Природа наслаждений
Стратегия поведения организмов определяется стремлением выжить. Под этим стремлением понимается комплекс поведенческих реакций, направленных на улучшение условий среды обитания, добычу пищи, продолжение рода, избегание угрожающих ситуаций, соблюдение некоторых гигиенических навыков и многое другое (М.Мыслободский,”Удовольствие - инструмент эволюции”, Наука и жизнь).
Все они, а среди них есть множество занятий не то что сложных, а просто обременительных, по разным причинам могли бы остаться невыполненными, если бы не подкреплялись ощущением приятного. Поразительный дар эволюции состоит в том, что мозг фиксирует в качестве награды все то, что было выполнено организмом в качестве полезного.
Следовательно, удовольствие - один из инструментов эволюции, элемент механизма выживания. Поэтому утрата ощущения приятного, отказ от удовольствий, доставляемых жизнью, бывают равносильным отказу от самой жизни, как это бывает при некоторых психических заболеваниях, когда наступает потеря того, что известный японский писатель Рюноскэ Агутагава, покончивший с собой, в предсмертном письме назвал “инстинктом жизни, животной жаждой”.
Стремление человека познать самого себя невозможно без анализа структуры наслаждений. Эта задача сейчас становится едва ли не диагностической, продиктованной практическими потребностями врачевания. Впрочем за 20 столетий до Рождества Христова призывы знаменитой “Песни арфиста” - “Умножай еще больше свои наслаждения, не давай своему сердцу огорчаться...” - имели выраженный профилактический подтекст.
Но так же, как и прежде, одной из серьезнейших загадок сфинкса эмоций и сегодня остается: “Что есть наслаждение?”
В европейской философии этот вопрос был поставлен, видимо, не ранее IV столетия до н.э., но науке о гедонизме (от греческого hedone - удовольствие) не повезло с самого начала, так как удовольствие рассматривалось чаще всего как антипод боли. Гедония считалась следствием отсутствия страданий.
От Аристиппа до естествоиспытателей XIX века о наслаждениях сказано немало. Но только современная нейрофизиология получила возможность искать экспериментальное решение природы наслаждений. Оказалось, что вводя в мозг электроды и раздражая различные центры, можно управлять поведением животного в довольно широком диапазоне, превращая, например, ласкового, ленивого кота в агрессивного зверя, а сытое животное побуждать искать пищу. Это значило, что мозг располагает центрами, управляющими эмоциональными реакциями.
Опыты на крысах американских исследователей Олдса и Милнера, в которых животные сами нажимали на педаль, вызывая раздражение некоторых участков своего мозга, не обращая при этом внимания ни на вкусную пищу, ни на особей противоположного пола, ни на сигналы опасности, показали, что центры наслаждений действительно существуют. Стоило передвинуть электроды порой на доли милиметра, как они попадали в зоны, раздражение которых вызывало панический ужас и расценивалось животными как наказание.
Некоторые люди получают удовольствие в отказе от того, что большинство из нас считают удовольствием, - это аскеты. Другие находят удовольствие в страдании - это мазохисты. Такой отход от обычных представлений о “награде” основан на индивидуальном опыте - научении или запоминании.
- Смоленский институт бизнеса и предпринимательства
- Тема 1.3. Физика как целое
- Тема 2.4. Основные концепции и перспективы биологии
- ... Различие между гуманитарными и естественными науками, столь резкое в средние века, ныне не принципиально, а, скоре, стадиально
- Этапы развития естественно-научного мышления. История естествознания
- Развитие физико-химической биологии
- Панорама современного естествознания и его незавершенность.
