logo search
KSE_-_II_spisok

1. Общая характеристика социального натурализма

2-е полярные по соотношению социально-гуманитарного и естественнонаучного познания программы: натурализм и антинатурализм (культуро-центристская исследовательская программа). Натурализм в социально-гуманитарных науках строится на:

1) признании тождества предметов или единстве методов наук. Различия между социальной и естественнонаучной формами познания нет. Соц.-гум-е познание отождествляется с естественнонаучным. Первое сводится ко второму как эталону познания. Научным считается только то, что относится к области "точных" наук, все остальное не относится к научному познанию. Социальные факты объективны в той же мере, как и материальные вещи =>

- возможность подвести их под «охватывающий закон» и системный анализ;

- ориентация на проникновение в сущность социальных явлений и процессов.

- опираясь на рационализм, можно раскрыть основу любого социального объекта. (экономисты - фундаментальное экономическое отношение, историки — основной фактор исторического развития, юристы — центральная идея права, философы, социологи, психологи — рациональная сущность общества и человека).

2) дедуктивный метод - основной в мышлении исследователя. Из общего можно вывести множество частных следствий; + стремление к редукции множества к одному основанию (биологическому\географическому, механическому\органическому).

Н. возник в XVII—XVIII вв., достиг расцвета в XIX в. На рубеже XIX—XX вв. испытал серьезный кризис, вызванный появлением антинатурализма, переживает новый подъем. Чему способствуют:

а) развитие НТР и распространение технократического стиля мышления;

б) глобальные проблемы цивилизации, в том числе экологическая, решение которых невозможно без ориентации на учет законов и тенденций развития природы;

в) ускорение темпов социальных изменений, которые ведут социум по пути глобализации, порождает новые риски.

В зависимости от "образецовой" науки, Н. выступал в следующих основных формах:

1. Механицизм — односторонний концептуально-методологический подход, основанный на абсолютизации и универсализации механистической картины мира (построенной в XVII в. Ньютоном), признании законов классической механики как единственных законов мироздания, а механической формы движения материи как единственно возможной. В конце XIX в. механицизм потерпел крах.

2. Физикализм — характерен для неопозитивизма (логического позитивизма). Универсальный язык науки - язык физики,социально-гуманитарные понятая "выносились за скобки" науки. В середине XX в. был признан несостоятельным.

3. Биологизм — совокупность концептуально-методологических представлений. Главная черта: применение понятий и законов биологии при анализе социальной жизни. Простой механический перенос принципов биологических наук на социально-гуманитарные науки и стремление только ими объяснить жизнь общества (социал-дарвинизм).

4. Географический детерминизм — направление соц. познания, представители которого существование общества и специфику социально-исторического развития ставили в прямую зависимость от географической среды (климат, почва, водные ресурсы, полезные ископаемые, флора, фауна и т.д.).

5. Демографический детерминизм придает абсолютное значение в функционировании и развитии общества народонаселению - совокупности людей, живущих в опред. стране, части света или на Земле в целом (человечество). Наибольшую известность получил так называемый "естественный закон народонаселения" английского священника и экономиста Т. Мальтуса, "открытый" им в конце XVIII в.

6. Фрейдизм — обозначение школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения феноменов культуры, процессоввсех видов творчества и общества в целом. Следует отличать от психоанализа как специфического метода изучения бессознательного. Его недопустимо абсолютизировать, придавать ему универсальное значение (а именно это делает фрейдизм).

Важную роль играет принцип историзма. Лидеры баденской школы неокантианства Вильгельм Виндельбанд (1848—1915) и Генрих Риккерт (1863—1936) выдвинули тезис о наличии двух классов наук: исторических («наук о культуре») и естественных.