49. Происхождение и этапы эволюции человека как биологического вида.
Решающий вклад в доказательство животного происхождения человека внес Ч.Дарвин («Происхождение человека и половой отбор»(1871), «Выражение эмоций у человека и животных» (1872)).
Дарвин проанализировал обширные данные систематики, сравнительной анатомии, сравнительной эмбриологии и палеонтологии. И пришел к выводу о поразительном сходства человека с животными, особенно с человекообразными обезьянами.
Систематика и сравнительная анатомия.
Человек относится к классу млекопитающих. Он имеет:
1) млечные, сальные и потовые железы;
2) волосяной покров тела;
3) специализированные зубы;
4) четырехкамерное сердце и левую дугу аорты;
5) внутриутробное развитие и вскармливание детенышей молоком.
Наибольшее сходство наблюдается с человекообразными обезьянами (антропоидами): гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном. Черты их сходства:
1) общность внутреннего строения;
2) отсутствует хвост;
3) сходные ушные раковины;
4) имеются ногти на пальцах;
5) одинаково выражают эмоции (плач, гнев, смех, возбуждение);
6) имеют сходные болезни (туберкулез, брюшной тиф, дизентерия, детский паралич, синдром Дауна (лишняя 21 хромосома));
7) сходны группы крови и альбумины крови;
8) сходство нуклеотидных последовательностей ДНК (у человека и шимпанзе составляет 91%).
Сравнительная эмбриология.
На ранних этапах развития зародыш человека невозможно ОТЛИЧИТЬ от зародышей приматов и других позвоночных:
1) двухкамерное сердце;
2) шесть пар жаберных дуг;
3) хвостовая артерия;
4) сегментарное строение мышц;
5) перепонки между пальцами (как у амфибий);
6) гладкий, без извилин, головной мозг;
7) несколько пар молочных желез;
8) хвостовой отдел позвоночника (затем редуцируется и превращается в копчик).
Некоторые из этих признаков сохраняются в виде рудиментов (их более 90): аппендикс, волосяной покров, подкожные мускулы и т.д.
Вместе с тем человек имеет специфические, присущие только ему особенности:
1) прямохождение;
2) опорную стопу с сильно развитым первым пальцем;
3) противопоставление первого пальца только на руке;
4) подвижную кисть руки;
5) позвоночник с четырьмя изгибами;
6) расположение таза под углом 60° к горизонтали;
7) большой и объемистый мозг с развитой корой;
8) относительно крупные размеры лицевого отделов черепа;
9) ограниченную плодовитость;
10) плечевой сустав, допускающий движение рук с размахом почти до 180° и другие.
Палеонтологические данные.
Найдены ископаемые предки человека - древнейшие и древние люди.
Первые плацентарные млекопитающие возникли в конце мезозойской эры. От примитивных насекомоядных млекопитающих обособился отряд приматов.
Около 30 млн. лет назад появились парапитеки - небольшие животные, жившие на деревьях и питающиеся растениями и насекомыми.
От парапитеков произошли гиббоны, орангутанги и вымершие впоследствии древесные обезьяны - дриопитеки.
Дриопитеки дали три ветви, из которых две привели к шимпанзе и горилле, а третья, через ряд промежуточных форм, к человеку.
В процессе становления человека выделяют три стадии:
1) древнейшие люди;
2) древние люди;
3) современные люди.
Древнейшие люди.
Возникли около 1 млн. лет назад. Известно несколько их форм: питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек. Они отличались большими надбровными дугами, отсутствием подбородочного выступа, низким и покатым лбом. Масса мозга достигала 800 - 1000 г. Они жили в пещерах, использовали огонь, изготавливали каменные орудия.
Древние люди.
Неандертальцы появились около 200 000 лет назад. Объем их мозга возрос до 1 400 см3. У них была зачаточная речь, судя по особенностям строения нижней челюсти. Современные люди.
Появились 40 - 50 тыс. лет назад. А около 28 000 лет назад кроманьонцы окончательно вытеснили неандертальцев.
Они были высокого роста (до 180 см), с высоким лбом и объемом черепной коробки до 1600 см3. У них отсутствовал сплошной надглазный валик, имелся подбородочный выступ, и была хорошо развита членораздельная, речь. Кроманьонцы изготавливали разнообразные орудия труда из кости, камня, приручали животных и начали осваивать земледелие.
Современное человечество принадлежит к виду - Человек разумный. Внутри вида выделяют три ' большие расы: негроидную, европеоидную и монголоидную. Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, формы носа, губ и т.д. Возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям.
Надо сказать, что до сих пор бытует мнение о том, что общественная сущность людей отражает биологические закономерности («социальный дарвинизм»), а расы разделяются на высшие и низшие (расизм). Одним из появлений расизма является фашизм.
Важную роль в эволюции человека сыграли биологические и социальные факторы.
Биологические факторы.
1. Древесный образ жизни (совместное действие зрительного анализатора и руки способствовало прогрессивному развитию коры головного мозга и манипулированию предметами).
2. Стадный образ жизни (способствовал выработке сигнальных систем).
3. Способность к прямохождению (освободила передние конечности для манипулирования ими).
4. Большой объем головного мозга (материальный субстрат высшей нервной деятельности).
Социальные факторы.
1. Трудовая деятельность (сложные манипуляции рукой привели к ее функциональным и морфологическим изменениям. Рука - не только орган труда, она и его продукт).
