logo search
Naydish_Koncepcii_sovremennogo_estestvoznaniya

11.9. Методологические остановки «неклассической» астрономии XX в.

Краткий обзор современной астрономической картины мира показывает, что астрономия в XX в. кардинально преобразовала старые классические представления о Вселенной, ее структуре и эволюции, пережила глубокую научную революцию, которая изменила способ астрономического познания. На смену классическому пришел «неклассический» способ астрономического познания. Свидетельством этого является радикальная смена методологических установок астрономического познания.

* Косвенным свидетельством в пользу наличия такого единства является необъяснимая пока закономерность взаимосвязи физических констант (гравитационная постоянная, постоянная Планка, скорость света, заряд электрона, константы сильного и слабого взаимодействий, массы электрона, протона и других элементарных частиц, постоянная Хаббла, средняя плотность масс во Вселенной и др.). из которых можно построить безразмерные величины двух видов: порядка 10-2 и порядка 1040, в которых связаны как атомные, так и космологические константы.

Хотя эмпирических данных, подтверждающих представление о множественности метагалактик (вселенных), пока нет (более того, проблематична даже та конкретная логико-гносеологическая форма, в которой такой эмпирический базис может быть зафиксирован), тем не менее среди астрономов все чаще высказывается мнение о существовании других метагалактик (вселенных). Одна из теоретических посылок для такого вывода состоит в следующем. Уравнения общей теории относительности и квантовой физики не дают ответа на вопрос о начальных условиях эволюции нашей Вселенной. Здесь возможны два варианта: во-первых, первичное сингулярное состояние вещества из множества потенциальных физических возможностей реализовалось в одну реальную — нашу Метагалактику; в о - в т о р ы х, во Вселенной осуществляется все многообразие физических условий, явлений и движений, допускаемых основными физическими теориями. Если допустить вторую возможность, то надо признать, что реально существует множество вселенных (метагалактик), образовавшихся в результате «первоначального взрыва» (сингулярного) протовещества, связанных между собой некими материальными «каналами».

* См.: Мицкевич Н.В. Парадоксы пространства-времени в современной космологии // Астрономия. Методология. Мировоззрение. М., 1979. С.163—179.

Общая идея о нестационарности Вселенной (пространственной и структурной) конкретизируется в следующих методологических установках: во-первых, развитие космических тел рассматривается диалектически — со взрывами, скачками, перерывами постепенности; при этом учитывается многообразие путей развития, включая моменты нисходящего, регрессивного движения; в о - вторых, в качестве факторов, определяющих процесс развития космических тел, рассматриваются все четыре известных сейчас фундаментальных взаимодействия; прибегать ко всем четырем приходится в моделировании начальных стадий эволюции Вселенной, вблизи сингулярности; в масштабах Метагалактики решающая роль принадлежит силе тяготения; в-третьих, признается необходимость доведения теоретического описания астрономического объекта и его эволюции до выделения его индивидуальных черт, поскольку астрономические объекты даже одного типа (например, звезды или даже звезды определенного класса) имеют заметные индивидуальные различия (масса, светимость, химический состав, температура и др.).

Возрастание роли субъекта своеобразно проявляет себя в так называемом антропном принципе в космологии. В соответствии с этим принципом возникновение человечества стало возможным в силу уникальных крупномасштабных характеристик нашей Вселенной, позволяющих ей саморазвиваться от простого к сложному (см. 16).

Итак, методологические установки современной астрономии XX в. существенно отличаются от методологических установок классической астрономии. Перечислим основные направления по котором произошло их размежевание:

отказ от установки на признание неизменности структуры космических образований, признание фундаментальной роли структурной эволюции Вселенной;

изменение пространственно-временных представлений;

расширение теоретической базы астрономии за счет новых фундаментальных теорий;

тенденции к отказу от идеи единственности Вселенной;

необходимость учета «условий познания» и на этой основе — новая гносеологическая ситуация в астрономии;

представление о периодической смене астрономических способов познания.

Такое существенное различие в методологических установках классической и неклассической астрономии позволяет сделать вывод о том, что в XX в. в астрономии происходит научная революция — смена способов астрономического познания и астрономической картины мира.