- Литература
- Раздел 1. Физика глазами гуманитария: образы физики Пространство, время и материя в контексте культуры
- Литература
- Тема 1.1. Физика необходимого Мир дискретных объектов - физика частиц
- Состояние физической системы и его изменение со временем
- Импульс, энергия и момент системы как меры движения
- Мир непрерывных объектов - физика полей (континуум)
- Сплошная среда и упругие волны
- Взаимодействие: концепции близкодействия и дальнодействия
- Электромагнитное поле и электромагнитные волны
- Интерференция, дифракция и поляризация света
- Литература
- Тема 1.2. Физика возможного Мир микрообъектов - квантовая физика
- Атомы, молекулы, кристаллы
- Периодический закон Менделеева
- Квантовые переходы и излучение
- Атомы и молекулы
- Мир реальных макрообъектов - статистическая физика
- Тепловое равновесие и флуктуации. Неравновесные состояния и релаксация
- Тепловая физика: от Карно к Гиббсу
- Энергия, температура, энтропия
- Ближний и дальний порядки в природе
- Микропорядок и макропорядок. Ближний и дальний порядок
- Фазовые переходы и симметрия
- Необратимость - неустранимое свойство реальности. Стрела времени
- Литература
- Тема 1.3. Физика как целое Иерархия структур природы
- Микромир
- Физический вакуум как реальность
- Макромир
- Мегамир Звезды. Галактики. Вселенная
- Вариационные принципы
- Принцип дополнительности
- Принципы симметрии и законы сохранения
- Литература
- Тема 1.4. От физики существующего к физике возникающего Современная физическая картина мира
- Креативная роль физического вакуума
- Этапы эволюции горячей Вселенной, неоднозначность сценария и антропный принцип
- Происхождение галактик и Солнечной системы
- Земля: происхождение и динамика геосфер
- Роль живых организмов в эволюции Земли
- Литература
- Раздел 2. Жизнь От атомов к протожизни. Неорганические и органические соединения и их многообразие
- Кислоты, основания, соли
- Химия жизни
- Особенности биологической формы организации материи. Молекулы живых систем
- Матричный синтез. Информационные макромолекулы
- Тема 2.1. Живые системы
- Принципы взаимодействия организма и среды обитания
- Принципы воспроизводства и развития живых систем
- Клеточное строение организмов. Принципы структурной организации и регуляции метаболизма
- Жизненный цикл клетки
- Единство и многообразие клеточных типов
- Дифференциация и интеграция функций в организме
- Размножение и развитие организмов
- Смерть и ее биологический смысл
- Многообразие биологических видов — основа организации и устойчивости биосферы
- Принципы систематики и таксономии
- Планы строения и принципы функционирования представителей основных таксонов
- Эволюционное и индивидуальное развитие. Онтогенез и филогенез
- Генетика и эволюция
- Литература
- Тема 2.2. Человек: организм и личность
- Положение человека в царстве животных
- Отличительные особенности человека
- Мозг и высшая нервная деятельность
- Природа агрессии
- Природа наслаждений
- Биосоциальные основы поведения
- Половое поведение человека
- Происхождение человека
- Этапы антропогенеза
- Биологические предпосылки и факторы антропогенеза
- Проблемы цефализации
- Биосоциальная природа человека
- Экология и здоровье. Биополитика
- Литература
- Тема 2.3. Биосфера и цивилизация
- Круговороты вещества и энергии
- Биосфера
- Эволюция биосферы
- Ресурсы биосферы
- Пределы устойчивости биосферы
- Биопродуктивность биосферы
- Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Антропогенные воздействия на биосферу
- Экологический кризис и пути его преодоления
- Принципы рационального природопользования
- Охрана природы
- Экология человека
- Социальная экология
- Антропоцентризм, биоцентризм и решение социальных проблем
- Пути развития экономики, не разрушающей природу
- Экологическое право
- Что мы можем сделать для сохранения жизни на Земле
- Человек, биосфера и космические циклы
- Литература
- Тема 2.4. Основные концепции и перспективы биологии
- Тема 3.2. Принципы синергетики, эволюционная триада и системный подход
- О направлении самопроизвольных процессов
- Критерий устойчивости систем, далеких от равновесия
- Порядок и энтропия
- Механизмы эволюции
- Литература
- Тема 3.3. Качественные методы в эволюционных задачах Начала нелинейного мышления. Пространства состояний системы и динамическая модель
- Диссипативные системы вдали от равновесия
- Литература
- Тема 3.4. Динамический хаос - фундаментальное свойство реальности
- Литература
- Тема 3.5. Самоорганизация в живой и неживой природе
- Информационные аспекты синергетики
- Литература
- Заключение
- Литература