38. История развития концепций геосферных оболочек Земли. Экологические функции литосферы.
Рассмотрим в свете неклассической концепции глобальной эволюции Земли истории основных геосферных оболочек.
История ядра Земли. Формирование ядра Земли началось примерно 4,6 • 109 лет назад (здесь и в дальнейшем в данном разделе отсчет времени ведется по направлению от прошлого к современности). Соответствующие расчеты показывают, что оно особенно интенсивным было в период 3—2,6 • 109 лет тому назад. После 2,6 млрд. лет наращивание массы земного ядра начало резко, а потом плавно убывать. В наши дни масса ядра увеличивается, согласно расчетам, на 130 млрд. т в год. «Металлическое железо» покинуло мантию Земли примерно 500 млн. лет тому назад, оставшийся в ней магнетит (Fе3O4) распадается: 2Fе3O4 => 3FеО + 5O, при этом FеО переходит во внешнее ядро Земли. Остывание Земли приведет к частичному или полному затвердеванию как ее мантии, так и ядра. Дальнейшая судьба нашей планеты будет зависеть в первую очередь от Солнца — перехода его в состояние белого карлика, что будет сопровождаться гигантским выбросом излучения, которое «опалит» Землю.
Из всех геосферных оболочек наибольшие шансы уцелеть в «солнечной парилке» имеет как раз земное ядро. Оно, надо полагать, разогреется, затем вновь остынет и станет космическим путешественником, который либо под действием излучения будет медленно рассеиваться, либо, по случаю, угодит «в топку» неведомой нам звезды.
История мантии Земли. По своему вещественному составу мантия планеты наиболее близка к составу первичного вещества Земли. Тем не менее, именно в ней процессы химико-плотностной дифференциации идут наиболее энергично: на протяжении 4 млрд. лет она проходит все новые стадии своего вещественного обеднения. Тяжелое вещество уходит к центру планеты — в ее ядро. Легкие элементы перемещаются в лито-, атмо- и гидросферу. Из мантии Земли полностью исчезли FeS, Fе, Ni, по сравнению с составом первичной Земли она существенно обеднела легкими веществами (К2O, Na2O, N2, Н2 и др.). Вместе с тем происходящая в мантии химико-плотностная дифференциация приводит к росту в процентном содержании окислов кремния (SiO2) и магния (MgO). В сумме эти два окисла составляют около 83% состава современной мантии (против 57% в составе первичного вещества Земли).
Современная мантия вся охвачена мощными конвективными движениями, за счет которых тепловая энергия ядра и мантии передается другим геосферным оболочкам. Теплопотери Земли неминуемо приведут к ее остыванию и переходу мантии в твердое, литосферное состояние. Переход Солнца в состояние белого карлика, видимо, будет связан с испарением значительной части литосферы, которая к тому времени будет составлять в фазовом отношении единое целое с затвердевшей мантией планеты.
История литосферы. Литосфера образуется в процессе остывания и кристаллизации частично расплавленного вещества мантии Земли. Ее часто называют «силикатным льдом». Имеется в виду, что литосфера, состоящая в основном из силикатов, т.е. солей кремниевых кислот, содержащих SiO4, формируется подобно образованию льда при замерзании воды. Ее формирование началось 4-3,5 млрд. лет тому назад. Около 2 млрд. лет ушло на формирование суперконтинента Пангеи. Последующая тектоническая деятельность Земли приводит к раскалыванию Пангеи и образованию новых суперконтинентов.
Современная история литосферы связана, прежде всего, с тектоникой океанических плит. При раздвижении литосферы вещество астеносферы внедряется в разломы рифтовых зон и, охлаждаясь, образует молодую океаническую литосферу. Океаническая кора способна надвигаться на концы континентальных плит, в результате чего образуются складчатые структуры. Обломки океанических литосферных плит, увлекаясь мантийными потоками, опускаются вплоть до ядра Земли, перемешиваются с другим мантийным веществом и вновь поднимаются на поверхность. Так осуществляются циклы тектонической деятельности Земли. В далеком будущем непременно произойдет их замедление вплоть до полной остановки.
История гидросферы. Молодая Земля была лишена гидросферы. Последняя появилась благодаря дегазации Земли, инициируемой изливавшимися на ее изначальную поверхность мантийными расплавами, которые, попав в условия с минимальным давлением, вскипали (как известно, температура кипения тем ниже, чем меньше давление) и выделяли летучие вещества, в том числе пары воды. Чем сильнее нарастали конвективные явления в мантии, тем чаще и в большей массе извергались на поверхность Земли потоки магмы, тем больше становился объем первоначально неглубокого океана. Из-за поглощения части воды океанической, а также континентальной корой глубина океана увеличивалась медленно. И лишь после полного насыщения водой серпентинитового слоя океанической коры, а произошло это около 2,2 млрд. лет назад, дно океана стало быстро опускаться (до средней глубины современного океана).
