Самостоятельная работа № 3 по теме: «Отдел Лишайники»
Цель работы: способствовать формированию у студентов знания о лишайниках.
Задачи:
сформировать знание о строении, питании и размножении лишайников;
проверить умение студентов по анатомо-морфологическим признакам определять группу лишайников;
способствовать развитию у студентов творческого мышления;
формировать у студентов навыки работы в команде.
Оборудование: иллюстрации, справочная литература, листы формата А4.
Задание:
Ознакомьтесь со справочной информацией.
Рассмотрите на рисунке 1 внешнее строение лишайников.
Рассмотрите рисунки 2, 3, 4, 5. Определите к какой группе по внешнему виду относятся лишайники.
Рассмотрите рисунок 6. Определите внутреннее строение лишайника.
Ответьте на вопрос: Каково значение лишайников?
Лиша́йники (лат. Lichenes) — симбиотические ассоциации грибов (микобионт) и микроскопических зелёных водорослей и/или цианобактерий (фотобионт); микобионт образует слоевище (таллом), внутри которого располагаются клетки фотобионта. Группа насчитывают от 13000 до 17000 видов около 400 родов.
Рис. 1 Формы лишайников.
Происхождение. Условия обитания лишайников не способствуют образованию окаменелостей. Древнейшая признанная лишайниковая окаменелость, найденная в кремнистом сланце, происходит из раннего девона (возраст около 400 млн лет). Немного более древний ископаемый Spongiophyton также был истолкован как лишайник на морфологической и изотопической основе, хотя последняя здесь довольно сомнительна. Предложено, но ещё не доказано, что также ископаемый Nematothallus был лишайником. Утверждалось, что являются лишайниками эдиакарские (возраст около 600 млн лет) ископаемые, но это утверждение было встречено скептически, и от него отказался сам автор. Возможное указание на симбиоз гриба и водоросли найдено в эдиакарских окаменелостях Южного Китая, возможно это был водный лишайник. Микобионт лишайника имеет полифилетическое происхождение от различных ветвей грибов.
Микобионт, фотобионт и их симбиоз. Лишайники — это симбиотические организмы, тело которых (таллом), образованно соединением грибных (микобионт) и водорослевых и/или цианобактериальных (фотобионт) клеток во внешне кажущемся однородным организме.
Лишайники, состоящие из гриба одного вида и цианобактерии (сине-зелёной водоросли) (цианолишайник, например, Peltigera horizontalis) или водоросли (фиколишайник, например, Cetraria islandica) одного вида, называют двухкомпонентными; лишайники, состоящие из гриба одного вида, и двух видов фотобионтов (одной цианобактерии и одной водоросли, но никогда не двух водорослей или двух цианобактерий), называют трёхкомпонентными (например, Stereocaulon alpinum). Водоросли или цианобактерии двухкомпонентных лишайников питаются автотрофно. В трёхкомпонентных лишайниках водоросль питается автотрофно, а цианобактерия, по-видимому, питается гетеротрофно, осуществляя азотфиксацию. Гриб питаются гетеротрофно ассимилятами партнера(ов) по симбиозу. Единого мнения о возможности существования свободноживущих форм симбионтов в настоящее время не достигнуто. Имелся опыт выделения всех компонентов лишайников в культуру и последующая реконструкция исходного симбиоза.
Из известных видов грибов в образовании лишайников участвует около 20 %, в основном это аскомицеты (~98 %), остальное базидиомицеты (~0,4 %), некоторые из них, не имея полового размножения, формально относятся к дейтеромицетам. Существуют также актинолишайники, в которых место гриба занимают мицелярные прокариоты актиномицеты. Фотобионт в 85 % представлен зелёной водорослью, встречаются 80 видов из 30 родов, наиболее важным из которых является Trebouxia (входит в состав более чем 70 % видов лишайников). Из цианобактерий (в 10-15 % лишайников) участвуют представители всех крупных групп, кроме Oscillatoriales, наиболее распространён Nostoc. Часты гетероцистные формы Nostoc, Scytonema, Calothrix и Fischerella. В талломе лишайника клетки цианобионта могут структурно и функционально модифицироваться: увеличивается их размер, изменяются форма, уменьшается количество карбоксисом и количество материала оболочек, замедляется рост и деление клеток.
Отношения фотобионта и гриба можно описать как контролируемый паразитизм со стороны последнего. Контакт между компонентами лишайника может быть различен: 1) нет прямого контакта, 2) через поверхности, 3) гриб посредством гаусторий проникает в тело водоросли. Во взаимоотношениях компонентов наблюдается тонкий баланс, так, деление клеток фотобионта согласовано с ростом гриба. Микобионт получает от фотобионта питательные вещества, производимые тем в результате фотосинтеза. Гриб же создаёт водоросли более оптимальный микроклимат: защищает её от высыхания, экранирует от ультрафиолетового излучения, обеспечивает жизнь на кислых субстратах (поставляя фосфаты) смягчает действие ряда других неблагоприятных факторов. Из зелёных водорослей поступают многоатомные спирты, такие как рибит, эритрит или сорбит, которые легко усваиваются грибом. Цианобактерии поставляют в гриб в основном глюкозу, а также азотсодержащие вещества, образуемые благодаря осуществляемой ими фиксации азота. Потоки веществ из гриба в фотобионт не обнаружены.
Лишайники окрашены в широком диапазоне цветов от белого до ярко-жёлтого, коричневого, сиреневого, оранжевого, розового, зелёного, синего, серого, чёрного.
По внешнему виду различают следующие группы лишайников:
На́кипные. Таллом накипных лишайников — это корочка («накипь»), нижняя поверхность плотно срастается с субстратом и не отделяется без значительных повреждений. Это позволяет им жить на крутых склонах гор, деревьях и даже на бетонных стенах. Иногда накипный лишайник развивается внутри субстрата и снаружи совершенно не заметен.
Листоватые. Листоватые лишайники имеют вид пластин разной формы и размера. Они более или менее плотно прикрепляются к субстрату при помощи выростов нижнего коркового слоя.
Кустистые. У наиболее сложных с точки зрения морфологии кустистых лишайников таллом образует множество округлых или плоских веточек. Растут на земле или свисают с деревьев, древесных остатков, скал.
Это деление не отражает филогенетические связи, существует много переходных форм между ними. Ханс Трасс разработал шкалу жизненности лишайников, отражающую условия их существования и основывающуюся на степени развитости таллома и способности к половому размножению.
Рис. 2 Usnea — один из двух родов лишайников, описанных Теофрастом более двух тысяч лет назад.
Р ис. 3 Лишайник Diploschistes scruposus
Р ис. 4 Лишайник Peltigera polydactyla
Рис. 5 Лишайник Stereocaulon tomentosum
Рис. 6 Строение гетеромерного лишайника на примере Sticta fuliginosa
Размножение. Лишайники размножаются вегетативным, бесполым и половым путём. Особи фотобионта размножаются всеми способами и в то время, когда микобонт не размножается или размножается вегетативно. Микобионт может, как и другие грибы, также размножаться половым и собственно бесполым путем. Половые споры, в зависимости от того относится микобионт к сумчатым или базидиальным грибам, называются аско- или базидиоспорами, образующимися соответственно в асках (сумках) или базидиях.
Многие кустистые и листоватые лишайники в благоприятных условиях дают специализированные структуры вегетативного размножения, состоящие из клеток водорослей, оплетенных гифами гриба:
Изидии — это выросты таллома в виде булавки, пуговицы, листочка или мелкой веточки. При воздействии ветра, воды, даже лёгкого прикосновения они отрываются.
Соредии образуются внутри лишайника, затем выходят наружу и разрываются, распыляя содержимое, представляющее собой т. н. диаспоры, как правило, объединённые в небольшие пачки, при увеличении проявляются зернистость или мучнистость их поверхности.
