4. Философия тождества
Материализм и идеализм при всем их различии имеют одно очень важное сходство. И та, и другая точка зрения что-то полагает первичным, а что-то вторичным, одно называет причиной мира, а другое - его следствием. А также как материализм, так и идеализм объявляют материальное и идеальное совершенно несовместимыми сущностями мира, его противоположными началами.
При таком взгляде, неизбежно возникает следующий вопрос. Как известно, материализм утверждает, что из материи возникает сознание, что материальное порождает идеальное, а идеализм, наоборот, говорит, что Сознание является причиной материи, что из идеального появляется материальное. Но если материя - это полная противоположность Сознания, как считают и материалисты и идеалисты, то мы можем спросить первых - каким образом из материи может произойти то, чего в ней нет, а также адресовать вопрос идеалистам - как может Сознание породить свою полную противоположность, создать то, что в нем никоим образом не содержится. И, в том и в другом случае получается, что нечто происходит из ничего. Для пояснения приведем пример. Может ли из камня вырасти дуб? Конечно же, не может. А из желудя может вырасти дуб? Конечно же, может. Почему? Потому что желудь сам - продукт дуба, в нем дуб как бы уже содержится, или запрограммирован. Говоря иначе, желудь чреват дубом, и поэтому он из него появляется, а в камне дуба нет, и поэтому он не может из него вырасти. Таким образом, если нечто одно каким-либо образом содержится в другом, то первое вполне может из второго произойти.
Значит, если Сознание, как считают материалисты, происходит из материи, то оно в ней изначально содержится. Получается, что материя чревата Сознанием. И наоборот, если материя, как считают идеалисты происходит из Сознания, значит она в нем так или иначе представлена, то есть, Сознание чревато материей. Следовательно, материя и Сознание, так же, как желудь и дуб, - не разные вещи, а, по крупному счету, одно и то же. Что такое дуб? Это иная форма существования (инобытие) желудя. А что такое желудь? Это иная форма существования или инобытие дуба. Стало быть, то же самое можно сказать о материи и Сознании: материя - это инобытие Сознания, а Сознание - инобытие материи. Сознание и материя, идеальное и материальное - это одно и то же, а вернее, они - разные проявления или состояния, или формы чего-то одного, единого, которое можно назвать Бытием или вечным существованием, или еще чем-нибудь в этом роде.
Воззрение, по которому материя и Сознание равны друг другу или тождественны, называется философией тождества. Оно противостоит как материализму, так и идеализму. Рассматривая материальное и идеальное как одно и то же, философия тождества снимает вопрос о первичности. Нельзя спрашивать, что было раньше - материя или Сознание, говорит нам это воззрение, точно так же, как нельзя спрашивать, что было раньше, - желудь или дуб, курица или яйцо. Будучи тождественными материя и Сознание как бы плавно перетекают или переходят друг в друга, и никакой границы между ними нет.
Для иллюстрации этой точки зрения приведем простой пример. Представьте себе круг, поделенный на две части, одна из которых черная, а другая белая. Граница между ними отчетливо видна, и понятно, что белое не может перейти в черное или наоборот, что это - несовместимые противоположности. Именно так и рассматривают материю и Сознание материалисты и идеалисты. А теперь представьте себе полосу, на одном конце которой помещено черное, а на другой белое, но между ними - длинное размытое пространство серого цвета: черное постепенно светлея через огромное количество оттенков серого медленно, плавно и постепенно переходит в белое. Никакой границы между черным и белым на этой полосе нет; невозможно сказать, где кончается одно и начинается другое, потому что две противоположности как бы вытекают друг из друга. Именно так рассматривает материальное и идеальное философия тождества.
Одним из ее представителей был нидерландский философ XVII века Бенедикт Спиноза, который говорил, что существует только одно мировое начало. Им является Бог или природа. Причем Бог (духовное, идеальное) и природа (физическое, материальное) - это одно и то же в учении Спинозы. Точку зрения философии тождества также разделял немецкий философ XVIII-XIX веков Фридрих Шеллинг, который утверждал, что первичным не было ни материальное, ни идеальное, что и то, и другое - это потенции (скрытые возможности, качества, свойства) природы, которые она в своем вечном существовании периодически проявляет или реализует. Говоря иначе, природа, изначально содержа в себе и материальное, и идеальное, может порождать в разное время и в различных местах как то, так и другое.
Как видим, философия тождества выступает и против материализма, и против идеализма и считает спор о первичности, который ведут между собой эти философские воззрения, пустым и бессмысленным.
- Гусев д. А.
- Тема 1. Что такое философия и зачем она нужна?
