1. Геоцентризм
По мифологическим представлениям первобытного человека Земля, как правило, являлась плоским диском, который плавает на поверхности мирового океана. Человек объяснял себе устройство мира так, как он его видел. Видим же мы, что Земля плоская. Почему бы нам тогда не считать ее плоской? Примерно то же думал и первобытный человек.
Однако со временем он начал понимать, что видимое нами может не совпадать с реальностью: видим мы одно, на самом же деле все совсем иначе. Человек начал пытаться понять невидимое, ненаблюдаемое. А для этого нужны не столько глаза, сколько разум, потому что мысль способна преодолеть любые пространственные расстояния и временные промежутки, скрывающие от нас истинное положение вещей. (Органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус - есть не только у человека, но и у животных, а мышлением наделен только человек).
Первая попытка мысленно дорисовать ненаблюдаемое означала зарождение науки. Отказавшись от представлений о Земле как о плоском диске, человек предположил, что и Земля и все мироздание имеют форму шара, а вернее, Земля - это твердый или заполненный веществом шар, а мироздание - пустой, внутри которого вращаются Солнце, Луна, звезды и другие небесные тела. Внимательный читатель, скорее всего, помнит - во второй теме мы говорили о том, что для науки термины “мир” и “Вселенная” не равнозначны, и что она предпочитает избегать понятий “мир”, или “мироздание”, предпочитая использовать в своих построениях понятие “Вселенная”. Однако все это относится, по большей части, к современной развитой науке, к естествознанию, которое базируется на экспериментально-математических методах. Для древней, или античной науки рассуждения о мире, или мироздании были равносильными рассуждениям о Вселенной, или, как говорили древнегреческие философы и ученые, - космосе. Таким образом, пусть читателя не удивляет, что при описании первой научной картины мира термины “мироздание” и “Вселенная” будут использоваться как синонимы.
Какой бы грандиозной ни была шарообразная область мироздания, у нее есть границы. А если есть границы, значит есть центр. Когда же границ нет, тогда не может быть и центра Представьте себе отрезок - прямую линию, с двух сторон ограниченную точками. У отрезка есть границы - эти точки. Есть ли у него центр? Конечно же, есть. Им будет точка, лежащая ровно посередине двух концов этого отрезка. А теперь представьте себе прямую - линию, не имеющую границ, продолженную в бесконечность. Будет ли у нее центр? Конечно же, нет, потому что центр бесконечности может быть везде, и поэтому никакого одного, точного центра у нее нет.
Итак, по новым представлениям, сменившим мифологические взгляды, мир - это огромная, но не бесконечная сфера, которая имеет центр. Этот центр есть основное место мироздания, главная точка отсчета, начало всех координат. Все с этой точкой сравнивается, все по отношению к ней рассматривается, исходя из нее все рассчитывается и вычисляется. Что же является этим центром мира? По античным представлениям центром мироздания является Земля. Она неподвижна, а все остальные объекты мира - Солнце, Луна и звезды движутся вокруг нее.
Представление, по которому Земля является центром всего называется, как мы уже знаем, геоцентризмом (греч. ge - Земля). Сейчас мы знаем, что такое представление неверно: Земля - не центр мира и движется вокруг Солнца вместе с другими планетами. Однако, если какая-либо идея неверна, это вовсе на значит, что она ненаучна, ведь в науке одни представления постоянно сменяются другими. А вернее, не сменяются, а, как говорилось выше, включаются в другие, более широкие представления. Так, например, если считать, что весь мир - это Земля и окружающее ее видимое пространство, то вполне можно рассматривать Землю как центр. Если же считать, что весь мир - это бескрайнее пространство, а Земля - это один из бесчисленных его объектов, тогда ее никак нельзя рассматривать в качестве центра мира. Таким образом, все зависит от масштаба (размера, величины) нашего рассмотрения.
Представьте себе окружность длиной, допустим, в 20 см. Далее представьте себе дугу (то есть часть этой окружности) длиной в 5 см. Эта дуга будет прямой или кривой линией? Конечно же, - кривой. А теперь представьте себе окружность длиной в миллион километров и мысленно отложите на ней дугу длиной в те же 5 см. Эта дуга будет прямой или кривой линией? Конечно же, - прямой. Почему? Потому что, 5 см по сравнению с миллионом километров - это ничтожно малая величина, и кривизна дуги в этом случае будет ничтожной, незаметной - эта дуга будет казаться прямой линией.
То же самое и с картиной мира. Геоцентрическое представление о нем является правильным (то есть верно и хорошо все объясняющим) в небольших масштабах (в пределах Земли и видимой части неба). Но оно становится неправильным в грандиозных масштабах (относительно всего бескрайнего космоса). Поскольку древние представления о мироздании были не столь масштабными, как нынешние, геоцентрическая картина мира оказалась не только приемлемой, но и вполне убедительной для древности. Ее автором был греческий ученый Птолемей. Появившись за несколько веков до нашей эра, она просуществовала до 15 века (до открытия Коперника), то есть - приблизительно две тысячи лет.
Мы уже говорили о том, что с нынешней точки зрения геоцентрическое представление является неверным. Но для своего времени оно было смелым и дерзким шагом человеческой мысли в неизвестность. Ведь Земля была признана шарообразной, а не плоской (хотя мы этого и не видим), а видимое полушарие мира (то, которое находится над нами) было дополнено невидимым (тем, что под нами), в результате чего мироздание приобрело завершенную форму грандиозного шарообразного пространства, ограниченного огромной сферой. Геоцентризм стал одним из главных признаков первой научной
- Гусев д. А.
