Поиски решения проблемы способностей
Отрывочные сведения, которые удается получать, говорят о непрерывном росте интереса к проблеме (интереса научного и утилитарного) и о приближении к познанию закономерностей раннего развития.
Нехватка ученых, обладающих высоким творческим потенциалом, заметнее ощущается в развитых странах. США решают проблему даже таким способом — усиленно вывозят ученых из Европы, прельщая их высокой оплатой (в три раза выше, чем в Англии), богатым оборудованием лабораторий и возможностью более эффективно вести исследования. По сообщениям печати, в США ввезено за 1967-й и 1968 годы более пяти тысяч ученых из Англии, Франции и ФРГ. Одновременно ведутся исследовательские работы и ставятся эксперименты.
в Филадельфии существует "Институт по исследованию человеческого потенциала", координирующий свои усилия с группой специалистов Пенсильванского университета. Профессор этого института Глен Думен считает, что самый "правильный" возраст, в котором следует учить ребенка читать, — это полтора-два года. Это "не выдумка мечтателя-утописта, не спекуляция на человеческом желании улучшить этот мир, а выводы, полученные в результате двадцатилетних экспериментов", — пишет Мауро Каламандреи в "Эспрессо" (Рим, 1966 г.).
В Токио (Япония) открыта школа одаренных детей — своего рода дополнение к обычной школе. Ее задача — готовить элиту для японской науки и промышленности (японские промышленники выплачивают астрономические суммы за иностранные технические патенты).
Школа уже продемонстрировала свои возможности, повышая на 20-30 пунктов индекс интеллекта своих питомцев за год. Ученики школы (старшему из них 12 лет) уже обошли по показателям сообразительности, зафиксированным специальными тестами, студентов Токийского университета. В школу поступают заявления о приеме даже из США. Наш корреспондент видел там мать, которая привозит сына на занятия самолетом из Осаки. В школе около ста детей, число учащихся в классе не более четырех. Занятия два раза в неделю по 1-2 часа. Особая программа и необычная методика.
Директор школы — профессор Такэя Фусими — утверждает: интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте — от рождения до двенадцати лет. Не упустить золотое время, дать формирующемуся человеку как можно больше шансов развить интеллектуальные способности — такова задача школы. Основание он видит в работе биологов, которые считают, что среди 15 миллиардов клеток мозга активно работают около двадцати процентов. Остальные почти бездействуют. В 1977 году это число уже считали равным 10-12%, а в 1985-м — даже 3-5%.
Таким образом, исследования иностранных ученых и практические эксперименты идут по линии преодоления НУВЭРСа и сокращения асинхроната, то есть с каждым годом все более вскрывают колоссальные возможности человеческого мозга, на использование которых направлена новая гипотеза.
К сожалению, в нашей стране в этом отношении делается крайне мало. Вместе с запрещением педологии почти полностью прекращены попытки измерений и объективной оценки уровня развития интеллекта, и творческих способностей в том числе, а значит, и нет возможности научно обосновывать или отвергать новые методы обучения и развития детей, достижения и недостатки в работе как общеобразовательных, так и специальных школ, и различных воспитательных учреждений. Научных работ, направленных на преодоление этого недостатка, не публикуется. И совсем нет экспериментов и исследований, направленных на проверку новой гипотезы способностей — одной из важнейших в наше время психолого-педагогических проблем.
Создавшееся положение надо изменить как можно быстрее, иначе нам грозит отставание не только в новом, перспективном и быстро развивающемся направлении психолого-педагогических исследований, но главное — в системе подготовки молодых кадров, творцов научно-технического прогресса. Такое отставание ликвидировать не просто, потребуются десятилетия, чтобы осуществить сдвиг к раннему развитию детей в широких масштабах. Это очень сложная задача в экономическом и социальном плане. Но решать ее нужно. И первым шагом к ее решению должен стать эксперимент, поставленный на серьезной научной и материальной основе. Такой эксперимент в масштабе научно-производственного педагогического объединения (НППО), охватывающего ныне разъединенные родильные дома, ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, базовое предприятие и научно-исследовательский центр, имеющего единую социально-педагогическую программу и несущего ответственность за свою "продукцию", а еще лучше — ряд подобных НППО быстро смогли бы соединить усилия отдельных энтузиастов и дать им возможности для разработки методик раннего развития различных способностей и подойти, наконец, к задаче практического осуществления цели разностороннего развития человека.
- Книга взята с сайта http://nkozlov.Ru
- Б.И л. Никитины.
- Мы и наши дети
- Мы и наши родители
- Часть 1: так мы начинали От авторов
- Под одной крышей
- Холод — доктор, холод — друг
- А каша тут ни при чем
- Плохая" мама и "хорошая" бабушка
- Без ходунков
- "А кирпич вкусный?"
- Сообразил!
- Про штанишки
- И поесть спокойно не дадут!
- Заботливый наш сынишка
- Помощник не в шутку, а всерьез
- В бабушкином "раю"
- Приходится расхлебывать
- Послесловие
- Часть 2 наша семья
- Предсказания не сбываются
- Как мы начинали
- Споры, ссоры
- Трудное наше счастье
- Главная забота — здоровье
- Первый час, первый день
- Проблема пеленок
- Он голодный!
- Кормить ли ночью?
- Учимся понимать ребенка
- Холод — доктор
- Как было раньше
- Холод - друг
- Воздушные ванны
- И на солнышко
- Не заболеем
- Физкультура с пелёнок и... Даже раньше
- Гимнастика до рождения
- Без специальных занятий
- Ну-ка прыг из кроватки!
- Зачем ползать?
- Учимся ходить и падать
- "Всадники" и "кони"
- Движение — всему начало
- Малыш и те, кто с ним рядом
- На руках или в кроватке?
- Внимание: опасность!
- Мир познается самостоятельно
- Игры и игрушки
- Зачем так рано?
- Без мамы плохо
- Требуются бабушки и дедушки
- Яблоко раздора
- Опрокинутая чашка
- Это нельзя, а это можно
- И маму надо пожалеть
- Движение, движение, движение
- Если хочешь быть здоров
- Без лекарств
- Нас спрашивают: а если ребенок часто простужается?
- "Проблема" питания
- