14. Австрийская концепция социального дарвинизма (л. Гумплович, г. Ратценхофер)
Социальный дарвинизм - это разновидность биологического редукционизма, перенос представлений о борьбе за существование и естественном отборе на область социальных отношений. Социальная жизнь – арена непрерывной борьбы, конфликтов между индивидами или целыми обществами. Социальным конфликтам приписывается статус естественности. Социальный дарвинизм развивался в 19 веке активнее, чем социальный органицизм, и оказал более серьезное влияние на последующее развитие социологической мысли. Самыми яркими представителями австрийской концепции социального дарвинизма являются польско-австрийский социолог Л. Гумплович и его австрийский последователь Г. Ратценхофер.
Людвиг Гумплович (1838-1909)- один из известнейших европейских социологов 19 века, социал-дарвинист. Выступал противником простых аналогий между живой природой и обществом как объясняющего принципа социологии (что можно найти у Спенсера). Социология - наука, занимающаяся изучением социальных групп и отношений между ними. Основное состояние отношений между группами – непрерывная и беспощадная борьба. Основной социальный закон – стремление одной социальной группы подчинить себе другие, встречающиеся на ее пути. В основе межгрупповых конфликтов лежат стремления людей к удовлетворению материальных потребностей: борьба – групповая ; интересы – индивидуальные. Индивид – результат группового взаимодействия, влияния окружающей среды. Важнейшее содержание человеческих стремлений: сохранение жизни, удовлетворение потребностей, прежде всего естественных. Вслед за естественными потребностями возникают экономические, политические и культурные потребности. Основной регулятор деятельности по удовлетворению потребностей – экономическое положение индивида, так как оно принуждает его к определенному образу жизни и будит в нем связанные с этим идеи и воззрения. Во взаимодействии социальных групп конфликты неизбежны и имеют глубоко исторический характер. По Гумпловичу, расы - нации или народы, находящиеся в состоянии биосоциального неравенства. Основная социологическая категория – интерес, который движет поведением групп и индивидов. Конфликты между людьми – прежде всего конфликты интересов. По его мнению, значительное разнообразие человеческих интересов может быть сведено к пяти основным типам: прокреативным (стимулирующим продолжение рода), физиологическим (связанным с питанием), индивидуальным (связанным со стремлением к самоутверждению), социальным (родственным и групповым) и трансцендентным (религиозным).
Густав Ратценхофер (1842-1904) – австрийский военный теоретик, представитель социал-дарвинизма в социологии. По мнению Р., социология является особой философской наукой, выступающей в роли основы всех социальных наук и практической политики, поскольку она познает фундаментальные общественные закономерности. Основными явлениями и процессами социальной жизни Р. считал следующие: размножение и самосохранение индивидов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за существование и абсолютную враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство и подчинение, чередование социализации и индивидуализации общественных структур, эволюцию интересов, государство, глобальное общество. Отрицая противоположность наук о природе и наук о духе, Р. полагал, что социологические закономерности близки химическим и особенно биологическим закономерностям. В качестве основной задачи социологии Р. выдвинул изучение и описание ”взаимоотношений единиц сознания”, коренящихся в биологии человека и определяемых “первичной силой” и “внутренним интересом”, являющими собой космическую силу и присущими всем общественным и природным явлениям. Разрабатывая идеи социального дарвинизма, Р. стремился к истолкованию “внутреннего интереса” как регулирующего фактора сознания и общественных процессов, как силы, обусловливающей борьбу за существование. Основой социологического учения Р. являлась концепция конфликта интересов. Разделяя мнение Гумпловича о конфликтной природе социального процесса, Р. утверждал, что социальная жизнь основывается на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. В отличие от Гумпловича, придававшего социальному конфликту статус извечной всеобщности, Р. стремился к выработке более взвешенной оценки роли конфликта в общественной жизни и детальной разработке системы значений интересов, лишь намеченной его предшественником. В качестве единственно реального пути преодоления социального конфликта Р. называл сотрудничество между людьми. Сформулированные Р. идеи о возможной регуляции различных общественных конфликтов стали в дальнейшем одним из распространенных мотивов западной социологии.
- 1. Общая характеристика социального натурализма
- 2. Характеристика позитивизма и его исторических форм
- 3. Общая характеристика идей механицизма
- 5. Социологическая теория осадков и производных в. Парето
- 6. Вклад а. Кетле в развитие механицизма.
- 8. Теория циклов а.Л. Чижевского
- 9. Современные формы механицизма (системный подход, социальная кибернетика и синергетика)
- 10. Общая характеристика социального органицизма.
- 11.Органицизм в работах г.Спенсера
- 12. Русская школа органицизма (Стронин, Лилиенфельд). Второй список
- 13. Социальный дарвинизм и его основные представители
- 14. Австрийская концепция социального дарвинизма (л. Гумплович, г. Ратценхофер)
- 15. Американская концепция социального дарвинизма (а. Смолл и у. Самнер)
- 16. Расово-антропологическое направление в социологии (ж.-а. Гобино, ш. Летурно, х.С. Чемберлен, о. Аммон)
- 19. Теория этногенеза л.Гумилева
- 20. Концепции «биосферы» и «ноосферы» в.И. Вернадского
- 21.Современные концепции взаимодействия общества с окружающей средой.