Наибольший приток воды происходил в период охвата конвективными движениями всей мантии Земли, т.е. около 2,6 млрд. лет назад. Приток воды в Мировой океан имеет место и в наши дни, он будет продолжаться и в дальнейшем. Ослабление тектонической активности Земли, остывание ее мантии, образование в этой связи особо глубоких океанических впадин и поглощение части воды глубоко залегающими осадочными породами океанической литосферы приведет к тому, что будут вновь видны срединноокеанические хребты. Превращение Солнца в белый карлик приведет через 5 млрд. лет к такому могучему потоку излучения, что он испарит весь Мировой океан. Возникшему однажды, ему не суждено существовать вечно.
История атмосферы. Согласно неклассической концепции глобальной эволюции Земли, история атмосферы связана с дегазацией планеты отнюдь не меньше, чем история гидросферы. Полагают, однако, что уже на ранних этапах своей эволюции (4,7—4 млрд. лет назад) Земля, еще не приобретя гидросферы, уже обладала атмосферой, но крайне разряженной. Она, видимо, состояла главным образом из летучих соединений, которые распространены в космосе, т.е. Н2, Не, N2, СН4, NH3, Н2O, СO2, СО. Рождение плотной атмосферы оказалось связанным с выделением тех летучих соединений, которые попали на Землю в связанном состоянии: вода — с гидросиликатами, азот — с нитридами и нитратами, углекислый газ — с карбонатами и т.д. Подлинным динамическим источником атмосферы Земли оказалась ее начавшаяся активная дегазация (4 млрд. лет назад). Около 3 млрд. лет назад Земля была окутана плотной, состоящей в основном из азота (N2) и углекислого газа (СO2) атмосферой с давлением до 4 атм. Последующая история Земли связана в основном со своеобразной «заменой» углекислого газа на кислород.
Экологические функции литосферы.
Обычно выделяют четыре экологические функции литосферы: ресурсную, геодинамическую, физическую и химическую.
Ресурсная функция литосферы определяет роль ресурсов, содержащихся в литосфере, а также факторов пространственного характера для жизни биоты и человека. Известно, что литосфера содержит различные материальные ресурсы, большинство из которых активно используются человеком. Именно в этой связи наблюдается значительная ресурсная напряженность, которая не убывает, а нарастает год от года.
Весьма тревожная ситуация сложилась с энергетическими ресурсами. Согласно популярным оценкам, газ и нефть перспективны не более чем на 50 лет, уголь приблизительно на 150 лет. До настоящего времени нет четких представлений о тех энергетических ресурсах, которые человечество намерено использовать, допустим, через 50 лет. Атомная энергетика опасна, трудноразрешимой представляется проблема реактивации отходов ядерной промышленности: во всей литосфере пока не обнаружено такого укромного местечка, где можно было бы спрятать радиоактивные вещества в безопасном для биоты состоянии. Не разработаны пути использования в удовлетворяющем человечество количестве солнечной и ветряной энергии (для размещения солнечных батарей и ветряных электростанций требуется много места, а коэффициент полезного действия их все ещё недостаточно высок).
Крайнюю озабоченность вызывает ситуация с запасами полиметаллических руд, содержащих никель, кобальт, вольфрам, молибден, медь, свинец, цинк, олово. Считается, что они будут исчерпаны в ближайшие 60 лет; лишь несколько лучше обстоят дела с железными, марганцевыми и хромовыми рудами.
Человечество пока намного более успешно разрушает, чем восстанавливает литосферу. С большим трудом осознается, что объектом экологической заботы является такой грандиозный экологический объект, как литосфера.
Человечество стало мощной литосферной силой и рельефообразующим фактором. К увеличению сейсмичности приводит интенсивная добыча газа и нефти, закачка воды глубоко под землю, рытье карьеров и котлованов, заполнение водой котловин; оседают плотины электростанций, крупные города типа Токио и Москвы. Глубина депрессий поверхности Земли достигает сотен километров. Человечеству становится тесно на поверхности планеты, а потому оно обращается к подземному геологическому пространству. В этой связи требуется очень точная геоэкологическая оценка.
Геодинамическая функция литосферы связана с масштабными природными и антропогенными процессами, влияющими на жизнь биоты и человека. Речь идет об аномалиях и напряженных состояниях горных массивов, участках повышенной трещиноватости и проницаемости, регионах, опасных в сейсмическом отношении или охваченных деятельностью вулканов. Важнейшее значение приобретает в этой связи прогноз развития катастрофических геологических процессов, эколого-геологическое обоснование возможной инженерной защиты территорий и осуществление этой защиты.
