2. Упадок натурфилософии
Как мы уже знаем, первостепенную роль в формировании первой научной картины мира играла натурфилософия, главной чертой которой является умозрительное описание природы в ее целостности. Конечно же, при стремлении охватить весь окружающий мир в его наиболее общих чертах, натурфилософии приходилось многое выдумывать; в нарисованной ей картине мироздания присутствует немало вымышленного и фантастического. Вместе с тем, эта «слабая» сторона натурфилософии оборачивается и ее немалым достоинством: масштабность умозрительного постижения мира, попытка охватить одним широким взглядом все тайны и законы природы делала натурфилософов энциклопедистами, универсальными учеными, стремящимися к знанию обо всем. Кстати, слово «философ» в переводе с греческого означает «любитель мудрости». По преданию, впервые употребил этот термин греческий мыслитель Пифагор, который в беседе с одним царем произнес знаменитую впоследствии фразу: «Я не мудрец, а только философ». В данном случае имеется ввиду, что быть мудрецом невозможно, т.е. нельзя владеть мудростью, потому что для этого надо действительно знать все на свете. Однако можно быть философом, любителем мудрости, т.е. – стремиться к ней, или, другими словами, пытаться достичь полного и исчерпывающего знания обо всем. Таким образом, натурфилософ - это тот, кто хочет узнать все возможное об окружающем его мире.
Стремление к всеохватности и широта взгляда давно остались в прошлом. Одной из характерных черт современной науки является ее узкая специализация. Ныне мы можем встретить физика, химика, биолога и т.д., но, скорее всего, нигде не встретим натурфилософа, потому что сегодня желание все знать воспринимается как несерьезное; а человека, который пытается охватить максимально широкий круг природных явлений, непременно сочтут дилетантом. Современное научное предпочтение заключается в том, чтобы знать многое о малом, а древняя наука явно исходила из обратного: пусть придется узнать малое, но зато, и это самое главное, - о многом или обо всем. Специализация науки делает ее более строгой, точной и эффективной, но также – более сухой и безжизненной…
Другой важной чертой древней натурфилософии, помимо стремления к цельному и общему описанию природы, был ее умозрительный характер. Причем, несмотря на тесную связь умозрения с вымыслом и фантазией, оно порой приходило к удивительно точным (для своего времени) выводам. Например, утверждение греческих натурфилософов о том, что Земля является не плоской, а шарообразной, было получено чисто умозрительным путем. Ни о каком опытном подтверждении этого вывода говорить невозможно: посмотреть на Землю из космоса человек смог только в 20 в., а первые кругосветные путешествия были предприняты в 15 в., т.е. спустя примерно 2000 лет после появления древних натурфилософских построений. Другим ярким примером необыкновенной прозорливости умозрения является учение греческого философа Демокрита об атомах. Этот мыслитель предположил, что хотя все тела и состоят из частей, а последние, в свою очередь, - из других, более мелких, частей, все же это деление возможно не до бесконечности: существуют очень маленькие частицы, не делимые далее, по гречески, - атомы. Поскольку они ни из чего не состоят, то и распадаться им не на что, а значит, они никогда не смогут распасться и поэтому существуют вечно, будучи подлинной, неизменной основой природы. Все же остальное представляет собой ту или иную комбинацию атомов. Любой объект существует временно: когда атомы, составляющие его, соединяются вместе, он появляется, когда они разъединяются – исчезает. Эта гениально простая теория Демокрита, как видим, охватывала собой весь окружающий человека природный мир. Она была изобретена чисто умозрительно, но оказалась глубокой и верной не только для своей эпохи: естествознание Нового времени базировалось, по крупному счету, на учении Демокрита вплоть до конца 19 в.
Помимо гениальных идей, которые выдержали проверку многими последующими столетиями, натурфилософия сделала и множество наивных (с современной точки зрения) выводов. Например, древние ученые утверждали, что легкие тела взлетают вверх, тяжелые же падают вниз; а увеличение скорости падающего на землю тела при приближении к ней объяснялось так: как путник, завидев издали свой дом, убыстряет шаги, так и камень, подброшенный вверх и возвращающийся на землю, тем быстрее летит, чем ближе он к ней. Такого рода утверждений, по всей видимости, в натурфилософии было больше, чем гениальных догадок. С течением времени она исчерпала свои возможности и стала уступать место другим методам и формам научного описания и объяснения природы.
