58.Ресурсная и биосферная модели развития биосферы.
Для оценки этих возможностей учеными предложены две мо-
дели, которые можно назвать ресурсной и биосферной. В ресурсной моде-
ли мировой системы Земля, по существу, рассматривается как источник
материальных и продовольственных ресурсов. Эту модель исследовали
американцы Деннис и Донелла Медоузы и норвежец Иорген Рэндерс, ко-
торые провели математическое моделирование состояния мировой систе-
мы на временном участке XX–XXI столетий (5). Основу биосферной мо-
дели мировой системы составляет теория устойчивости биосферы, кото-
рую разработал русский ученый В.Г. Горшков (6). По ресурсной модели
допускается численность населения Земли около 8 млрд. человек, в то
время как по биосферной – всего лишь 1–2 млрд. человек.
Некоторые ученые, давая оценку теоретическому потенциалу обще-
ственного производства продовольствия, называют другие цифры пре-
дельной численности населения Земли. Они исходят из следующих
рассуждений: если предположить, что площади, занятые под производство
продовольствия, могут достигнуть примерно 1,5 млрд.га (близко к
нынешнему уровню) и что средний урожай должен доходить до 5 тонн
эквивалента зерна с 1 га (по сравнению с нынешним средним уровнем 2
тонны эквивалента зерна). С поправкой на продукцию пастбищ и
морепродукты общий потенциал определяется 8 млрд.т зернового экви-
валента.
Сколько людей это может прокормить? Нынешнее среднее потребле-
ние в мире растительной энергии для питания, на семена и корма живот-
ных составляет порядка 6 тысяч калорий в день, при колебаниях среди
стран от 3 до 15 тысяч калорий. Исходя из этого, исчисленный потенциал
позволяет прокормиться около 11 млрд. человек. Однако, если среднее по-
требление существенно возрастет, например, до 9 тысяч калорий, то воз-
можности земного шара накормить проживающее на нем население сокра-
тится до 7,5 млрд. человек (2). Не будем оспаривать приведенные выше
цифры. Но для выживания человечества критической, пожалуй, является
биосферная модель, основанная на свойствах живой системы. По этой мо-
дели человечество уже переступило порог возможности биосферы и всту-
пило в полосу глобального кризиса, в результате чего продолжение жизни
на Земле поставлено под угрозу. За период с 1890 по 1990 годы числен-
ность населения в мире увеличилась с 1,49 до 5,32 млрд. человек и в бли-
жайшее время составит 6,0 млрд. человек. К 2015 году, по прогнознымоценкам специалистов, она достигнет 7,27–7,92 млрд. человек.
С увеличением численности населения Земли потребности в ресурсах
биосферы растут, а возможности их удовлетворения сокращаются. Суще-
ствуют естественные границы преобразования (использования) природы,
за пределами которых начинается экологическая катастрофа
- 1. Естествознание – предмет и характеристика. Особенности курса ксе.
- 2. Наука – определение. Специфические черты.
- 3.Структура научного познания. Критерии и нормы научности.
- 5. Культура – определение и специфика. Виды культуры.
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем:
- 7. Характеристика знаний в древнем мире (Вавилон, Египет, Китай).
- 8. Естествознание средневековья (мусульманский Восток, христианский Запад).
- 9. Наука Нового времени (н. Коперник, Дж. Бруно, г. Галилей, и. Ньютон и другие).
- 10. Научные революции эпохи Возрождения.
- 11. Классическое естествознание – характеристика.
- 12. Неклассическое естествознание – характеристика.
- 13. Стадии развития естествознания (синкретическая, аналитическая, синтетическая, интегрально-дифференциальная).
- 14. Древнегреческая натурфилософия (Аристотель, Демокрит, Пифагор и др.).
- 15. Научные методы. Эмпирический уровень (наблюдение, измерение, эксперимент) и теоретический уровень (абстрагирование, формализация, идеализация, индукция, дедукция).
- 16.Научные методы: всеобщий, общенаучный и частнонаучный.