Геохимическая функция литосферы касается в основном тех геохимических неоднородностей, которые представляют опасность для биоты, в том числе человека. Речь идет прежде всего о химическом загрязнении, привнесении в литосферу различных токсикатов (тяжелых металлов, пестицидов, пластмасс, детергентов). Многие химические вещества обладают канцерогенными и мутагенными свойствами. Опасные для жизни человека химические вещества в земной коре находятся в связанном состоянии. Будучи извлеченными из недр Земли, они возвращаются сначала на поверхность планеты, а затем и в глубь нее уже в виде, представляющем большую опасность для человека. Таковы, например, тяжелые металлы — свинец, цинк, ртуть, медь, никель, железо, кадмий и др. Основными же источниками тяжелых металлов являются промышленные предприятия и атомные и тепловые электростанции. Сначала тяжелые металлы попадают в атмосферу, но затем с осадками выпадают на поверхность Земли.
Геофизическая функция литосферы реализуется посредством физических факторов, радиации, шумовых и тепловых эффектов. На поверхности Земли постоянно наблюдается естественный радиационный фон, который с медицинской точки зрения, как правило, не является вредным. Однако есть такие регионы, например, в Индии и Бразилии, где этот фон превышает нормальный в 100 и даже 1000 раз.
*Биота – это исторически сложившаяся совокупность живых организмов, обитающая на какой-либо крупной территории.
39.40. Система современной химии. Двуединая проблема химии. Уровни химических знаний (учение о составе химических веществ, учение о структуре химических соединений, учение о химических процессах, эволюционная химия).
Химия – это наука о химических элементах и их соединениях.
Основанием химии, по Менделееву, выступает основная двуединая проблема — получение веществ с заданными свойствами (на достижение ее направлена производственная деятельность человека) и выявление способов управления свойствами вещества (на реализацию этой задачи направлена научно-исследовательская работа ученых).
Основная двуединая проблема химии является системообразующим началом данной науки. Она возникла в глубокой древности и не потеряла своей актуальности в наши дни. Естественно, что в разные исторические эпохи данная задача решалась по-разному, так как способы ее решения зависят от уровня материальной и духовной культуры общества, а также внутренних закономерностей, присущих ходу научного познания. Достаточно сказать, что изготовление таких материалов, как, например, стекло и керамика, краски и душистые вещества, в древности осуществлялось совершенно иначе, чем в XVIII в. и позже.
Важнейшей особенностью основной проблемы химии является то, что она имеет всего четыре способа решения. Речь при этом идет не о частных методах изучения превращений веществ — их множество, а о самых общих способах решения вопроса: от чего, от каких факторов зависят свойства веществ. А зависят они от четырех факторов:
1) от элементного и молекулярного состава вещества;
2) от структуры молекул вещества;
3) от термодинамических и кинетических (наличие катализаторов и ингибиторов, воздействие материала стенок сосудов и т.д.) условий, в которых вещество находится в процессе химической реакции;
4) от высоты химической организации вещества.
Поскольку способы решения основной проблемы химии появлялись последовательно, то в истории химии можно выделить четыре последовательно сменявших друг друга этапа. В то же время с каждым из названных способов решения основной проблемы химии связана собственная концептуальная система знаний. Эти четыре концептуальных системы знания находятся в отношениях иерархии (субординации). В системе химии они являются подсистемами, так же как сама химия представляет собой подсистему естествознания в целом. Концептуальные системы химии можно представить наглядно в виде схемы:
1. Учение о составе вещества | 1660 г. |
2. Структурная химия | 1800 г. |
3. Учение о химических процессах | 1950 г. |
4. Эволюционная химия | 1970-е – н.в. |
Основной производственной задачей химии является получение вещества с заданными свойствами. Это осуществляется:
на первом уровне, с учётом изменения состава;
на втором уровне, с учётом изменения состава и структуры;
на третьем уровне, с учётом условий, при которых протекает химический процесс, а также состава и структуры;
на четвёртом уровне, с учётом самоорганизации реакторной системы.
- 1. Естествознание – предмет и характеристика. Особенности курса ксе.
- 2. Наука – определение. Специфические черты.
- 3.Структура научного познания. Критерии и нормы научности.
- 5. Культура – определение и специфика. Виды культуры.
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем:
- 7. Характеристика знаний в древнем мире (Вавилон, Египет, Китай).
- 8. Естествознание средневековья (мусульманский Восток, христианский Запад).
- 9. Наука Нового времени (н. Коперник, Дж. Бруно, г. Галилей, и. Ньютон и другие).
