Самостоятельная работа № 7 по теме: «Класс Однодольные семейство Злаковые»
Цель работы: сформировать представление о растениях сем. Пасленовые и их отличительных признаках.
Задачи:
способствовать развитию у студентов представления об особенностях анатомо-морфологического строения растений относящихся к семейству Злаковые;
способствовать развитию умения определять растения сем. Злаковые по анатомо-морфологическим признакам в природных условиях;
способствовать развитию у студентов логического мышления и умения работать со справочной литературой;
воспитывать бережное отношение к природе и любовь к растениям.
Оборудование: иллюстрации, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, справочная литература.
Задание:
Ознакомьтесь со справочной информацией.
Рассмотрите строение растения сем. Злаковые (см. рис. 1)
По строению соцветий (рис. 2) определите вид растения.
Заполните таблицу «Значение злаковых растений»
Зла́ки (лат. Gramíneae), или Мя́тликовые (лат. Poáceae) — семейство однодольных растений, к которому относятся такие известные и давно используемые в хозяйстве растения, как пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень, просо, бамбук, сахарный тростник. Злаковые в природе расселены по всем континентам (один вид встречается даже в Антарктиде). Составляют значительную часть фитомассы во многих биоценозах, а в степях и саваннах — подавляющую часть.
Семейство злаков включает около 600 родов и 9—10 тысяч видов. Современная классификация APG II выделяет следующие подсемейства:
Arundinoideae — Тростниковые
Bambusoideae — Бамбуковые
Pooideae — Мятликовые
Panicoideae — Просовые
Centothecoideae
Chloridoideae
Stipoideae — Ковылёвые
Примечание: последние три подсемейства признаются не всеми. Так, по классификации Тахтаджяна вместо них рассматриваются Рисовые (Oryzoideae) и Полевичковые (Eragrostideae).
Как правило, злаки — многолетние травы сухих безлесных территорий, реже однолетние растения.
По типу корневой системы делятся на три формы: корневищные (пырей), рыхлокустовые (овсяница красная) и плотнодерновинные (типчак). Корневище удлиненное или укороченное, стебли при этом соответственно расставленные или сближенные.
Побеги однолетние, прямостоячие, неразветвлённые, заканчиваются соцветием. Механизма вторичного утолщения стебля нет. Ветвление происходит в зоне кущения или в области соцветия.
Стебель часто полый — соломина, — состоящий из удлиненных или укороченных междоузлий с более или менее расставленными узлами. В основании стеблей формируются пазушные почки, из которых развиваются боковые побеги. Листья очерёдные, двурядные, узкие, с незамкнутым влагалищем, имеют линейную или ланцетную пластинку с параллельными жилками. В месте перехода пластинки во влагалище имеется пленчатый язычок, у некоторых видов представленный рядом волосков; реже язычок почти незаметен или отсутствует.
Цветок с трёхлучевой симметрией, включает в себя три лепестка, три тычинки (у цинны одна, у риса шесть, у бамбуков может быть даже неопределённое число), один пестик. Чешуйки, окружающие цветок (например, у овса), называют иногда цветочной чешуёй. Соцветие, как правило, сложный колос (например, у пшеницы, ржи), у культурной кукурузы — початок (дикая кукуруза в природе до сих пор не обнаружена). Цветки невзрачные, насекомыми не опыляются.
Формула цветка: .
Рис. 1 Строение растения
Рис. 2 Строение соцветий растений
Ответ на задание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результат обучения: знание о строении и значении растений семейства Злаковые.
Значение злаковых растений
| Декоративное значение |
|
|
|
|
|
|
Лекарственное значение |
|
|
|
|
|
| |
Сельскохозяйственное значение |
|
|
|
|
|
| |
Название растения | Мятлик луговой (Poa praténsis) | Лисохвост луговой (Alopecurus pratensis) | Рис посевной (Oryza sativa) | Сахарный тростник (Saccharum officinarum L.) | Тимофеевка луговая (Phleum pratense) | Кукуруза сахарная или маис (Zea mays L. ssp. mays или Zea saccharata) )Sturtev |
- Содержание
- Раздел 1. Морфо - анатомические и физиологические особенности растений
- Самостоятельная работа № 1 по теме: «Изучение многообразия форм и видов растений»
- Самостоятельная работа № 2 по теме: «Процесс фотосинтеза»
- Изучите справочную информацию.
- Дайте сравнительную характеристику фаз фотосинтеза. Заполните таблицу.
- Ответьте на вопрос: в чем заключается значение фотосинтеза для жизнедеятельности растений и для жизни на Земле?
- Хлорофильный фотосинтез:
- Самостоятельная работа № 3 по теме: «Определение формулы цветка по диаграмме»
- Ознакомьтесь со справочной информацией (рис. 1 и 2).
- Определите формулы цветков изображенных на диаграммах на карточке - задании.
- Ответьте на вопрос: Какие функции выполняют тычинки и пестики?
- Карточка – задание
- Самостоятельная работа № 4 по теме: «Рост и развитие растений»
- Самостоятельная работа № 5 по теме: «Вегетативное размножение»
- Раздел 2. Систематика растений
- Самостоятельная работа № 1 по теме: «Отдел Зеленые водоросли»
- Ознакомьтесь со справочной информацией.
- Рассмотрите рисунок 1. Дайте названия представленным на рисунке водорослям (на русском и латинском языке).
- Ответьте на вопрос: Каково значение водорослей?
- Самостоятельная работа № 2 по теме: «Царство грибы»
- Самостоятельная работа № 3 по теме: «Отдел Лишайники»
- Практическое занятие № 4 по теме: «Отдел Моховидные»
- Самостоятельная работа № 5 по теме: «Класс Двудольные семейство Пасленовые»
- Самостоятельная работа № 6 по теме: «Класс Двудольные семейство Крестоцветные»
- Самостоятельная работа № 7 по теме: «Класс Однодольные семейство Злаковые»
- Самостоятельная работа № 8 по теме: «Класс Однодольные семейство Осоковые»
- Ознакомьтесь со справочной информацией.
- Рисунки представителей семейства Осоковые
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы