Игры и игрушки
Давно известно, что первые игрушки младенца — погремушки. Накопилось и у нашего первенца их довольно много — дарили родные и знакомые. Но почему-то они очень недолго занимали сынишку: постучит он ими по кроватке и бросает через минуту. А вот Маша-неваляша, издающая мелодичные и нежные звуки, надолго стала его любимицей. Может быть, секрет здесь был именно в разнице звуков: однообразно шуршащие "погремушечьи разговоры" ребенку надоедали, а чистый, тонкий перезвон Маши-неваляши привлекал и радовал его как голос знакомого человека. Потом мы заметили, что детишки к звукам прислушиваются очень рано, а затем пробуют извлекать их сами с помощью разных предметов: стуча ложкой по кружке, крышкой о кастрюлю и т. д. Наверное, в это время были бы хороши музыкальные игрушки типа ксилофона — только с хорошими, чистыми тонами. К сожалению, в продаже их нет, а мы сами подумали об этом поздновато — ребятишки уже подросли. А вот другое мы обнаружили довольно рано и широко пользовались этим "открытием" в играх со всеми своими малышами. Мы заметили, что ярким и привлекательным игрушкам сын явно предпочитал всякие неигрушечные вещи: разную посуду, дуршлаг, сбивалку-венчик, ершик, крышки, корзинки, нитки, кусочки разной материи, катушки, молотки, колеса, палочки, а из игрушек его больше всего привлекали крупные пластмассовые детали конструктора, кубики...
Постепенно мы поняли, в чем дело. Ну, конечно, малыши предпочитают те предметы; которыми можно что-то делать или манипулировать (надевать — снимать, открывать — закрывать, вкладывать — вынимать, выдвигать — задвигать, возить, кружить, качать, катать и т. п.), причем множество раз и разными способами. Видимо, игрушки быстрее исчерпывают себя в этом отношении. К тому же малыши очень рано пытаются подражать старшим, потому тянутся к тем вещам, которыми пользуются окружающие, и пытаются копировать их движения, их действия.
Заметив все это, мы старались удовлетворить эту потребность ребенка: я пишу или читаю — и у сына, который сидит за столом на высоком стульчике, тоже лист бумаги и карандаш или детская книжка; мама посуду моет, а дочка кладет ложки в мыльную воду. Иногда попадают туда и чистые — ничего, главное, что-то полоскать в воде "как мама". Мы терпели некоторые убытки во времени: надо было вытирать лишние лужи, больше убирать после совместного "труда", но мы шли на это, потому что было интересно наблюдать, как такой кроха чему-то учится.
Л. А.: А еще мы играли, обязательно выкраивая для этого время. И любимой игрой, как и у всех детишек, уже до года становились прятки.
Вот прыгнула ложка в мыльную воду:
— Люба, где ложка? Нету!
Дочка и в третий, и в пятый, и в десятый раз не устает удивляться: куда же делась ложка? Потом шарит ручкой в воде, и вот она! В глазах изумление и восторг.
Иногда я хитрила: незаметно вынимала ложку и прятала ее за мисочку. Снова маленькая ручка ловит что-то в воде, но ничего не находит. Недоумение, почти обида.
— Любаша, а посмотри-ка сюда. — Показываю ей кончик ложечки из-за миски. — Ага, нашлась!
Очень любят малыши и сами прятаться. Для этого достаточно отгородить ребенка пеленочкой или набросить на него пеленку сверху и сказать:
— Ку-ку! Где Любочка? Вы не видели Любашу? — Малышка замирает на несколько секунд. Для нее это так удивительно: мир мгновенно исчез из глаз. Зато сколько радости приносит каждый раз новое открытие этого удивительного мира. Когда малыш все свободнее ползает, а потом ходит, он уже пытается спрятаться сам за стул, за кресло, под стол. При этом он не заботится, чтобы не быть видным (иногда прячет одну голову), главное для него — самому не видеть. Тут уж надо игру не испортить:
— Любочка, где Любочка? Куда она убежала?.. — И искать совсем не в том месте, где сидит дочка, а потом, после долгих стараний, наконец найти ее, замирающую от волнения и счастья. Эта игра неизменно вызывает бурю переживаний. Может быть, это шаги к первым самостоятельным решениям, к проявлениям терпения и выдержки. А может быть, это подготовка к будущим расставаниям и встречам?