2. Совместная трудовая деятельность (привела к совершенствованию сигнальных систем, мозга, развитию речи, изменению гортани).
3. Потребление мяса, использование огня и одомашнивание животных.
4. Расселение людей и становление общественных отношений.
При этом ведущими факторами были труд и изготовление орудий труда.
- 1. Естествознание – предмет и характеристика. Особенности курса ксе.
- 2. Наука – определение. Специфические черты.
- 3.Структура научного познания. Критерии и нормы научности.
- 5. Культура – определение и специфика. Виды культуры.
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем:
- 7. Характеристика знаний в древнем мире (Вавилон, Египет, Китай).
- 8. Естествознание средневековья (мусульманский Восток, христианский Запад).
- 9. Наука Нового времени (н. Коперник, Дж. Бруно, г. Галилей, и. Ньютон и другие).
- 10. Научные революции эпохи Возрождения.
- 11. Классическое естествознание – характеристика.
- 12. Неклассическое естествознание – характеристика.
- 13. Стадии развития естествознания (синкретическая, аналитическая, синтетическая, интегрально-дифференциальная).
- 14. Древнегреческая натурфилософия (Аристотель, Демокрит, Пифагор и др.).
- 15. Научные методы. Эмпирический уровень (наблюдение, измерение, эксперимент) и теоретический уровень (абстрагирование, формализация, идеализация, индукция, дедукция).
- 16.Научные методы: всеобщий, общенаучный и частнонаучный.
- 17. История развития взглядов на пространство и время в истории науки.
- 18. Пространство и время (классическая механика и. Ньютона и теория относительности а. Эйнштейна).
- 19.Общие и специфические свойства пространства и времени.
- 21. Естественнонаучная картина мира: физическая картина мира (механическая, электромагнитная, современная – квантово-релятивистская).
- 22.Принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира.
- 23. Структурные уровни организации материи (микро-, макро- и мегамир).
- 24.Макромир: концепции классического естествознания
- 25. Микромир: концепции современной физики.
- 26. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции
- 27. Вещество и поле. Корпускулярно-волновой дуализм.
- 28. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.
- 29. Элементарные частицы: классификация и характеристика.
- 30. Понятие взаимодействия. Концепция дальнодействия и близкодействия.
- 31. Характеристика основных видов взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое).
- 32. Основы квантовой механики: открытия м. Планка, н. Бора, э. Резерфорда, в. Паули, э. Шрёдингера и др.
- 33. Динамические и статистические законы.
- 34.Принципы современной физики (симметрии, соответствия, дополнительности и соотношения неопределённостей, суперпозиции).
- 35.Закон возрастания энтропии: 1 и 2 законы термодинамики. Энтропия мера хаоса.
- 4. Релятивистская модель Вселенной.
- 5. Модель Большого взрыва.
- 6. Модель расширяющейся Вселенной.
- 37. Внутреннее строение Земли. Геологическая шкала времени.
- 38. История развития концепций геосферных оболочек Земли. Экологические функции литосферы.
- 41. Основные законы химии. Химические процессы и реакционная способность веществ.
- 42.Равновесие в химических реакциях (Принцип Ле-Шателье ). Закон возрастания энтропии.
- 43. Биология в современном естествознании. Характеристика «образов» биологии (традиционная)
- Традиционная, или натуралистская биология.
- 44.Характеристика «образов» биологии (физико-химическая)
- 1) Метод меченых атомов.
- 2) Методы рентгеноструктурного анализа и электронной микроскопии.
- 3) Методы фракционирования.
- 4) Методы прижизненного анализа.
- 5) Использование эвм.
- 45.Характеристика «образов» биологии (эволюционная)
- 46. Концепции происхождения жизни на Земле (креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии и теория биохимической эволюции).
- 1. Креационизм.
- 2. Самопроизвольное (спонтанное) зарождение.
- 3. Теория стационарного состояния.
- 4. Теория панспермии.
- 5. Теория биохимической эволюции.
- 47. Признаки живых организмов. Характеристика форм жизни (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные).
- 48. Структурные уровни организации живой материи.
- 49. Происхождение и этапы эволюции человека как биологического вида.
- 50. Клеточная организация живых систем (структура клетки).
- 1. Животная клетка:
- 2. Растительная клетка:
- 51. Химический состав клетки (элементарный, молекулярный – неорганические и органические вещества).
- 52. Биосфера – определение. Учение в. И. Вернадского о биосфере.
- 53. Система: природа - биосфера – человек.
- 54.Влияние природы на человека (географическая среда). Влияние человека на природу (техносфера).
- 56. Понятие о живом веществе биосферы. Функции живого вещества в биосфере.
- 57. Ноосфера – определение и характеристика. Этапы и условия становления ноосферы.
- 58.Ресурсная и биосферная модели развития биосферы.
- 59.Модель устойчивой мировой системы. Законы экологии.
- 60. Физиология человека. Характеристика физиологических систем человека (нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная и пищеварительная).
- 61. Концепция здоровья. Условия ортобиоза.
- 62.Валеология – понятие
- 64.Эмоции, творчество и работоспособность.
- 65. Кибернетика (исходные понятия). Качественная характеристика информации.
- 66. Концепции самоорганизации: синергетика.
- 67.Принципы синергетики
- 68.Интеллект и искусственный разум.
- 69.Искусственный разум: перспективы развития.
- 70.Космические циклы: Гелиобиология и селенобиология.