- Тема 1. Что такое философия и зачем она нужна?
- 1. «Наука обо всем»
- 2. «Я не мудрец, но только философ»
- 3. Философия и философоведение
- 4. «Азбука» философии
- Тема 2. Что было раньше? (Основные философские картины мира)
- 1. Материализм
- 2. Идеализм
- 3. Дуализм
- 4. Философия тождества
- Тема 3. Основные религиозно-философские учения Древнего Востока
- 1. Мифология - колыбель философии
- 2. Умереть насовсем – значит родиться навсегда
- 3. Преодоление желаний – избавление от зла
- 4. Хаос или Порядок (Конфуцианство)
- 5. Философия естественной фатальности (Даосизм)
- Тема 4. Основные идеи и представители античной философии
- 1. «Золотой век» человечества
- 2. Поиск первоначала (милетцы и Пифагор)
- 3. Спор о природе Бытия (элеаты и Гераклит)
- 4. «Только атомы и пустота…» (Демокрит)
- 5. Сколько существует истин? (софисты и Сократ)
- 6. Вещество без Идеи – ничто (Платон и Аристотель)
- 7. Как быть счастливым? (эпикурейцы, стоики, скептики, киники)
- Тема 5. Общая характеристика средневековой философии
- 1. Восход теизма (патристика)
- 2. Можно ли осмыслить догматы вероучения? (схоластика и мистика)
- 3. Доказательства существования Бога
- 4. Спор об универсалиях
- 5. Ангельский доктор (Фома Аквинский)
- 6. Освобождение философии (Дунс Скот и Уильям Оккам)
- Тема 6. Общая характеристика философии Возрождения
- 1. Сумерки средневековья
- 2. Совпадение противоположностей (Николай Кузанский)
- 3. Прорыв в современность (Джордано Бруно)
- 4. Город всеобщего счастья (Томазо Кампанелла)
- Тема 7. Основные идеи и представители философии Нового времени
- 1. «Чистая доска» или опыт превыше всего (Бэкон, Гоббс, Локк)
- 2. Врожденные идеи или «значенья духа опыт не покроет» (Декарт и Лейбниц)
- 3. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм)
- 4. Век Просвещения
- 5. Выяснить возможности разума (Кант)
- 6. Мироздание – застывшая мысль (Гегель)
- 7. «Нам здешний мир так много говорит» (Фейербах)
- 8. Не объяснять мир, а изменять его (Маркс и Энгельс)
- Тема 8. Общая характеристика современной философии
- 1. Нужна ли философия? (позитивизм)
- 2. Где польза – там и истина (прагматизм)
- 3. Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни)
- 4. Не разум, а воля (Шопенгауэр и Ницше)
- 5. Я, Оно и Сверх-я (Фрейд)
- 6. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализм)
- Тема 9. Основные идеи и представители русской философии
- 1. Философ в России – не только философ (особенности русской философии)
- 2. Россия – это Запад или Восток? (п. Я. Чаадаев, славянофилы и западники)
- Он вышней волею небес
- 3. «Вопрос об отношении лица к обществу и общества к лицу» (а.И.Герцен)
- 4. Возможно ли счастье без свободы? (ф. М. Достоевский)
- 5. Может ли «Добро» быть «с кулаками»? (л. Н. Толстой)
- 6. Ноосфера и «воскрешение отцов» (н. Ф. Федоров, к. Э. Циолковский, в. И. Вернадский)
- 7. Всеединство и Богочеловечество (в. С. Соловьев)
- Тема 10. Наука в духовной культуре общества
- 1. Когда и где появилась наука?
- 2. Особенности и критерии науки
- 3. Структура научного познания
- 4. Границы науки
- 5. Общие модели развития науки
- 6. Научные революции
- Тема 11. Первая научная картина мира
- 1. Геоцентризм
- 2. Натурфилософия
- 3. Пантеизм
- 4. Циклизм
- 5. Рождение логики
- Тема 12. Вторая научная картина мира (Классическое естествознание)
- 1. Гелиоцентризм
- 2. Упадок натурфилософии
- 3. Механицизм
- 4. Деизм
- 5. Стационарность мира
- Тема 13. Третья научная картина мира
- 1. Основные черты современного естествознания
- 2. Вещество и поле
- 3. Первые модели атома
- 4. Элементарные частицы
- 5. Новый взгляд на пространство и время
- 6. Природа всемирного тяготения
- 7. Планеты, звезды, галактики
- 8. Гипотеза Большого взрыва
- 9. Этапы космической эволюции
- 10. Живая и неживая природа
- 11. Теория биологической эволюции
- 12. Гипотезы происхождения жизни
- Тема 14. Глобальные проблемы современного мира
- 1. Обратная сторона прогресса
- 2. Истощение земных ресурсов
- 3. Загрязнение окружающей среды
- 4. Рост радиационной опасности
- 5. Увеличение численности населения
- 6. Пути выхода из кризиса
- Словарь по темам 1-9
- Источники по темам 1-9
- Литература по темам 1-9
- Словарь по темам 10-14
- Литература по темам 10-14