Когда играешь с детьми, начинаешь лучше их чувствовать и понимать. Именно благодаря игре мы обнаружили, например, что детишки инстинктивно ищут для себя какое-то небольшое пространство: любят забираться под столы, кровати, стулья, в какие-нибудь укромные уголки — им там как-то уютнее, соизмеримее, что ли, с их размерами. Когда ребята постарше сооружали из больших поролоновых подушек с кресел лабиринты и "квартиры" со множеством маленьких "комнаток", как же нравилось там прятаться и "жить" ползункам. И мы не запрещали детям сооружать "дома", "подводные лодки" и "космические корабли" под столами, за креслами и даже в "гнездышке" из старой раскладушки под потолком.
Поняли мы и еще одну очень важную вещь, которая нам впоследствии помогла играть и с более старшими детьми: игра не терпит принуждения и фальши. Взрослый только тогда "принимается" детьми в игру, когда играет всерьез, то есть так же переживает, чувствует, радуется, живет игрой, а не снисходит к детям и их "пустяковым занятиям" с какой-то там дидактически-воспитательной целью. Этому научиться нелегко, но надо, потому что, общаясь с детьми, надо знать их язык — язык фантазии и игры. Учатся же они понимать нас, почему же и нам у них не поучиться? Так скорее выработается общий язык, который так нужен для дальнейшего взаимопонимания с собственным ребенком.
Мы этому тоже учились. Часто не получалось: то говоришь каким-то назидательным тоном ("Что ты позабыл сделать?", "Что надо сказать, когда выходишь из-за стола?"), то начинаешь повторять, как попугай ("Ты слышишь или нет?", "Сколько тебе повторять?", "Долго мне ждать?"), то вдруг впадаешь в сюсюканье ("Кто у нас такой холесенький да пригозенький?", "Ты уже кушаньки захотел?"). Понемногу мы освобождались от этих фальшивых нот и приобрели язык простой и искренний. В то же время выпустили на волю и свою собственную фантазию из клетки взрослых представлений и ограничений. Мы попробовали фантазировать вместе с детьми.
Как-то у Юли пропал из готовальни циркуль: я им чертила, а потом он куда-то исчез.
— С твоей помощью исчез? — спрашиваю я.
— Ну, мама! — возмущается и смущается Юля одновременно.
Проходит день, два... На третий день в кухню, где собралась вся детвора, входит папа и говорит с озабоченным видом:
— Иду я сейчас по комнате, вдруг слышу: кто-то плачет, да так горько-горько. Смотрю — вот он, маленький, жалуется на какую-то девочку и про готовальню что-то пищит...
Все ребята, даже старшие, широко раскрыли в ожидании глаза: что же дальше?
— Я идти хочу; а он за ноги цепляется — я чуть не споткнулся! — и говорит: "Возьми меня с собой, пожа-а-алуйста, я домой хочу, к маме-готовальне, ей без меня плохо".
Все весело хохочут, Юля краснеет, но смеется вместе со всеми и, взяв у папы циркуль, сразу кладет его на место, в готовальню.
Мы вспоминаем сейчас, как мы были (да и бываем еще!) беспомощны в подобных случаях, когда начинаем упрекать:
— Опять на место не положила!
— Сколько же можно?!
— Ну и растеряха ты у нас! и т. д. и т. п.
А результат? Обида, слезы и упрямое: "Ну и пусть!", "Ну и не надо! Да, я такая! Такая! Такая!", "Ну и пусть!"
Б. П.: Вы спросите: при чем здесь годовалый малыш? А при том, что, чем раньше начинать, тем лучше.
- Книга взята с сайта http://nkozlov.Ru
- Б.И л. Никитины.
- Мы и наши дети
- Мы и наши родители
- Часть 1: так мы начинали От авторов
- Под одной крышей
- Холод — доктор, холод — друг
- А каша тут ни при чем
- Плохая" мама и "хорошая" бабушка
- Без ходунков
- "А кирпич вкусный?"
