Самостоятельная работа № 5 по теме: «Класс Двудольные семейство Пасленовые»
Цель работы: сформировать представление о растениях сем. Пасленовые и их отличительных признаках.
Задачи:
способствовать развитию у студентов представления об особенностях анатомо-морфологического строения растений относящихся к семейству Пасленовые;
способствовать развитию умения определять растения сем. Пасленовые по анатомо-морфологическим признакам в природных условиях;
способствовать развитию у студентов логического мышления и умения работать со справочной литературой;
воспитывать бережное отношение к природе и любовь к растениям.
Оборудование: иллюстрации, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, справочная литература.
Задание:
Ознакомьтесь со справочной информацией.
Рассмотрите на рисунке 1 внешнее строение представителя семейства: анатомо-морфологические особенности растений данного семейства.
Выведите формулу строения цветков по диаграмме (рисунок 2).
Определите форму и край листа, жилкование, листорасположение (рисунок 3).
Определите тип плода (рис. 4 и 5).
Ответьте на вопрос: каково о значении растений сем. Пасленовые и их применении в ландшафтном дизайне?
Семейство пасленовых (лат. Solanaceae) подразделяют на 2 подсемейства — нолановые (Nolanoideae) и собственно пасленовые (Solanoideae). Первое нередко рассматривают как самостоятельное семейство нолановые (Nolanaceae). Подсемейство нолановых относительно более примитивно, чем пасленовые. Оно включает 2 близких рода — нолана (Nolana, около 75 видов, распространенных от Перу до Патагонии и на Галапагосских островах) и алона (Alona, 5—6 видов в Чили).
Паслёновые — семейство двудольных спайнолепестных растений, содержащее много съедобных и культивируемых видов, таких как картофель, табак и томат, хотя также есть и ядовитые представители, например, дурман и белена.
Травы, прямостоячие или ползучие кустарники, а изредка небольшие деревья (виды Solanum, Dunalia и Acnistus); листья у паслёновых цельные, зубчатые, лопастные или надрезанные; в вегетативной части стебля располагаются они попеременно, а в цветоносной — попарно (обыкновенно 1 большой лист и 1 маленький); парное листорасположение обусловливается симподиальным ветвлением и совместным смещением частей; вследствие этого у некоторых паслёновых (Datura, Physalis, Solanum) стебли кажутся дихотомически или трихотомически разветвленными, ветви выходящими не из пазух, а цветки или соцветия сидячими в развилке ветвей.
Цветки собраны в соцветия-завитки, без прицветников. Цветки обоеполые, редко совершенно правильные. Чашечка сростнолистная, о 5 (редко 4 или 6-7) зубчиках, лопастях или надрезах; венчик изомерен с чашечкой, он воронковидный, блюдчатый, или колосовидный; число тычинок равно числу долей венчика, тычинки все бывают равной длины и все с пыльниками (у Atropa, Datura, Solanum, Lycium и у др.), или одна тычинка, противостоящая первому чашелистику, короче других, две же соседних тычинки длиннее всех остальных, а две задние средней длины (у Physalis, Petunia, Scopolia); у Salpiglossis только 4 тычинки с пыльниками, а, пятая тычинка, противостоящая первому чашелистику, без пыльника; у Franciscea, Brunfelsia, Browallia этой тычинки даже вовсе не бывает. Нити тычинок тонкие, только у Himerantlius булавовидно вздутые. Пыльники обращены внутрь цветка. Пестик состоит большей частью из двух плодолистиков, редко (у Nicandra, Jabo r osa) из пяти, или (у Nicotiania quadrivalvis) из четырёх, или (у Lycoperslcum esculenturn) из 10; завязь верхняя, разделенная на гнезда по числу плодолистиков: ложные перегородки появляются редко (у Datura, Solandra, Grabowskia); семяпочек в каждом гнезде помногу, и только у Grabowskia 4-6, а у Sclerophylax даже одна; завязь несет короткий, простой столбик, снабженный небольшим кружковидным или двулопастным рыльцем.
Плод — ягода или коробочка, вскрывающаяся по створкам или крышечкой. Семена более или менее почковидные, содержания мясистый белок, большей частью изогнутый зародыш. Всех видов паслёновых насчитывается до 1500, большинство их встречается в тропических и подтропических областях, преимущественно в Америке.
Рис. 1 Цветущая Brugmansia x insignis из US Botanic Garden
Рис. 2 Представители семейства Пасленовые: 1 - Скополия (Scopolia carniolica) верхняя часть цветущего растения; 2 - Дереза (Lycium vulgare) разрез через цветок; 3 - Картофель (Solanum tuberosum) цветок; 4 - он же в продольном разрезе; 5 – плод картофеля; 6 - Белена белая (Hyoscyamus albus) диаграмма цветка; 7 - диаграмма цветка петунии.
Рис. 3 Перец
Рис. 4 Tamarillos
Рис. 5 Solanum muricatum
Результат обучения: знание о строении, размножении и значении семейства пасленовых, умение определять представителей семейства в природных условиях по внешним признакам.
Ответ на задания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ на вопрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Содержание
- Раздел 1. Морфо - анатомические и физиологические особенности растений
- Самостоятельная работа № 1 по теме: «Изучение многообразия форм и видов растений»
- Самостоятельная работа № 2 по теме: «Процесс фотосинтеза»
- Изучите справочную информацию.
- Дайте сравнительную характеристику фаз фотосинтеза. Заполните таблицу.
- Ответьте на вопрос: в чем заключается значение фотосинтеза для жизнедеятельности растений и для жизни на Земле?
- Хлорофильный фотосинтез:
- Самостоятельная работа № 3 по теме: «Определение формулы цветка по диаграмме»
- Ознакомьтесь со справочной информацией (рис. 1 и 2).
- Определите формулы цветков изображенных на диаграммах на карточке - задании.
- Ответьте на вопрос: Какие функции выполняют тычинки и пестики?
- Карточка – задание
- Самостоятельная работа № 4 по теме: «Рост и развитие растений»
- Самостоятельная работа № 5 по теме: «Вегетативное размножение»
- Раздел 2. Систематика растений
- Самостоятельная работа № 1 по теме: «Отдел Зеленые водоросли»
- Ознакомьтесь со справочной информацией.
- Рассмотрите рисунок 1. Дайте названия представленным на рисунке водорослям (на русском и латинском языке).
- Ответьте на вопрос: Каково значение водорослей?
- Самостоятельная работа № 2 по теме: «Царство грибы»
- Самостоятельная работа № 3 по теме: «Отдел Лишайники»
- Практическое занятие № 4 по теме: «Отдел Моховидные»
- Самостоятельная работа № 5 по теме: «Класс Двудольные семейство Пасленовые»
- Самостоятельная работа № 6 по теме: «Класс Двудольные семейство Крестоцветные»
- Самостоятельная работа № 7 по теме: «Класс Однодольные семейство Злаковые»
- Самостоятельная работа № 8 по теме: «Класс Однодольные семейство Осоковые»
- Ознакомьтесь со справочной информацией.
- Рисунки представителей семейства Осоковые
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы