, представляют собой необходимый элемент в развитии науки, а во-вторых, не только исключают, но, напротив, предполагают взаимосвязь между старыми и новыми научными знаниями и представлениями. Известный датский ученый 20 века Нильс Бор сформулировал так называемый принцип соответствия, который гласит: всякая новая научная теория не отвергает начисто предшествующую, а включает ее в себя на правах частного случая, то есть устанавливает для прежней теории ограниченную область применимости. И при этом обе теории (старая и новая) вполне могут мирно существовать. Для иллюстрации этого принципа приведем несколько примеров.
Гелиоцентрическое представление об окружающем мире вроде бы полностью отрицает собой геоцентрическое, навсегда отвергает его. Примем гелиоцентрическую модель за верную и рассмотрим небольшую область Вселенной, маленький ее фрагмент, а именно – Землю и ближайшее окружающее ее пространство, например, до Луны, не дальше. Теперь зададимся вопросом: что будет центром в этой области, или фрагменте окружающего мира? Конечно же, Земля. Причем утверждение о ней как о центре всего для данного избранного нами масштаба является вполне справедливым, и если нам придется вести какие-либо научные наблюдения, измерения или исследования применительно к этому небольшому пространству Вселенной, мы будем исходить из утверждения о центральном положении Земли. Получается, что в указанном масштабе древний геоцентризм является верным и отнюдь не отрицается гелиоцентризмом. Говоря иначе, гелиоцентризм не исключает геоцентризм, а включает его в себя на правах частного случая, момента, фрагмента, детали и т.п., устанавливает для него ограниченную область применения.
Рассмотрим еще один пример. В глубокой древности люди считали Землю плоской. На первый взгляд утверждение о том, что Земля шарообразна, напрочь отрицает, или отвергает представление, по которому она плоская. Возьмем какой-нибудь небольшой участок Земли в масштабах, например, района, в котором вы живете или города и зададимся вопросом: плоской или круглой она является в этом случае? Конечно же, плоской, потому что кривизна или шарообразность ее поверхности в избранных нами пределах ничтожно мала, равна почти нулю. Причем проводить какие-либо измерения, делать вычисления или составлять карту местности в данной ситуации мы будем, исходя из того, что Земля является не круглой, а плоской. Получается, идея о том, что Земля плоская не отрицается положением о ее шарообразности, а, наоборот, включается в него, но в качестве частного случая.
Наконец, самый простой пример, с которым, наверное, все когда-либо сталкивались, заключается в следующем. Когда мы едем на автомобиле по МКАДу, т.е. по кольцу, то почему-то не замечаем никакого кольца, и движемся по ровной и прямой линии, уходящей вдаль и никуда не поворачивающей. Понятно, что это недоразумение объясняется элементарно: каждый конкретный небольшой участок огромной по протяженности кольцевой дороги, представляет собой не кривую, а прямую линию, в силу того, что кривизна в данном случае не принимается в расчет. Таким образом, тезис о том, что путь прямой, не исключается утверждением о его кольцеобразности, а включается в него на правах фрагмента.
Итак, каждая новая теория в частности, равно как и научная картина мира в целом не уничтожает предыдущую, а, являясь более широкой, включает ее в себя. Кроме того, не будем забывать о том, что без предыдущего не могло бы быть и последующего, или, говоря иначе, любые новые взгляды, идеи и теории обязаны своим появлением на свет всем старым представлениям, существовавшим задолго и незадолго до них.
- Гусев д. А.
- Тема 1. Что такое философия и зачем она нужна?
- 1. «Наука обо всем»
- 2. «Я не мудрец, но только философ»
- 3. Философия и философоведение
- 4. «Азбука» философии
- Тема 2. Что было раньше? (Основные философские картины мира)
- 1. Материализм
- 2. Идеализм
- 3. Дуализм
- 4. Философия тождества
- Тема 3. Основные религиозно-философские учения Древнего Востока
- 1. Мифология - колыбель философии
- 2. Умереть насовсем – значит родиться навсегда
- 3. Преодоление желаний – избавление от зла
- 4. Хаос или Порядок (Конфуцианство)
- 5. Философия естественной фатальности (Даосизм)
- Тема 4. Основные идеи и представители античной философии
- 1. «Золотой век» человечества
- 2. Поиск первоначала (милетцы и Пифагор)
- 3. Спор о природе Бытия (элеаты и Гераклит)
- 4. «Только атомы и пустота…» (Демокрит)
- 5. Сколько существует истин? (софисты и Сократ)
- 6. Вещество без Идеи – ничто (Платон и Аристотель)
- 7. Как быть счастливым? (эпикурейцы, стоики, скептики, киники)
- Тема 5. Общая характеристика средневековой философии
- 1. Восход теизма (патристика)
- 2. Можно ли осмыслить догматы вероучения? (схоластика и мистика)
- 3. Доказательства существования Бога
- 4. Спор об универсалиях
- 5. Ангельский доктор (Фома Аквинский)
- 6. Освобождение философии (Дунс Скот и Уильям Оккам)
- Тема 6. Общая характеристика философии Возрождения
- 1. Сумерки средневековья
- 2. Совпадение противоположностей (Николай Кузанский)
- 3. Прорыв в современность (Джордано Бруно)
- 4. Город всеобщего счастья (Томазо Кампанелла)
- Тема 7. Основные идеи и представители философии Нового времени
- 1. «Чистая доска» или опыт превыше всего (Бэкон, Гоббс, Локк)
- 2. Врожденные идеи или «значенья духа опыт не покроет» (Декарт и Лейбниц)
- 3. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм)
- 4. Век Просвещения
- 5. Выяснить возможности разума (Кант)
- 6. Мироздание – застывшая мысль (Гегель)
- 7. «Нам здешний мир так много говорит» (Фейербах)
- 8. Не объяснять мир, а изменять его (Маркс и Энгельс)
- Тема 8. Общая характеристика современной философии
- 1. Нужна ли философия? (позитивизм)
- 2. Где польза – там и истина (прагматизм)
- 3. Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни)
- 4. Не разум, а воля (Шопенгауэр и Ницше)
- 5. Я, Оно и Сверх-я (Фрейд)
- 6. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализм)
- Тема 9. Основные идеи и представители русской философии
- 1. Философ в России – не только философ (особенности русской философии)
- 2. Россия – это Запад или Восток? (п. Я. Чаадаев, славянофилы и западники)
- Он вышней волею небес
- 3. «Вопрос об отношении лица к обществу и общества к лицу» (а.И.Герцен)
- 4. Возможно ли счастье без свободы? (ф. М. Достоевский)
- 5. Может ли «Добро» быть «с кулаками»? (л. Н. Толстой)
- 6. Ноосфера и «воскрешение отцов» (н. Ф. Федоров, к. Э. Циолковский, в. И. Вернадский)
- 7. Всеединство и Богочеловечество (в. С. Соловьев)
- Тема 10. Наука в духовной культуре общества
- 1. Когда и где появилась наука?
- 2. Особенности и критерии науки
- 3. Структура научного познания
- 4. Границы науки
- 5. Общие модели развития науки
- 6. Научные революции
- Тема 11. Первая научная картина мира
- 1. Геоцентризм
- 2. Натурфилософия
- 3. Пантеизм
- 4. Циклизм
- 5. Рождение логики
- Тема 12. Вторая научная картина мира (Классическое естествознание)
- 1. Гелиоцентризм
- 2. Упадок натурфилософии
- 3. Механицизм
- 4. Деизм
- 5. Стационарность мира
- Тема 13. Третья научная картина мира
- 1. Основные черты современного естествознания
- 2. Вещество и поле
- 3. Первые модели атома
- 4. Элементарные частицы
- 5. Новый взгляд на пространство и время
- 6. Природа всемирного тяготения
- 7. Планеты, звезды, галактики
- 8. Гипотеза Большого взрыва
- 9. Этапы космической эволюции
- 10. Живая и неживая природа
- 11. Теория биологической эволюции
- 12. Гипотезы происхождения жизни
- Тема 14. Глобальные проблемы современного мира
- 1. Обратная сторона прогресса
- 2. Истощение земных ресурсов
- 3. Загрязнение окружающей среды
- 4. Рост радиационной опасности
- 5. Увеличение численности населения
- 6. Пути выхода из кризиса
- Словарь по темам 1-9
- Источники по темам 1-9
- Литература по темам 1-9
- Словарь по темам 10-14
- Литература по темам 10-14