Самостоятельная работа № 6 по теме: «Класс Двудольные семейство Крестоцветные»
Цель работы: сформировать представление о растениях сем. Крестоцветные и их отличительных признаках.
Задачи:
способствовать развитию у студентов представления об особенностях анатомо-морфологического строения растений относящихся к семейству Крестоцветные;
способствовать развитию умения определять растения сем. Крестоцветные по анатомо-морфологическим признакам в природных условиях;
способствовать развитию у студентов логического мышления и умения работать со справочной литературой;
воспитывать бережное отношение к природе и любовь к растениям.
Оборудование: иллюстрации, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, справочная литература.
Задание:
Ознакомьтесь со справочной информацией.
Рассмотрите на рисунке 1 внешнее строение представителя семейства крестоцветные.
Рассмотрите рисунки 2. Определите строение растения, форму и край листа, жилкование, листорасположение
Рассмотрите рисунки 3. Определите формулу цветка по диаграмме.
Рассмотрите рисунок 4. Определите типы плодов.
Ответьте на вопрос: Каково значение крестоцветных?
Крестоцветные (Cruciferae) или Капу́стные (лат. Brassicáceae) — семейство двудольных растений, включающее в себя однолетние и многолетние травы, изредка полукустарники или кустарники.
Включает до 380 родов и более 3200 видов, распространённых гл. обр. в умеренной зоне Северного полушария. Однолетние или многолетние травы, реже полукустарнички.
Многие высокогорные виды имеют подушкообразную форму, способствующую сохранению тепла. Листья очередные, иногда только прикорневые, в розетке, цельные или перисто-раздельные, часто опушённые простыми или железистыми волосками.
Капуста является важнейшим для человека представителем этого семейства.
Листья у капустных простые, с очерёдным расположением, без прилистников. Цветки актиноморфные, реже — зигоморфные, обоеполые, с двойным околоцветником, четырёхчленные, тычинок — шесть.
Тип плода — стручок, реже стручочек, раскрывается двумя створками или ломается поперёк, иногда нераскрывающийся. Плоды разносятся ветром, животными, нередко после растрескивания стручков отлетают на значительное расстояние от растения.
Основные опылители – мухи, пчёлы, шмели, реже бабочки. Возможно самоопыление. Многие крестоцветные с древнейших времен окультурены и широко используются человеком.
Среди них различают масличные (горчица, рапс и др.), овощные (капуста, редис, репа, редька, хрен) и кормовые (брюква, турнепс) культуры, декоративные (левкой, алиссум, желтофиоль и др.) и лекарственные (желтушник раскидистый) растения; многие виды - сорняки (пастушья сумка, сурепка и др.). Наибольшее значение для человека имеет род Brassica, к которому относится ок. 35 видов, распространенных в Евразии и Северной Африке, главным образом в Средиземноморье. Этот род включает капусту и другие важные сельскохозяйственные растения. Репа (B. rapa) и брюква (B. napus) - двулетние, в основном корнеплодные культуры: первая - главным образом овощная (кормовые сорта называются турнепсом), вторая - кормовая. На корм скоту используется также их ботва.
Рапс, или кольза (B. rapus var. oleifera), и сурепица, или капуста полевая (B. campestris), - однолетние, в основном масличные культуры, из которых получают, соответственно, рапсовое и сурепное масло. Первого в семенах 30-50%; оно используется в пищу, для производства маргарина, в мыловаренной, текстильной и других отраслях промышленности. Сурепное масло (35-45% в семенах) также пригодно в пищу, но главные его потребители - мыловарение и лако-красочное производство. Жмых, образующийся после получения этих масел, идет на корм скоту, как и зеленые побеги озимого рапса. Молодые листья сурепицы пригодны для салатов.
Среди крестоцветных овощные (капуста, редька, редис, салат, репа, хрен), масличные – (рапс, горчица), кормовые (брюква, турнепс), лекарственные, красильные и декоративные растения. Имеются и злостные сорняки (пастушья сумка, сурепка и др.).
Рис. 1 Сурепка обыкновенная (Barbarea vulgaris)
Хрен обыкновенный (Armoracia rusticana Gaertn) - многолетнее крупное растение высотой 50-150 см, зеленое, голое. Прикорневые листья в розетке, на длинных черешках, продолговато-сердцевидные или овально-продолговатые (1), городчатые, очень крупные, нижние стеблевые гребневидно-перисто-раздельные (2), верхние овально-ланцетные, городчато-пильчатые, тупые, с суженным основанием (3), прицветные линейные, совершенно цельнокрайние. Цветки собраны в верхушечную кисть (4), белые, правильные, лепестков и чашелистиков по 4. Цветет в мае-июне. Плод — стручочек, продолговато-овальный, без срединной жилки на створках. Культивируется и дичает; одичавшим растет на сырых местах, по берегам водоемов, на залежах, в поселках. Растение пищевое, витаминоносное, лекарственное.
Рис. 2 Хрен обыкновенный
Рис. 3 Диаграмма цветка капусты
Рис. 4 Плоды крестоцветных: 1 — катрана морского (Crambe maritima); 2 - ярутки полевой (Thlaspi arvense); 3 — рыжика посевного (Camelina sativa); 4 — редьки дикой (Raphanus raphanistrum); 5 — лунника многолетнего (Lunaria rediviva); 6 — желтофиоля садового (Cheiranthus cheiri); 7 — пастушьей сумки (Capsella bursapastoris); 8 — брюквы (Brassica napus).
Результат обучения: знание о строении, размножении и значении растений семейства Крестоцветные.
Ответ на задания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ на вопрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Содержание
- Раздел 1. Морфо - анатомические и физиологические особенности растений
- Самостоятельная работа № 1 по теме: «Изучение многообразия форм и видов растений»
- Самостоятельная работа № 2 по теме: «Процесс фотосинтеза»
- Изучите справочную информацию.
- Дайте сравнительную характеристику фаз фотосинтеза. Заполните таблицу.
- Ответьте на вопрос: в чем заключается значение фотосинтеза для жизнедеятельности растений и для жизни на Земле?
- Хлорофильный фотосинтез:
- Самостоятельная работа № 3 по теме: «Определение формулы цветка по диаграмме»
- Ознакомьтесь со справочной информацией (рис. 1 и 2).
- Определите формулы цветков изображенных на диаграммах на карточке - задании.
- Ответьте на вопрос: Какие функции выполняют тычинки и пестики?
- Карточка – задание
- Самостоятельная работа № 4 по теме: «Рост и развитие растений»
- Самостоятельная работа № 5 по теме: «Вегетативное размножение»
- Раздел 2. Систематика растений
- Самостоятельная работа № 1 по теме: «Отдел Зеленые водоросли»
- Ознакомьтесь со справочной информацией.
- Рассмотрите рисунок 1. Дайте названия представленным на рисунке водорослям (на русском и латинском языке).
- Ответьте на вопрос: Каково значение водорослей?
- Самостоятельная работа № 2 по теме: «Царство грибы»
- Самостоятельная работа № 3 по теме: «Отдел Лишайники»
- Практическое занятие № 4 по теме: «Отдел Моховидные»
- Самостоятельная работа № 5 по теме: «Класс Двудольные семейство Пасленовые»
- Самостоятельная работа № 6 по теме: «Класс Двудольные семейство Крестоцветные»
- Самостоятельная работа № 7 по теме: «Класс Однодольные семейство Злаковые»
- Самостоятельная работа № 8 по теме: «Класс Однодольные семейство Осоковые»
- Ознакомьтесь со справочной информацией.
- Рисунки представителей семейства Осоковые
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы