1.01 Научный метод познания
Наука– сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая интерпретация объективных знаний
Научное познаниеимеет тройственную задачу, связанную сописанием,объяснением,предсказаниемвозможного поведения процессов и явлений
Научная грамотность– способность понимать достаточно хорошо, чтобы быть в состоянии следить за обсуждением спорных вопросов науки, техники и общества, а при необходимости – участвовать в нем.
Свойства научного познания:
-объективность– воспроизведение действительности такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания
- достоверность– связана с постоянной проверкой полученных результатов
-системность– стремление к целостностному охвату объекта изучения, заключающееся в исследовании явлений и объектов как части целостностной системы и сведению многообразных типов связей элементов системы в единую теоретическую картину
Методы научного познания:
-наблюдение– преднамеренное и целенаправленное изучение объектов и явлений, опирающееся на чувственные способности человека
-эксперимент– изучение объекта или явления путем активного, целенаправленного, строго контролируемого воздействия исследователя на изучаемый объект или явление.
Эксперимент непременно должен обладать качеством воспроизводимости.
- измерение– определение количественных значений, свойств и сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных средств. Это достигается совокупностью операций по определению отношения одной(измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу.
-дедукция– способ рассуждения или метод движения знаний от общего к частному
-индукция– способ исследования и рассуждения, в котором общий вывод строится на основе обобщения частных посылок
-анализ– мысленное или реальное расчленение, разложение объекта на составные элементы в целях всестороннего изучения
-синтез– соединение, ранее выделенных частей предмета, в единое целое
-абстрагирование– отвлечение от ряда, несущественных для данного исследования, свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений
-моделирование– изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон
-гипотеза– интуитивное научное предположение о природе наблюдаемых явлений, основанное на анализе экспериментальных данных
-научный закон– многократно экспериментально проверенная и подтвержденная гипотеза переходит в разряд научных законов
-научная теория– это группа научных законов, описывающая совокупность родственных явлений с единой точки зрения.
Требования к гипотезам, законам, теориям:
- они должны соответствовать принципу верификации(верификация – эмпирическое подтверждение теоретических положений науки)
- они должны соответствовать принципу фальсифицируемости(опровергаемости) суть которого заключается в том, что из теоретических положений должны выводиться положения, поддающиеся проверке, и должен быть возможен результат эксперимента, демонстрирующий неверность теории.Принцип фальсифицируемости научных положений, т.е. их свойство быть опровергнутыми на практике, является критерием статуса научной или ненаучной теории.
Принцип соответствия– теория, справедливость которой была экспериментально подтверждена для той или иной категории явлений, с разработкой новой, более общей теории, не устраняется как нечто неверное. Новая теория не отвергает старую, а лишь устанавливает границы ее применимости. Она совпадает со старой в рамках указанных границ.
Примеры:
Квантовые эффекты существенны лишь при рассмотрении объектов, сравнимых с постоянной Планка(это микромир). При рассмотрении макроскопических объектов, их квантовые свойства оказываются несущественными, и квантовая механика переходит в классическую механику.
Специальная теория относительности переходит в классическую механику, если скорости движения тел много меньше скорости света. Это и определяет границы применимости классической механики.
- Основные положения по курсу «Концепции современного естествознания» (требование государственного общеобразовательного стандарта)
- 1.01 Научный метод познания
- 1.02 Естественнонаучная и гуманитарные культуры
- 1.03 Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)
- 1.04 Развитие представлений о материи
- 1.05 Развитие представлений о движении
- 1.06 Развитие представлений о взаимодействии
- 2.07 Принципы симметрии, законы сохранения
- 2.08 Эволюция представлений о пространстве и времени
- 2.09 Специальная теория относительности (сто)
- 2.10 Общая теория относительности (ото)
- Дополнение к ото – «черные дыры»
- 3.11 Микро-, макро-, мегамиры
- 3.12 Структуры микромира
- 3.13 Химические системы
- 3.14 Особенности биологического уровня организации материи
- 1 Системность живого
- 2 Клетка
- 3 Иерархическая организация биологических систем
- 4 Иерархическая организация природных экологических систем
- 5 Элементы - органогены
- 6 Макроэлементы
- 7 Микроэлементы
- 8 Углерод
- 10 Симметрия и асимметричность живого
- 11 Основные свойства живых систем
- 12 Гомеостаз
- 13 Фермент
- 4.15 Динамические и статистические закономерности в природе
- Соответствие динамических и статистических теорий.
- 4.16 Концепции квантовой механики
- 4.17 Принцип возрастания энтропии
- 3. Возможные формулировки второго начала термодинамики:
- 4.18 Закономерности саморегуляции. Принципы универсального эволюционизма
- 5.19 Космология (мегамир)
- 5.20 Геологическая эволюция
- 5.21 Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем)
- 5.22 Эволюция живых систем
- 5.24 Генетика и эволюция
- 6.25 Экосистемы (многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы)
- 6.26 Биосфера
- 6.27 Человек в биосфере
- 6.28 Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)