В эпоху второй научной революции и формирования новой научной картины мира – ньютоновского, или классического естествознания единая и универсальная наука древности, стремившаяся к общему и цельному взгляду на мир, стала вытесняться зарождавшейся научной специализацией: началось дробление науки на отдельные отрасли и дисциплины, каждая из которых занялась какой-либо определенной областью природы. Кроме того, на смену натурфилософскому умозрению шел экспериментальный метод. Здесь необходимо отметить, что умозрение характерно не только для натурфилософии. Оно представляет собой неотъемлемую черту научного познания во все эпохи. Вспомним, говоря о взаимодействии эмпирического и теоретического уровней науки, мы отмечали, что объяснительная схема для фактов – гипотеза или теория – создается как раз умозрительно, после чего – соотносится с фактами. Чем же отличается умозрение древней натурфилософии от умозрения науки Нового времени? Прежде всего тем, что умозрительные выводы в эпоху классического естествознания стали проверяться экспериментальным путем. Роль эксперимента, по крупному счету, состоит в том, что какое-либо теоретическое построение подтверждается (верифицируется) или опровергается (фальсифицируется) с помощью него. Умозрительные положения древних обычно не подлежали ни верификации, ни фальсификации. Поэтому натурфилософия часто рассматривается в качестве преднауки, а рождение науки нередко связывают, как мы уже отмечали, с появлением классического естествознания.
Каковы же преимущества научного познания, вооруженного экспериментом? Во-первых, он позволяет изучать какой-либо объект в “очищенном” виде, т.е. устранять всякого рода побочные факторы, затрудняющие процесс исследования. Во-вторых, в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные условия (определенная, или “заданная” температура, влажность, давление и т.п.) В таких искусственно созданных условиях удается обнаружить удивительные, порой неожиданные свойства исследуемых объектов и тем самым глубже постичь их сущность. В-третьих, важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия эксперимента, а соответственно и проводимые при этом наблюдения и измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов. В-четвертых, изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание. Известный русский ученый И. П. Павлов говорил по этому поводу следующее: “… опыт как бы берет явления в свои руки и пускает в ход то одно, то другое и таким образом в искусственных, упрощенных комбинациях определяет истинную связь между явлениями. Иначе говоря, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что хочет” (Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 2. Кн. 2. М. -Л., 1951. С. 274).
Применение экспериментальных методов тесно связано с использованием языка математики, который стал неотъемлемой частью классического естествознания. Античная наука тоже ценила математику, однако ограничивала область ее применения “идеальными” небесными сферами, полагая, что описание земных явлений возможно только качественное, т.е. нематематическое. Наука Нового времени сумела выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма, величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.
Итак, отказ от предельно общих и только умозрительных натурфилософских объяснений природы стал одной из важных особенностей второй научной революции, сформировавшей классическое естествознание, которое также часто называется экспериментально-математическим.
- Гусев д. А.
- Тема 1. Что такое философия и зачем она нужна?
