logo search
KSYe

Картины мира в истории науки. Современная научная картина мира.

Первые три общенаучные картины мира формировались и развивались на основе фундаментальных физических теорий, так как именно развитие физики долгое время определяло развитие науки в целом и естествознания в частности. Центральным понятием указанных картин мира является понятие материи, поэтому смена НКМ всегда связана со сменой представлений о видах материи, формах и способах ее существования.

  1. Механическая(XVI-XVII вв.) Она возникла благодаря исследованиям Г.Галлилея, П.Гассендиди, Р. Декарта, И. Ньютона и др., в ходе которых была создана первая фундаментальная естественнонаучная теория — механика.

Такое представление о жизни и разуме стало возможным в результате утверждения в механической картине мира редукционизма — сведения всех многообразных явлений универсума к про­стым и неизменным частицам материи - атомам и законам их движения.

  1. Электромагнитная картина мира (вт.пол. XIX в.) Ее фундамент образуют созданная Дж. К. Мак­свеллом и Ф. Фарадеем теория электромагнитного поля и классическая тер­модинамика, создание и развитие которой связано с именами С. Карно, Дж. Джоуля, Г. Гельмгольца, Р. Клаузиуса, У. Томпсона, В. Нернста и др. В электромагнитной картине мира общие научные представления о мире расширились и углубились в нескольких аспектах:

В новой картине мира стало возможным объяснение большего круга явлений, чем в старой, в ней достигнуто более глубокое понимание единства мира, законов существования многообразных мировых явлений. Тем не ме­нее, сохранили свое место и значение ряд положений и установок, унаследо­ванных из механической картины: лапласовское понимание детерминизма, ограниченное понимание качественной специфики жизни и разума, места и роли человека во Вселенной, стремление свести качественное многообразие универсума к одному виду реальности — физическому.

Первоначально теория относительности А. Эйнштейна создавалась с це­лью разрешить трудности, возникшие в электромагнитной картине мира (не­достаточность объяснения фотоэффекта, линейного спектра атомов, теплово­го излучения и т. д.). Эпохальные открытия на рубеже XIX - XX веков стали основой неразрешимых противоречий между фундаментальными постулата­ми и представлениями электромагнитной картины мира и новыми фактами и идеями, например М. Планка, высказанными по поводу этих фактов.

  1. Квантово-полевая картина мира на основе теории относительности (ОТО) Эйнштейна и квантовой теории, творцами которой являются М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг, Э. Шредингер, М.. Борн, П. Дирак и др.. В этой картине мира нашли свое разрешение противоречия и парадоксы первых двух научных картин мира, что стало возможным на основе открытия нового уровня организации материального мира — микромира

В последней четверти XX века в науке начала формироваться новая кар­тина мира — эволюционно-синергетическая. Ее фундамент составляют ставшие общенаучными принципы развития и системности. Теоретический каркас этой картины мира определяют теории самоорганизации (синергетика) и систем (системология), а также информационный подход, в рамках которого информация понимается как атрибут материи наряду с движением, простран­ством и временем. Пока еще рано судить о всем содержании эволюционно-синергетической картины мира, но некоторые ее сущностные черты можно указать

Эти черты эволюционно-синергетической картины мира позволяют по-новому решать проблему единства мира, понять взаимосвязи между различ­ными уровнями организации материального мира (мега-, макро- и микроми­рами), живой и неживой материей, увидеть в новом ракурсе место и роль ра­зума во Вселенной. Начинается новый этап развития самой науки — постнеклассический.

Современная научная картина мира состоит из трех относительно самостоятельных блоков - естественнонаучного, техни­ческого и социально-гуманитарного, единство которых обеспечивают фун­даментальные философские принципы и категории. Они позволяют видеть мир как единое целое, отдельные фрагменты которого изучаются конкрет­ными науками.