19. Теория этногенеза л.Гумилева
Вся история человечества, писал Л.Н.Гумилев, состоит из череды изменений. Издавна люди пытались понять и объяснить истоки своей истории. Ответы получались разные, ибо история многогранна: она может быть историей социально-экономических формаций, или военной историей, историей науки и культуры, и т.д. Гумилев рассматривает историю как историю народов. Именно в рамках народов (этносов), контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. согласно Л.Н. Гумилеву, этнос – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Этническую классификацию Гумилев считает нужным заменить этнической систематикой. Классификация может быть произведена по любому, произвольно взятому признаку (языку, расе, религии, принадлежности к тому или иному государству), в то время как систематика отражает то, что заложено в природе вещей. Крупнейшей единицей после человечества в целом (как аморфной антропосферы – одной из оболочек Земли), является суперэтнос – группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность. Известные истории суперэтносы – Римский мир, Левант, Византия, Западная Европа («Христианский Мир»), Великая Степь, Китай и т.п. Суперэтнос определяется не размером, не мощью, а степенью межэтнической близости входящих в него этносов. этносы делятся на субэтносы, то есть подразделения, существующие лишь потому, что они входят в единство этноса. Без этноса они распадаются и гибнут. Откуда и почему возникают этносы – новые общности, вдруг начинающие отделять себя от соседей? Установление предков не исчерпывает проблемы образования этноса. Предки есть всегда, а этносы образуются достаточно редко во времени и пространстве. Развивая теорию В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилев пришел к выводу об энергетической сущности этногенеза. В основе этногенеза как процесса лежит открытая В.И.Вернадским биохимическая энергия живого существа биосферы. Первый биогеохимический принцип Вернадского гласит: «Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Все живое вещество планеты является источником свободной энергии, может производить работу». Планета получает из космоса больше энергии, чем это необходимо для поддержания равновесия биосферы; свободная энергия порождает у животных спазмы активности, а у человека – взрывы этногенеза. Таким образом, по Гумилеву, движущая сила этногенеза –биохимическая энергия, привносимая в организмы из космоса, а способ действия этой силы – взрыв этногенеза (пассионарный толчок).В результате взрыва этногенеза происходит определенного рода мутация: у части особей возникает новый признак, который Гумилев назвал«пассионарностью». Если принять за эталон импульс врожденного инстинкта самосохранения(1), то импульс пассионарности(Р) будет иметь обратный знак, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством. С этой точки зрения пассионарность – признак вредный, если не губительный, для своего носителя и его близких. По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особейна три основные группы: 1) пассионарии (Р больше 1); 2) гармоничные особи(Р равно 1); 3) субпассионарии (Р меньше 1).«Пусковой момент» этногенеза (взрыв этногенеза, пассионарный толчок) –это внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев, которое быстро увеличивается и у которого появляется через значительный промежуток времени возможность навязать свою волю большинству населения. Из отмеченных Гумилевым пассионарных толчков, самым важным Гумилев считает образование нового этноса, называвшего себя «христианами». У этого этноса не могло быть единства территории, языка, происхождения. В Римской империи, где была установлена веротерпимость, христиане были исключением и причиной тому было ощущение «чуждости» их склада и поведения всем другим «языцем». Количество их, несмотря на гонения, увеличивалось, пока в 1 веке они нестали преобладать, и тогда возник новый этнос – «христиане-ромеи», а Рим превратился в Византию. Пассионарный толчок знаменует рождение нового организма – этноса, который проходит в своем развитии ряд закономерных фаз, подобных различным возрастам человека. Это следующие фазы: фаза подъема – быстрое увеличение числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации; фаза пассионарного перегрева (акматическая) – когда число пассионариев в этносе максимально; фаза надлома – резкое уменьшение числа пассионариев и стеснение их субпассионариями; инерционная фаза – медленное уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации – полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, либо не успевают его погубить до вторжения иноплеменников из вне. Во втором случае остается реликт из гармоничных особей. Эту этническую эволюцию проделали все этносы, которые мы считаем примитивными только потому, что их незаписанная история тонет во мгле веков. Пассионарность – обязательный элемент этногенеза, без которого его нети не может быть.
- 1. Общая характеристика социального натурализма
- 2. Характеристика позитивизма и его исторических форм
- 3. Общая характеристика идей механицизма
- 5. Социологическая теория осадков и производных в. Парето
- 6. Вклад а. Кетле в развитие механицизма.
- 8. Теория циклов а.Л. Чижевского
- 9. Современные формы механицизма (системный подход, социальная кибернетика и синергетика)
- 10. Общая характеристика социального органицизма.
- 11.Органицизм в работах г.Спенсера
- 12. Русская школа органицизма (Стронин, Лилиенфельд). Второй список
- 13. Социальный дарвинизм и его основные представители
- 14. Австрийская концепция социального дарвинизма (л. Гумплович, г. Ратценхофер)
- 15. Американская концепция социального дарвинизма (а. Смолл и у. Самнер)
- 16. Расово-антропологическое направление в социологии (ж.-а. Гобино, ш. Летурно, х.С. Чемберлен, о. Аммон)
- 19. Теория этногенеза л.Гумилева
- 20. Концепции «биосферы» и «ноосферы» в.И. Вернадского
- 21.Современные концепции взаимодействия общества с окружающей средой.