- 10. Научные революции эпохи Возрождения.
- 11. Классическое естествознание – характеристика.
- 12. Неклассическое естествознание – характеристика.
- 13. Стадии развития естествознания (синкретическая, аналитическая, синтетическая, интегрально-дифференциальная).
- 14. Древнегреческая натурфилософия (Аристотель, Демокрит, Пифагор и др.).
- 15. Научные методы. Эмпирический уровень (наблюдение, измерение, эксперимент) и теоретический уровень (абстрагирование, формализация, идеализация, индукция, дедукция).
- 16.Научные методы: всеобщий, общенаучный и частнонаучный.
- 17. История развития взглядов на пространство и время в истории науки.
- 18. Пространство и время (классическая механика и. Ньютона и теория относительности а. Эйнштейна).
- 19.Общие и специфические свойства пространства и времени.
- 21. Естественнонаучная картина мира: физическая картина мира (механическая, электромагнитная, современная – квантово-релятивистская).
- 22.Принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира.
- 23. Структурные уровни организации материи (микро-, макро- и мегамир).
- 24.Макромир: концепции классического естествознания
- 25. Микромир: концепции современной физики.
- 26. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции
- 27. Вещество и поле. Корпускулярно-волновой дуализм.
- 28. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.
- 29. Элементарные частицы: классификация и характеристика.
- 30. Понятие взаимодействия. Концепция дальнодействия и близкодействия.
- 31. Характеристика основных видов взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое).
- 32. Основы квантовой механики: открытия м. Планка, н. Бора, э. Резерфорда, в. Паули, э. Шрёдингера и др.
- 33. Динамические и статистические законы.
- 34.Принципы современной физики (симметрии, соответствия, дополнительности и соотношения неопределённостей, суперпозиции).
- 35.Закон возрастания энтропии: 1 и 2 законы термодинамики. Энтропия мера хаоса.
- 4. Релятивистская модель Вселенной.
- 5. Модель Большого взрыва.
- 6. Модель расширяющейся Вселенной.
- 37. Внутреннее строение Земли. Геологическая шкала времени.
- 38. История развития концепций геосферных оболочек Земли. Экологические функции литосферы.
- 41. Основные законы химии. Химические процессы и реакционная способность веществ.
- 42.Равновесие в химических реакциях (Принцип Ле-Шателье ). Закон возрастания энтропии.
- 43. Биология в современном естествознании. Характеристика «образов» биологии (традиционная)
- Традиционная, или натуралистская биология.
- 44.Характеристика «образов» биологии (физико-химическая)
- 1) Метод меченых атомов.
- 2) Методы рентгеноструктурного анализа и электронной микроскопии.
- 3) Методы фракционирования.
- 4) Методы прижизненного анализа.
- 5) Использование эвм.
- 45.Характеристика «образов» биологии (эволюционная)
- 46. Концепции происхождения жизни на Земле (креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии и теория биохимической эволюции).
- 1. Креационизм.
- 2. Самопроизвольное (спонтанное) зарождение.
- 3. Теория стационарного состояния.
- 4. Теория панспермии.
- 5. Теория биохимической эволюции.
- 47. Признаки живых организмов. Характеристика форм жизни (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные).
- 48. Структурные уровни организации живой материи.
- 49. Происхождение и этапы эволюции человека как биологического вида.
- 50. Клеточная организация живых систем (структура клетки).
- 1. Животная клетка:
- 2. Растительная клетка:
- 51. Химический состав клетки (элементарный, молекулярный – неорганические и органические вещества).
- 52. Биосфера – определение. Учение в. И. Вернадского о биосфере.
- 53. Система: природа - биосфера – человек.
- 54.Влияние природы на человека (географическая среда). Влияние человека на природу (техносфера).
- 56. Понятие о живом веществе биосферы. Функции живого вещества в биосфере.
- 57. Ноосфера – определение и характеристика. Этапы и условия становления ноосферы.
- 58.Ресурсная и биосферная модели развития биосферы.
- 59.Модель устойчивой мировой системы. Законы экологии.
- 60. Физиология человека. Характеристика физиологических систем человека (нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная и пищеварительная).
- 61. Концепция здоровья. Условия ортобиоза.
- 62.Валеология – понятие
- 64.Эмоции, творчество и работоспособность.
- 65. Кибернетика (исходные понятия). Качественная характеристика информации.
- 66. Концепции самоорганизации: синергетика.
- 67.Принципы синергетики
- 68.Интеллект и искусственный разум.
- 69.Искусственный разум: перспективы развития.
- 70.Космические циклы: Гелиобиология и селенобиология.