1.02 Естественнонаучная и гуманитарные культуры
Наука– раздел культуры
Естествознание– комплекс наук о природе
Естественные науки:
-исследуют повторяющиеся (типичные), универсальные процессы в природе
-истолковывают явления
-характеризуются упором на строгообъективнуюколичественную оценку изучаемых явлений
Систему естественных наук можно представить в виде иерархической лестницы, каждая ступень которой является фундаментом для следующей науки, основывающейся на данных предыдущей: физика,химия,биология .Это обусловлено тем, что химические свойства веществ однозначно определяются физическими свойствами атомов и молекул, которые описываются в таких разделах физики, как термодинамика, электромагнетизм и квантовая физика, а биологические явления невозможно рассматривать вне связи с химическими и физическими факторами.
Примеры дифференциацииестественных наук: физика твердого тела, физика плазмы, органическая химия.
Примеры интеграцииестественных наук: биофизика, биохимия, астробиология.
Математика играет роль универсального языка естествознания, предназначенного не только для лаконичной записи различных утверждений, но и выступает в качестве аппарата – особого приема исследования и обобщения опытного материала.
Гуманитарные науки(гуманитарно-художественная культура) исследуют рациональное и эмоциональное поведение людей и их установки, которые необходимы для социального, культурного, политического и экономического взаимодействия.
В гуманитарных науках (в отличие от естественных наук):
-нестрогий образный язык
-изучаются явления, вероятность повторения которых мала
-предмет изучения всегда историчен
-выделение индивидуальных свойств изучаемых предметов
-сложность (или невозможность) верификации и фальсификации
-знание субъективно (различие этических, эстетических, религиозных и др. взглядов приводит к тому, что осуществляется индивидуальная оценка явлений, результатом чего и является многовариантность представлений, оценок и позиций по исследуемому явлению).
Отличительные черты псевдонауки:
-фрагматичность (несистемность) – отсутствие определенной системы псевдонаучных знаний, вследствие чего из них не выстраивается цельная картина мира
-некритический подход к исходным данным (часто, в качестве последних выступают рассказы, пересказы «очевидцев», мифы, легенды)
-невосприимчивость к критике
-отсутствие общих законов
-неверифицируемость и нефальсифицируемость псевдонаучных данных.
Примеры псевдонаук:
- астрология: занимается изучением зависимости судьбы человека от положения планет
-уфология: занимается поисками внеземных цивилизаций
-парапсихология: предметом ее изучения является взаимодействие человека с потусторонним миром
-девиантная наука: в рамках ее имеют место фальшивые археологические находки.
- Основные положения по курсу «Концепции современного естествознания» (требование государственного общеобразовательного стандарта)
- 1.01 Научный метод познания
- 1.02 Естественнонаучная и гуманитарные культуры
- 1.03 Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)
- 1.04 Развитие представлений о материи
- 1.05 Развитие представлений о движении
- 1.06 Развитие представлений о взаимодействии
- 2.07 Принципы симметрии, законы сохранения
- 2.08 Эволюция представлений о пространстве и времени
- 2.09 Специальная теория относительности (сто)
- 2.10 Общая теория относительности (ото)
- Дополнение к ото – «черные дыры»
- 3.11 Микро-, макро-, мегамиры
- 3.12 Структуры микромира
- 3.13 Химические системы
- 3.14 Особенности биологического уровня организации материи
- 1 Системность живого
- 2 Клетка
- 3 Иерархическая организация биологических систем
- 4 Иерархическая организация природных экологических систем
- 5 Элементы - органогены
- 6 Макроэлементы
- 7 Микроэлементы
- 8 Углерод
- 10 Симметрия и асимметричность живого
- 11 Основные свойства живых систем
- 12 Гомеостаз
- 13 Фермент
- 4.15 Динамические и статистические закономерности в природе
- Соответствие динамических и статистических теорий.
- 4.16 Концепции квантовой механики
- 4.17 Принцип возрастания энтропии
- 3. Возможные формулировки второго начала термодинамики:
- 4.18 Закономерности саморегуляции. Принципы универсального эволюционизма
- 5.19 Космология (мегамир)
- 5.20 Геологическая эволюция
- 5.21 Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем)
- 5.22 Эволюция живых систем
- 5.24 Генетика и эволюция
- 6.25 Экосистемы (многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы)
- 6.26 Биосфера
- 6.27 Человек в биосфере
- 6.28 Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)