- 1. «Наука обо всем»
- 2. «Я не мудрец, но только философ»
- 3. Философия и философоведение
- 4. «Азбука» философии
- Тема 2. Что было раньше? (Основные философские картины мира)
- 1. Материализм
- 2. Идеализм
- 3. Дуализм
- 4. Философия тождества
- Тема 3. Основные религиозно-философские учения Древнего Востока
- 1. Мифология - колыбель философии
- 2. Умереть насовсем – значит родиться навсегда
- 3. Преодоление желаний – избавление от зла
- 4. Хаос или Порядок (Конфуцианство)
- 5. Философия естественной фатальности (Даосизм)
- Тема 4. Основные идеи и представители античной философии
- 1. «Золотой век» человечества
- 2. Поиск первоначала (милетцы и Пифагор)
- 3. Спор о природе Бытия (элеаты и Гераклит)
- 4. «Только атомы и пустота…» (Демокрит)
- 5. Сколько существует истин? (софисты и Сократ)
- 6. Вещество без Идеи – ничто (Платон и Аристотель)
- 7. Как быть счастливым? (эпикурейцы, стоики, скептики, киники)
- Тема 5. Общая характеристика средневековой философии
- 1. Восход теизма (патристика)
- 2. Можно ли осмыслить догматы вероучения? (схоластика и мистика)
- 3. Доказательства существования Бога
- 4. Спор об универсалиях
- 5. Ангельский доктор (Фома Аквинский)
- 6. Освобождение философии (Дунс Скот и Уильям Оккам)
- Тема 6. Общая характеристика философии Возрождения
- 1. Сумерки средневековья
- 2. Совпадение противоположностей (Николай Кузанский)
- 3. Прорыв в современность (Джордано Бруно)
- 4. Город всеобщего счастья (Томазо Кампанелла)
- Тема 7. Основные идеи и представители философии Нового времени
- 1. «Чистая доска» или опыт превыше всего (Бэкон, Гоббс, Локк)
- 2. Врожденные идеи или «значенья духа опыт не покроет» (Декарт и Лейбниц)
- 3. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм)
- 4. Век Просвещения
- 5. Выяснить возможности разума (Кант)
- 6. Мироздание – застывшая мысль (Гегель)
- 7. «Нам здешний мир так много говорит» (Фейербах)
- 8. Не объяснять мир, а изменять его (Маркс и Энгельс)
- Тема 8. Общая характеристика современной философии
- 1. Нужна ли философия? (позитивизм)
- 2. Где польза – там и истина (прагматизм)
- 3. Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни)
- 4. Не разум, а воля (Шопенгауэр и Ницше)
- 5. Я, Оно и Сверх-я (Фрейд)
- 6. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализм)
- Тема 9. Основные идеи и представители русской философии
- 1. Философ в России – не только философ (особенности русской философии)
- 2. Россия – это Запад или Восток? (п. Я. Чаадаев, славянофилы и западники)
- Он вышней волею небес
- 3. «Вопрос об отношении лица к обществу и общества к лицу» (а.И.Герцен)
- 4. Возможно ли счастье без свободы? (ф. М. Достоевский)
- 5. Может ли «Добро» быть «с кулаками»? (л. Н. Толстой)
- 6. Ноосфера и «воскрешение отцов» (н. Ф. Федоров, к. Э. Циолковский, в. И. Вернадский)
- 7. Всеединство и Богочеловечество (в. С. Соловьев)
- Тема 10. Наука в духовной культуре общества
- 1. Когда и где появилась наука?
- 2. Особенности и критерии науки
- 3. Структура научного познания
- 4. Границы науки
- 5. Общие модели развития науки
- 6. Научные революции
- Тема 11. Первая научная картина мира
- 1. Геоцентризм
- 2. Натурфилософия
- 3. Пантеизм
- 4. Циклизм
- 5. Рождение логики
- Тема 12. Вторая научная картина мира (Классическое естествознание)
- 1. Гелиоцентризм
- 2. Упадок натурфилософии
- 3. Механицизм
- 4. Деизм
- 5. Стационарность мира
- Тема 13. Третья научная картина мира
- 1. Основные черты современного естествознания
- 2. Вещество и поле
- 3. Первые модели атома
- 4. Элементарные частицы
- 5. Новый взгляд на пространство и время
- 6. Природа всемирного тяготения
- 7. Планеты, звезды, галактики
- 8. Гипотеза Большого взрыва
- 9. Этапы космической эволюции
- 10. Живая и неживая природа
- 11. Теория биологической эволюции
- 12. Гипотезы происхождения жизни
- Тема 14. Глобальные проблемы современного мира
- 1. Обратная сторона прогресса
- 2. Истощение земных ресурсов
- 3. Загрязнение окружающей среды
- 4. Рост радиационной опасности
- 5. Увеличение численности населения
- 6. Пути выхода из кризиса
- Словарь по темам 1-9
- Источники по темам 1-9
- Литература по темам 1-9
- Словарь по темам 10-14
- Литература по темам 10-14