8. Теория циклов а.Л. Чижевского
Смысл концепции А.Л. Чижевского сводится к следующему: циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя жизненные процессы, начиная от урожайности и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Это сказывается на динамике исторических событий - войн, восстаний, революций, политико-экономических кризисов и т.д.
Исследуя протекание геофизических, биологических и социально-исторических процессов, Чижевский показал тесную связь ритмических изменений этих процессов с циклами космической, в частности солнечной, активности. Он установил, что в хаотической структуре земных процессов можно выявить ритмы, обусловленные космической энергетикой.
Как известно, световое излучение Солнца остается постоянным с точностью до нескольких процентов на всем протяжении социальной истории человечества. Но корпускулярная активность Солнца, которая заключается в выбросе масс заряженных частиц, периодична. Ее цикл охватывает в среднем 11,2 года. Статистический анализ исторического процесса выявил в нем периодические изменения, которые оказались практически одновременными с колебаниями корпускулярной активности Солнца. Войны, революции, массовые волнения, в том числе религиозные, распространение ересей, политических заговоров и так далее строго совпадают с максимумами солнечной активности. Это касается и различных эпидемий (холеры, гриппа, возвратного тифа, полиомиелита и так далее).
На основании этого Чижевский формулирует положения, характеризующие течение человеческой истории:
«1. На различных континентах Земли, в различных странах, у различных народов, зависящих или не зависящих один от другого в политическом или экономическом отношении, а равно и по отношению к занимаемой территории, главные моменты их исторической жизни, сопряженные с движением больших масс, стремятся быть синхроничными; количество протекающих одновременно в различных участках Земли исторических событий с приближением к максимуму солнцедеятельности постепенно увеличивается, достигая наибольшего числа в эпохи максимумов, и уменьшается с приближением к минимуму. Это позволяет считать каждый цикл исторических событий всемирно-исторического процесса – всеобщим.
2. В каждом столетии всеобщий цикл исторических событий повторяется ровно 9 раз. На всем протяжении всемирной истории человечества, начиная с 500 г. до Р.Х. и по сие время, в каждом веке нами обнаружено по 9 отчетливо обрисовывающихся концентраций начальных моментов исторических событий. Таким образом, можно считать, что каждый цикл всеобщей исторической, военной или общественной деятельности человечества равен, в среднем арифметическом, 11 годам.
3. Эпохи концентраций исторических событий разделены между собою эпохами, в течение которых количество вновь возникающих исторических событий падает до минимума.
4. Эпохи концентраций исторических событий совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности; эпохи разряжений совпадают с эпохами минимумов. За время с 1610 г. последние положения нужно считать установленными вполне, ввиду значительного количества исторических данных, а затем и точности наблюдений за солнцедеятельностью.
5. Более или менее длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнцедеятельности, а также сопутствующая этим событиям эволюция идеологий, массовых настроений и пр., протекают по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:
ПЕРИОД ЭТАПЫ ВОЗБУДИМОСТИ I минимальная возбудимость II нарастания возбудимости III максимальная возбудимость IV падение возбудимости
Эти четыре этапа (назовем их периодами) стремятся быть вполне одновременными с соответствующими им эпохами солнцедеятельности: минимумом пятен, нарастанием максимума, максимумом и убыванием максимума с переходом в минимум». Откуда человеческие массы черпают ту огромную энергию, которую они затрачивают в процессах социально-исторической активности? С точки зрения А.Л.Чижевского, массовые движения человеческих коллективов и сообществ представляют собой не что иное, как процесс преобразования получаемой Землей солнечной энергии.
- 1. Общая характеристика социального натурализма
- 2. Характеристика позитивизма и его исторических форм
- 3. Общая характеристика идей механицизма
- 5. Социологическая теория осадков и производных в. Парето
- 6. Вклад а. Кетле в развитие механицизма.
- 8. Теория циклов а.Л. Чижевского
- 9. Современные формы механицизма (системный подход, социальная кибернетика и синергетика)
- 10. Общая характеристика социального органицизма.
- 11.Органицизм в работах г.Спенсера
- 12. Русская школа органицизма (Стронин, Лилиенфельд). Второй список
- 13. Социальный дарвинизм и его основные представители
- 14. Австрийская концепция социального дарвинизма (л. Гумплович, г. Ратценхофер)
- 15. Американская концепция социального дарвинизма (а. Смолл и у. Самнер)
- 16. Расово-антропологическое направление в социологии (ж.-а. Гобино, ш. Летурно, х.С. Чемберлен, о. Аммон)
- 19. Теория этногенеза л.Гумилева
- 20. Концепции «биосферы» и «ноосферы» в.И. Вернадского
- 21.Современные концепции взаимодействия общества с окружающей средой.