logo
allbest-r-00051009 / 51009

Биосоциальные основы поведения

В книге “Происхождение человека и половой отбор” Дарвин пишет: “Мы наблюдали, что рассудок и интуиция, разнообразные чувства и способности, такие, как любовь, память, внимание, любопытство, подражание, сообразительность и др., которыми гордится человек, можно обнаружить в зачаточном, а иногда даже и в хорошо развитом состоянии у низших животных”.

Наше поведение почти также, как и наш облик, несет в себе много черт, унаследованных как от близких предков, так и более далеких. Это роднит нас со всеми, что живет на Земле. Без учета этих связей многие наши пристрастия странны для окружающих и необъяснимы для нас самих.

Поведение животных выражается в таксисах, рефлексах, инстинктах. Инстинкт - совокупность наследственно обусловленных актов поведения. Обычно инстинкт противопоставляется разуму, обучению, как врожденное поведение - приобретенному.

Инстинкты часто рассматриваются как синоним всего дурного. Их рекомендуется скрывать и подавлять. Им противопоставляются мораль и разум. Но в биологии инстинкты - это врожденные программы поведения. Животные рождаются с этими программами. В процессе эволюции происходит изменение и совершенствование этих программ.

История концепции инстинкта переплетается с концепцией произвольного поведения и нашей ответственности за свои действия.

Платон и большинство древнегреческих философов рассматривали поведение человека как результат рациональных и произвольных процессов, когда индивидуумы свободны в выборе любого пути действия, который диктует их разум. Этот подход назван рационализмом. Он существует и по сей день.

В XIII столетии Фома Аквинский писал:”Человек имеет чувственное желание и рациональное желание, или волю. Его желания и поступки не определяются только чувственными ощущениями, как у животного. Он обладает способностью к самоопределению, благодаря чему имеет возможность действовать или не действовать... Воля детерминирована тем, что разум считает полезным, - рациональной целью. Это тем не менее не принуждение: принуждение существует там, где организм неизбежно детерминирован внешней причиной. Человек свободен, поскольку он рационален, поскольку он не вовлекается в действие внешней причиной без его согласия и поскольку он может выбирать средства достижения полезного эффекта, или цели, которую поставил его разум”.

Фома Аквинский считал, что поведение животного строго детерминировано чувственными желаниями, хотя он, по-видимому, и допускал, что животное способно к некоторой элементарной рассудочной деятельности.

Рене Декарт в работе “Страсти души” (1649) писал, что животные -это механические автоматы, тогда как поведение человека находится под двояким влиянием: механического тела и рационального разума.

Представление об инстинкте как первичном двигателе поведения было использовано такими психологами, как Фрейд (1915) и Мак-Дугалл (1908).

Фрейд представлял себе поведение как результат взаимодействия двух основных энергий: силы жизни, лежащей в основе человеческой активности, направленной на самосохранение и продолжение жизни, и силы смерти, определяющей агрессивные и разрушительные действия человека. Фрейд рассматривал эти силы жизни и смерти как инстинкты, энергия которых требует внешнего выражения или разрядки.

Согласно Мак-Дугаллу, инстинкты - это иррациональные и непреодолимые начала поведения, которые направляют организм к достижению его целей. Он выделял несколько инстинктов и сопровождающие их эмоции: бегство и страх, отвергание и отвращение, любопытство и удивление, драчливость и гнев.

Дарвин рассматривал инстинкты как сложные рефлексы, сформированные из отдельных поведенческих актов, которые являются продуктами естественного отбора. Идеи Дарвина послужили основой для представлений классической этологии, которые были сформулированы Лоренцом и Тинбергеном.

Данные, накопленные этологией и генетикой поведения, привели к отказу от противопоставления инстинкта и разума и к созданию современной концепции генетически обусловленного поведения. Мы теперь лучше понимаем, что все типы поведения представляют собой результат генетических и средовых взаимодействий.

Инстинктивное поведение сформировано на основе комплексов фиксированных действий, которые запускаются специфическими сигнальными раздражителями (знаковыми стимулами).

Комплексы фиксированных действий (КФД) являются объектом исследования этологов.

КФД являются стереотипными, жесткими, предсказуемыми и высокоорганизованными последовательностями актов, которые проявляются у всех представителей данного вида, вызываются простыми, но высокоспецифичными стимулами. Примеры КФД: разевание клюва у птенцов, выбрасывание языка у лягушки и ловля насекомого, демонстрации при ухаживании и агрессии у птиц.

Важная роль в формировании поведения, в полноценном физическом и психическом развитии принадлежит играм. Игры - это тренировка, проверка выполнения программ поведения: как подходить к своим, как действовать с половым партнером, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать.

Лишенные игр детеныши животных вырастают агрессивными, трусливыми. Им трудно образовывать пары, жить в мире в стае; плохо приходится и их детенышам.

Большинство игр - вариации на три главные темы:

1) “Хищник-жертва” - один убегает, другой ищет, догоняет, ловит;

2) “Брачные партнеры” - ритуалы знакомства, ухаживания, спаривания;

3) “Родители-дети” - кормление, защита, согревание, чистка.

При этом обязательна смена ролей.

Игры наших детей: догонялки, прятки, в пап и мам, уход за куклами, борьба, игры в войну - все это темы, общие с поведением животных.

Множество инстинктов унаследовал от своих животных предков человек. Многие из них не исчезнут никогда, потому что они нужны, по-прежнему служат, составляя фундамент новой рассудочной деятельности.

У ребенка можно наблюдать сотни инстинктивных действий: сосание молока (очень редко этот инстинкт бывает нарушен, и тогда ребенка научить сосать невозможно); прижимает теплый пушистый предмет; хватает палец, и ребенка можно поднимать - не отпустит; реакция на лицо матери; ловля ногами погремушки; улыбка для своих, на чужих хмурится, кричит, машет; проба всех предметов на вкус; подбирание всяких предметов с земли; цепляние за хвост-юбку матери; отношение к собственности -отнимает у других и не отдает свое (и это не жадность).

Дети любят качели - это наследие брахиации у приматов. Дети боятся темноты - наши предки были дневными животными, ночь для них была полна опасностей. Дети пугаются маски леопарда - два желтых горящих кружка с черными зрачками: это был один из самых опасных хищников.

Страшные образы в мультфильмах, сказках, в играх - это игровое узнавание хищников и других опасностей, проверка врожденных реакций на них. Если эти образы мы им не даем, они их сами придумывают.