3. Общая характеристика идей механицизма
Развитие физики, создание теории электромагнетизма, теории относительности и квантовой механики вызвали необходимость пересмотра философских учений.
Одно из основных учений – имеющее первостепенное значение само по себе и на которое в той или иной мере опираются все остальные учения, получило название “механицизм” . Суть: физический мир представляет собой гигантский механизм, части которого взаимодействуют между собой. М. действует без сбоев и ошибок, о чем свидетельствуют движение планет, регулярность чередования приливов и отливов, предсказуемость солнечных и лунных затмений. Части гигантского механизма – это непрерывно движущаяся материя. Движение обусловлено действием сил.
В основе М. лежит понятие материи как телесной вещественной субстанции. Убеждение в том, что материя составляет основу всего сущего, восходит к древним грекам. Греки наблюдавшие за окр. миром с готовностью переходили от немногочисленных наблюдений к широким философским обобщениям. Левкипп и Демокрит выдвинули идею о том, что мир состоит из неразрушимых и неделимых атомов, существующих в пустоте. Аристотель строил материю из” четырех элементов” – земли, воды, воздуха и огня, но не из настоящих, а из четырех сущностей, наделенных теми качествами, которые мы воспринимаем посредством наших органов чувств в четырех реальных аналогах этих “элементов” .
Т.Гоббс утверждал: Мир, т.е. вся масса всех вещей, телесен; есть тело, и оно обладает измерениями величины, а именно длиной, шириной и глубиной; но каждая часть тела также есть тело и также обладает измерениями. Следовательно, каждая часть нашего мира есть тело, а то что не есть тело, не есть часть мира, а поскольку мир есть все – то, что не есть часть его - есть ничто и, следовательно, не существует нигде. Тело, продолжает Гоббс, есть нечто такое, что занимает пространство; оно делимо, подвижно, подвержено действию сил и ведет себя математически.
М. утверждает, что реальность это всего лишь сложная машина, управляющая объектами в пространстве и во времени. Так как мы сами составляем часть физической природы, все человеческое должно быть объяснимо через понятие материи, движения и математики.
Декарт утверждал: все физические явления можно объяснить с помощью понятия материи и движения. Материя действует на материю при соприкосновении. Материя состоит из мельчайших невидимых частиц, отличающихся по величине, форме и другим свойствам. Так как частицы слишком малы и их нельзя видеть, для объяснения крупномасштабных и потому доступных наблюдению явлений, например движение планет вокруг Солнца, требовалось принять определенные гипотезы относительно поведения таких частиц. Понятие пустого пространства Декарт отвергал.
Естествознанию картезианская философия (от имени Декарта Картезий) , которую разделяло большинство естествоиспытателей доньютоновской эпохи, в частности Гюйгенс, отводила по существу ту же функцию, а именно физическое объяснение явлений природы.
До начала XX-го века большинство учёных придерживались убеждения, что материя – первооснова и сущность физической реальности. По этому поводу Ньютон писал: При размышлении о всех этих вещах мне кажется вероятным, что Бог вначале дал материи форму твердых, массивных, непроницаемых, подвижных частиц таких размеров и фигур, и с такими свойствами и пропорциями в отношении к пространству,, которые более всего подходили бы для той цели, для которой он их создал. Эти первоначальные частицы, являясь твердыми, несравнимо тверже, чем всякое пористое тело, составленное из них, настолько тверже, что они никогда не изнашиваются и не разбиваются на куски. Никакая обычная сила неспособна разделить то, что создал Бог при первом творении. ([2], c. 303) .
Развитие М. в XVII–XVIII вв. связано с развитием революционных идей в математике, выдвинутых Ньютоном для описания движения небесных тел – а именно с развитием основ дифференциального и интегрального исчисления.
А так как движущаяся материя была ключом к математическому описанию движения планет и свободно падающих тел, ученые попытались распространить такое материалистическое объяснения на явления, природу которых они совсем не понимали. Так процесс передачи тепла от одного тела к другому описывался как передача от тела к телу особого газа – теплорода, а электричество представлялось как две жидкости, несущие положительный и отрицательный заряды. Для объяснения непрерывного движения планет Ньютон ввел силу тяготения. Для описания действия электрического заряда на расстоянии Фарадей ввел понятие силовых линий поля, которые считал реально существующими.
К концу XVIII века наиболее полное развитие получила одна область физики – механика. В знаменитой французской “Энциклопедии” Д’Аламбер и Дидро провозгласили, что механика – наука универсальная. Она стала парадигмой для более новых быстроразвивающихся областей науки.
Лейбниц, хотя и отстаивал механицизм как самоочевидную истину, не мог удовлетвориться одним лишь этим направлением. Бог, энергия и цель были одинаковы для него. По утверждению великого физика, врача и математика Германа Гельмгольца миссия физической науки завершится, как только удастся окончательно свести явления природы к простым силам и доказать, что такое сведение – единственное, допускаемое этими явлениями. Аналогичную точку зрения находим у лорда Кельвина: “Я никогда не испытываю чувства полного удовлетворения до тех пор, пока не построю механическую модель изучаемого объекта. Если мне это удается, то я сразу все понимаю, в противном случае не понимаю”. Вплоть до конца XIV века физики пребывали в уверенности, что все явления природы допускают механическое объяснение. А если какие-то явления пока не удалось объяснить в рамках механицизма, то, считалось, со временем это будет сделано. Среди явлений, которые не находили механического объяснения, особенно важными были действие тяготения и распространение электромагнитных волн, для которых великий Ньютон так и не смог построить удовлетворительной модели в рамках механицизма, несмотря на все свои усилия, по поводу чего изрек свое знаменитое: “Я не измышляю гипотез” .
Подводя итог, можно сказать, что не только замечательные достижения самого Ньютона, но и сотни результатов, полученных его многочисленными последователями, стали возможными, благодаря тому, что их авторы полагались на математическое описание даже в случаях, когда физическое понимание явления полностью отсутствовало. По существу все эти естествоиспытатели принесли физическое понимание в жертву математическому описанию и математическому предсказанию.
- 1. Общая характеристика социального натурализма
- 2. Характеристика позитивизма и его исторических форм
- 3. Общая характеристика идей механицизма
- 5. Социологическая теория осадков и производных в. Парето
- 6. Вклад а. Кетле в развитие механицизма.
- 8. Теория циклов а.Л. Чижевского
- 9. Современные формы механицизма (системный подход, социальная кибернетика и синергетика)
- 10. Общая характеристика социального органицизма.
- 11.Органицизм в работах г.Спенсера
- 12. Русская школа органицизма (Стронин, Лилиенфельд). Второй список
- 13. Социальный дарвинизм и его основные представители
- 14. Австрийская концепция социального дарвинизма (л. Гумплович, г. Ратценхофер)
- 15. Американская концепция социального дарвинизма (а. Смолл и у. Самнер)
- 16. Расово-антропологическое направление в социологии (ж.-а. Гобино, ш. Летурно, х.С. Чемберлен, о. Аммон)
- 19. Теория этногенеза л.Гумилева
- 20. Концепции «биосферы» и «ноосферы» в.И. Вернадского
- 21.Современные концепции взаимодействия общества с окружающей средой.