Изидии и соредии распространяются с ветром, дождём и животными. При попадании на подходящий субстрат прорастают, давая начало новому лишайнику. Вегетативное размножение также может осуществляться неприспособленными специально для этого фрагментами таллома.
Применение. Благодаря тому, что лишайники долго живут и растут с постоянной скоростью, по ним можно определить возраст породы (отступление ледника или время постройки нового здания) (лихенометрия). Чаще всего для этой цели используются жёлтые лишайники рода Rhizocarpon. Так, в 1965 году с помощью этого метода был определён средний возраст монументов на острове Пасхи (почти 500 лет). Этот метод, однако, не всегда точен из-за несоразмерного роста лишайника и не является бесспорным, а потому должен использоваться только тогда, когда нельзя прибегнуть к радиоуглеродному анализу.
Долгое время из лишайников литорального рода Roccella и вида Pertusaria corallina получали ценный пурпурный краситель. Карл Линней упоминал в своём «Plantae tinctoriae» («Растения красящие») шесть лишайников-красителей. Краситель и химический индикатор лакмус также получают экстракцией из Roccella. Evernia и Parmelia применяются в Шотландии и Скандинавии для окрашивания шерсти и ткани. Особенно приятные жёлтые и коричневые тона могут быть достигнуты. Также интересно применение лишайника Xanthoparmelia camtschadalis (неверный, но часто используемый синоним - Parmelia vagans) жителями Нижнего Поволжья для окрашивания пасхальных яйц. Ядовитые вульпиновые кислоты из Letharia vulpina использовались раньше как отрава для лис и волков. Из некоторых лишайников, таких как дубовый мох (Evernia prunastri) и Pseudevernia furfuracea, получают душистые вещества, применяемые в парфюмерии. Cladonia stellaris в больших количествах импортируется из Скандинавии, и служит в качестве модели дерева или декоративных венков.
Результат обучения: знание о строении, размножении и значении лишайников, умение определять группы лишайников.
Ответ на задания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ на вопрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Содержание
- Раздел 1. Морфо - анатомические и физиологические особенности растений
- Самостоятельная работа № 1 по теме: «Изучение многообразия форм и видов растений»
- Самостоятельная работа № 2 по теме: «Процесс фотосинтеза»
- Изучите справочную информацию.
- Дайте сравнительную характеристику фаз фотосинтеза. Заполните таблицу.
- Ответьте на вопрос: в чем заключается значение фотосинтеза для жизнедеятельности растений и для жизни на Земле?
- Хлорофильный фотосинтез:
- Самостоятельная работа № 3 по теме: «Определение формулы цветка по диаграмме»
- Ознакомьтесь со справочной информацией (рис. 1 и 2).
- Определите формулы цветков изображенных на диаграммах на карточке - задании.
- Ответьте на вопрос: Какие функции выполняют тычинки и пестики?
- Карточка – задание
- Самостоятельная работа № 4 по теме: «Рост и развитие растений»
- Самостоятельная работа № 5 по теме: «Вегетативное размножение»
- Раздел 2. Систематика растений
- Самостоятельная работа № 1 по теме: «Отдел Зеленые водоросли»
- Ознакомьтесь со справочной информацией.
- Рассмотрите рисунок 1. Дайте названия представленным на рисунке водорослям (на русском и латинском языке).
- Ответьте на вопрос: Каково значение водорослей?
- Самостоятельная работа № 2 по теме: «Царство грибы»
- Самостоятельная работа № 3 по теме: «Отдел Лишайники»
- Практическое занятие № 4 по теме: «Отдел Моховидные»
- Самостоятельная работа № 5 по теме: «Класс Двудольные семейство Пасленовые»
- Самостоятельная работа № 6 по теме: «Класс Двудольные семейство Крестоцветные»
- Самостоятельная работа № 7 по теме: «Класс Однодольные семейство Злаковые»
- Самостоятельная работа № 8 по теме: «Класс Однодольные семейство Осоковые»
- Ознакомьтесь со справочной информацией.
- Рисунки представителей семейства Осоковые
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы