logo
KSE_-_II_spisok

14. Австрийская концепция социального дарвинизма (л. Гумплович, г. Ратценхофер)

Социальный дарвинизм - это разновидность биологического редукционизма, перенос представлений о борьбе за существование и естественном отборе на область социальных отношений. Социальная жизнь – арена непрерывной борьбы, конфликтов между индивидами или целыми обществами. Социальным конфликтам приписывается статус естественности. Социальный дарвинизм развивался в 19 веке активнее, чем социальный органицизм, и оказал более серьезное влияние на последующее развитие социологической мысли. Самыми яркими представителями австрийской концепции социального дарвинизма являются польско-австрийский социолог Л. Гумплович и его австрийский последователь Г. Ратценхофер.

Людвиг Гумплович (1838-1909)- один из известнейших европейских социологов 19 века, социал-дарвинист. Выступал противником простых аналогий между живой природой и обществом как объясняющего принципа социологии (что можно найти у Спенсера). Социология - наука, занимающаяся изучением социальных групп и отношений между ними. Основное состояние отношений между группами – непрерывная и беспощадная борьба. Основной социальный закон – стремление одной социальной группы подчинить себе другие, встречающиеся на ее пути. В основе межгрупповых конфликтов лежат стремления людей к удовлетворению материальных потребностей: борьба – групповая ; интересы – индивидуальные. Индивид – результат группового взаимодействия, влияния окружающей среды. Важнейшее содержание человеческих стремлений: сохранение жизни, удовлетворение потребностей, прежде всего естественных. Вслед за естественными потребностями возникают экономические, политические и культурные потребности. Основной регулятор деятельности по удовлетворению потребностей – экономическое положение индивида, так как оно принуждает его к определенному образу жизни и будит в нем связанные с этим идеи и воззрения. Во взаимодействии социальных групп конфликты неизбежны и имеют глубоко исторический характер. По Гумпловичу, расы - нации или народы, находящиеся в состоянии биосоциального неравенства. Основная социологическая категория – интерес, который движет поведением групп и индивидов. Конфликты между людьми – прежде всего конфликты интересов. По его мнению, значительное разнообразие человеческих интересов может быть сведено к пяти основным типам: прокреативным (стимулирующим продолжение рода), физиологическим (связанным с питанием), индивидуальным (связанным со стремлением к самоутверждению), социальным (родственным и групповым) и трансцендентным (религиозным).

Густав Ратценхофер (1842-1904) – австрийский военный теоретик, представитель социал-дарвинизма  в социологии. По мнению Р., социология является особой философской наукой, выступающей в роли основы всех социальных наук и практической политики, поскольку она познает фундаментальные общественные закономерности. Основными явлениями и процессами социальной жизни Р. считал следующие: размножение и самосохранение индивидов, изменение  индивидуального и социального типов, борьбу за существование и абсолютную враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство  и подчинение,  чередование социализации и индивидуализации общественных структур, эволюцию интересов, государство,  глобальное общество.  Отрицая противоположность наук о природе и наук о духе, Р. полагал, что социологические закономерности близки химическим и особенно биологическим закономерностям. В качестве основной задачи  социологии Р. выдвинул изучение и описание  ”взаимоотношений единиц сознания”, коренящихся в биологии человека  и определяемых “первичной силой” и “внутренним интересом”, являющими собой космическую силу и присущими всем общественным и природным явлениям. Разрабатывая идеи социального дарвинизма, Р. стремился к истолкованию “внутреннего интереса”  как регулирующего фактора  сознания и общественных процессов, как силы, обусловливающей борьбу за существование. Основой социологического учения Р. являлась концепция  конфликта интересов. Разделяя мнение  Гумпловича о конфликтной природе социального процесса,  Р. утверждал, что социальная жизнь  основывается на конфликте  противоречивых интересов социальных групп и индивидов. В отличие от Гумпловича, придававшего социальному конфликту статус  извечной всеобщности, Р. стремился к выработке более взвешенной оценки  роли конфликта в общественной жизни и детальной разработке системы значений интересов, лишь намеченной его предшественником. В качестве единственно реального пути преодоления социального конфликта Р. называл сотрудничество между людьми. Сформулированные Р. идеи о возможной регуляции различных общественных конфликтов стали в дальнейшем одним из распространенных мотивов западной социологии.