- Сообразил!
- Про штанишки
- И поесть спокойно не дадут!
- Заботливый наш сынишка
- Помощник не в шутку, а всерьез
- В бабушкином "раю"
- Приходится расхлебывать
- Послесловие
- Часть 2 наша семья
- Предсказания не сбываются
- Как мы начинали
- Споры, ссоры
- Трудное наше счастье
- Главная забота — здоровье
- Первый час, первый день
- Проблема пеленок
- Он голодный!
- Кормить ли ночью?
- Учимся понимать ребенка
- Холод — доктор
- Как было раньше
- Холод - друг
- Воздушные ванны
- И на солнышко
- Не заболеем
- Физкультура с пелёнок и... Даже раньше
- Гимнастика до рождения
- Без специальных занятий
- Ну-ка прыг из кроватки!
- Зачем ползать?
- Учимся ходить и падать
- "Всадники" и "кони"
- Движение — всему начало
- Малыш и те, кто с ним рядом
- На руках или в кроватке?
- Внимание: опасность!
- Мир познается самостоятельно
- Игры и игрушки
- Зачем так рано?
- Без мамы плохо
- Требуются бабушки и дедушки
- Яблоко раздора
- Опрокинутая чашка
- Это нельзя, а это можно
- И маму надо пожалеть
- Движение, движение, движение
- Если хочешь быть здоров
- Без лекарств
- Нас спрашивают: а если ребенок часто простужается?
- "Проблема" питания
- Наша спортивная комната
- Сила, ловкость и осторожность
- А возрастные нормы?
- Дети пошли в школу и...
- Что мы считаем важным
- Как рождаются способности?
- Главное — своевременное начало
- И широкое поле деятельности
- Любимые учебные пособия
- Вместе с детьми
- Гарантия от перегрузок
- Главный итог — любознательность
- А внимание, усидчивость, дисциплина?
- И трудовые обязанности: "хочется" и "надо"
- Для себя или для других?
- Микроскопические дозы?
- "Ниточка-никиточка"
- И человеческие отношения
- Для чего человек живет
- И дети нас учат
- Кто кого наказал?
- Спасибо, отец, за науку!
- Споры не ссоры
- Забота о других
- Микроб тщеславия
- Честь смолоду
- Волшебная сила искусства
- Наши семейные праздники
- О наших ошибках (1988 г.)
- Если вы бы начали свою семейную жизнь сначала, каких ошибок захотелось бы вам избежать?
- Коварство комфорта Интервью с профессором и. А. Аршавским
- Часть 3. Ожидая малыша
- Ожидая малыша. Что надо знать вступающим в брак
- Первый час и первая неделя жизни
- Молоко матери. Природа и наука голосуют за, а матери?
- Первое прикладывание к груди
- Это чудо природы — молозиво
- Почему пропадает молоко?
- А теперь коротко о главном
- Итак, мама, что выберешь ты? Наш малыш в первый год
- Вот некоторые результаты первого года жизни.
- Современные опасности, угрожающие здоровью и жизни ребенка в первый год
- Наши просьбы к врачам и сестрам родильного дома
- Наши предложения работникам детских садов
- Предложения
- Часть 4. Что думают ученые о способностях
- Способности исполнительские и творческие
- Экспериментальные кривые развития продуктивности деятельности в процессе обучения
- Экспериментальные кривые развития продуктивности творческой технической деятельности — (620 учащихся I-хi классов, 4340 заданий)
- Экспериментальные кривые развития продуктивности творческой технической деятельности школьников I-хi классов (620 учащихся — 4340 заданий)
- Сравнительная схема развития исполнительских и творческих способностей
- Новая гипотеза
- Гипотеза объясняет факты
- Опыт и проверка гипотезы
- Школа и способные дети
- Сводная таблица коэффициентов интеллектуальности (ки)
- Другие подтверждения правильности гипотезы
- Поиски решения проблемы способностей
- Заключение
- Литература
- И внуки (Наблюдения дедушки и размышления бабушки)