- 17. История развития взглядов на пространство и время в истории науки.
- 18. Пространство и время (классическая механика и. Ньютона и теория относительности а. Эйнштейна).
- 19.Общие и специфические свойства пространства и времени.
- 21. Естественнонаучная картина мира: физическая картина мира (механическая, электромагнитная, современная – квантово-релятивистская).
- 22.Принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира.
- 23. Структурные уровни организации материи (микро-, макро- и мегамир).
- 24.Макромир: концепции классического естествознания
- 25. Микромир: концепции современной физики.
- 26. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции
- 27. Вещество и поле. Корпускулярно-волновой дуализм.
- 28. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.
- 29. Элементарные частицы: классификация и характеристика.
- 30. Понятие взаимодействия. Концепция дальнодействия и близкодействия.
- 31. Характеристика основных видов взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое).
- 32. Основы квантовой механики: открытия м. Планка, н. Бора, э. Резерфорда, в. Паули, э. Шрёдингера и др.
- 33. Динамические и статистические законы.
- 34.Принципы современной физики (симметрии, соответствия, дополнительности и соотношения неопределённостей, суперпозиции).
- 35.Закон возрастания энтропии: 1 и 2 законы термодинамики. Энтропия мера хаоса.
- 4. Релятивистская модель Вселенной.
- 5. Модель Большого взрыва.
- 6. Модель расширяющейся Вселенной.
- 37. Внутреннее строение Земли. Геологическая шкала времени.
- 38. История развития концепций геосферных оболочек Земли. Экологические функции литосферы.
- 41. Основные законы химии. Химические процессы и реакционная способность веществ.
- 42.Равновесие в химических реакциях (Принцип Ле-Шателье ). Закон возрастания энтропии.
- 43. Биология в современном естествознании. Характеристика «образов» биологии (традиционная)
- Традиционная, или натуралистская биология.
- 44.Характеристика «образов» биологии (физико-химическая)
- 1) Метод меченых атомов.
- 2) Методы рентгеноструктурного анализа и электронной микроскопии.
- 3) Методы фракционирования.
- 4) Методы прижизненного анализа.
- 5) Использование эвм.
- 45.Характеристика «образов» биологии (эволюционная)
- 46. Концепции происхождения жизни на Земле (креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии и теория биохимической эволюции).
- 1. Креационизм.
- 2. Самопроизвольное (спонтанное) зарождение.
- 3. Теория стационарного состояния.
- 4. Теория панспермии.
- 5. Теория биохимической эволюции.
- 47. Признаки живых организмов. Характеристика форм жизни (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные).
- 48. Структурные уровни организации живой материи.
- 49. Происхождение и этапы эволюции человека как биологического вида.
- 50. Клеточная организация живых систем (структура клетки).
- 1. Животная клетка:
- 2. Растительная клетка:
- 51. Химический состав клетки (элементарный, молекулярный – неорганические и органические вещества).
- 52. Биосфера – определение. Учение в. И. Вернадского о биосфере.
- 53. Система: природа - биосфера – человек.
- 54.Влияние природы на человека (географическая среда). Влияние человека на природу (техносфера).
- 56. Понятие о живом веществе биосферы. Функции живого вещества в биосфере.
- 57. Ноосфера – определение и характеристика. Этапы и условия становления ноосферы.
- 58.Ресурсная и биосферная модели развития биосферы.
- 59.Модель устойчивой мировой системы. Законы экологии.
- 60. Физиология человека. Характеристика физиологических систем человека (нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная и пищеварительная).
- 61. Концепция здоровья. Условия ортобиоза.
- 62.Валеология – понятие
- 64.Эмоции, творчество и работоспособность.
- 65. Кибернетика (исходные понятия). Качественная характеристика информации.
- 66. Концепции самоорганизации: синергетика.
- 67.Принципы синергетики
- 68.Интеллект и искусственный разум.
- 69.Искусственный разум: перспективы развития.
- 70.Космические циклы: Гелиобиология и селенобиология.