- 1. «Наука обо всем»
- 2. «Я не мудрец, но только философ»
- 3. Философия и философоведение
- 4. «Азбука» философии
- Тема 2. Что было раньше? (Основные философские картины мира)
- 1. Материализм
- 2. Идеализм
- 3. Дуализм
- 4. Философия тождества
- Тема 3. Основные религиозно-философские учения Древнего Востока
- 1. Мифология - колыбель философии
- 2. Умереть насовсем – значит родиться навсегда
- 3. Преодоление желаний – избавление от зла
- 4. Хаос или Порядок (Конфуцианство)
- 5. Философия естественной фатальности (Даосизм)
- Тема 4. Основные идеи и представители античной философии
- 1. «Золотой век» человечества
- 2. Поиск первоначала (милетцы и Пифагор)
- 3. Спор о природе Бытия (элеаты и Гераклит)
- 4. «Только атомы и пустота…» (Демокрит)
- 5. Сколько существует истин? (софисты и Сократ)
- 6. Вещество без Идеи – ничто (Платон и Аристотель)
- 7. Как быть счастливым? (эпикурейцы, стоики, скептики, киники)
- Тема 5. Общая характеристика средневековой философии
- 1. Восход теизма (патристика)
- 2. Можно ли осмыслить догматы вероучения? (схоластика и мистика)
- 3. Доказательства существования Бога
- 4. Спор об универсалиях
- 5. Ангельский доктор (Фома Аквинский)
- 6. Освобождение философии (Дунс Скот и Уильям Оккам)
- Тема 6. Общая характеристика философии Возрождения
- 1. Сумерки средневековья
- 2. Совпадение противоположностей (Николай Кузанский)
- 3. Прорыв в современность (Джордано Бруно)
- 4. Город всеобщего счастья (Томазо Кампанелла)
- Тема 7. Основные идеи и представители философии Нового времени
- 1. «Чистая доска» или опыт превыше всего (Бэкон, Гоббс, Локк)
- 2. Врожденные идеи или «значенья духа опыт не покроет» (Декарт и Лейбниц)
- 3. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм)
- 4. Век Просвещения
- 5. Выяснить возможности разума (Кант)
- 6. Мироздание – застывшая мысль (Гегель)
- 7. «Нам здешний мир так много говорит» (Фейербах)
- 8. Не объяснять мир, а изменять его (Маркс и Энгельс)
- Тема 8. Общая характеристика современной философии
- 1. Нужна ли философия? (позитивизм)
- 2. Где польза – там и истина (прагматизм)
- 3. Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни)
- 4. Не разум, а воля (Шопенгауэр и Ницше)
- 5. Я, Оно и Сверх-я (Фрейд)
- 6. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализм)
- Тема 9. Основные идеи и представители русской философии
- 1. Философ в России – не только философ (особенности русской философии)
- 2. Россия – это Запад или Восток? (п. Я. Чаадаев, славянофилы и западники)
- Он вышней волею небес
- 3. «Вопрос об отношении лица к обществу и общества к лицу» (а.И.Герцен)
- 4. Возможно ли счастье без свободы? (ф. М. Достоевский)
- 5. Может ли «Добро» быть «с кулаками»? (л. Н. Толстой)
- 6. Ноосфера и «воскрешение отцов» (н. Ф. Федоров, к. Э. Циолковский, в. И. Вернадский)
- 7. Всеединство и Богочеловечество (в. С. Соловьев)
- Тема 10. Наука в духовной культуре общества
- 1. Когда и где появилась наука?
- 2. Особенности и критерии науки
- 3. Структура научного познания
- 4. Границы науки
- 5. Общие модели развития науки
- 6. Научные революции
- Тема 11. Первая научная картина мира
- 1. Геоцентризм
- 2. Натурфилософия
- 3. Пантеизм
- 4. Циклизм
- 5. Рождение логики
- Тема 12. Вторая научная картина мира (Классическое естествознание)
- 1. Гелиоцентризм
- 2. Упадок натурфилософии
- 3. Механицизм
- 4. Деизм
- 5. Стационарность мира
- Тема 13. Третья научная картина мира
- 1. Основные черты современного естествознания
- 2. Вещество и поле
- 3. Первые модели атома
- 4. Элементарные частицы
- 5. Новый взгляд на пространство и время
- 6. Природа всемирного тяготения
- 7. Планеты, звезды, галактики
- 8. Гипотеза Большого взрыва
- 9. Этапы космической эволюции
- 10. Живая и неживая природа
- 11. Теория биологической эволюции
- 12. Гипотезы происхождения жизни
- Тема 14. Глобальные проблемы современного мира
- 1. Обратная сторона прогресса
- 2. Истощение земных ресурсов
- 3. Загрязнение окружающей среды
- 4. Рост радиационной опасности
- 5. Увеличение численности населения
- 6. Пути выхода из кризиса
- Словарь по темам 1-9
- Источники по темам 1-9
- Литература по темам 1-9
- Словарь по темам 10-14
- Литература по темам 10-14