logo
УЧЕБНИК

Введение

Экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой их обитания. Такое понимание, как и название науки, принадлежит немецкому зоологу Эрнсту Геккелю. Термин впервые был им употреблен в работе «Всеобщая морфология организмов» (1866). Эта работа была написана под влиянием вышедшей в 1859 году книги Ч.Дарвина «Происхождение видов», поэтому, по Геккелю «экология – это наука о “домашнем быте” живых организмов, она призвана исследовать все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как “борьбу за существование”.

В современном понимании экология – это наука об организмах и надорганизменных системах, которые взаимодействуют друг с другом и образуют с окружающей средой некое единство, в пределах которого осуществляется процесс трансформации энергии и органического вещества. Такими системами являются популяции, сообщества и биосфера в целом.

В своем историческом развитии экология прошла большой путь, на котором можно выделить следующие периоды (по Л.А.Кузнецову, 2002).

1. Период зарождения экологии (конец XVIII – первая половина XX вв.).

Сочинения, обобщающие экологические знания, приобретают самостоятельное значение. Таковы работы Вильденова и особенно Гумбольдта, в которых – несомненные истоки экологии. Не случайно появляется термин «эпирреология» О.П.Декандолля (синоним экологии растений), а позднее и «этология» (Сент-Илер). Формулируются первые законы и принципы экологии (Либих, Глогер, Бергман, Бергхаус, Скоу и др.). В России Рулье раскрывает основное содержание новой науки, а его ученик Северцов описывает ряд важных закономерностей. Продолжается развитие организмо-центрической парадигмы, хотя уже существуют исследования ценотического уровня.

2. Период формирования науки экологии (середина XIX – первая треть XX вв.).

Сложившиеся ранее условия обособления экологии реализуются Дарвиным, описавшим много экологических факторов и закономерностей, его последователем Геккелем, предложившим термин «экология» и раскрывшим его содержание. Собственно экологические сочинения публикуются Алленом, Миддендорфом, Бекетовым, Вармингом, Раункиером и др. Видимо не случайно, что одновременно с термином «экология» (1866) вводится в обиход термин «геоботаника» (Гризебах и Рупрехт), а несколько позже (1877) – термин «биоценоз» (Мебиус). За этим стоит формирование фитоценологии (Коржинский, Пачоский, Сукачев, Харпер, Гамс, Браун-Бланке, Раменский, Клементс и др.), представлений о социальной жизни животных (Шелфорд, Зернов, Кашкаров, Элтон и др.). Формируется синэкология, дальнейшее развитие которой привело к возникновению учения об экосистеме (Тенсли), корни которого в работах Докучаева, Морозова, Аболина, Тинемана, Фридерикса и др.

В конце периода вычленяется самостоятельная область экологии, посвященная популяциям – демэкология. Разрабатывается, но пока не получает признание учение Вернадского о биосфере и ведущей роли живого вещества.

Таким образом, сформировались основные направления экологии, были заложены общие представления о функционировании биосистем и биокосных систем разных уровней организации. Начинается формирование современной экологической парадигмы, основанной на учении Вернадского.

3. Период развития экологии (середина – конец XX в.)

Этот период связан с углублением теоретических представлений об основных объектах науки, изучением их организации и функционирования, прежде всего вещественного и энергетического обмена в норме и при нарушениях, в том числе антропогенных. Получает признание учение о биосфере и ноосфере. Активно развиваются прикладные экологические дисциплины, опирающиеся на фундаментальную экологию и обеспечивающие возможность формирования искусственных ценозов и экосистем, защиту природы и окружающей среды человека. Формируются новые области экологии – глобальная экология, экология человека, социальная экология и др.

4. Современный период (конец XX - начало XXI вв.).

Развитие экологии как науки интенсивно продолжается на всех уровнях. Структура ее усложняется, а связи с другими дисциплинами становятся многообразнее. Экологическая парадигма, основанная на признании ведущей роли живого в вещественном и энергетическом обмене биосферы получает широкое признание. Значимость экологии в жизни общества возрастает и становится основой устойчивого развития в мире.

На современном этапе развития экологии растет социальная роль экологических знаний, ясно осознана опасность экологического кризиса, возможности катастрофических неравновесных преобразований планетарной системы в связи с интенсивной хозяйственной деятельностью человека. Возможности предотвращения такого кризиса могут быть найдены только на основе развития экологических знаний.

Как учебный предмет общая экология включает 4 основных раздела:

Аутэкология, факториальная экология, учение об экологических факторах;

Демэкология, экология популяций, популяционная экология;

Синэкология, экология сообществ и экосистем, биогеоценология;

Основы учения о биосфере, глобальная экология.

Кроме этого, выделяют частные направления по экологической специфике отдельных групп организмов (экология насекомых, экология бактерий, экология растений и т.д.)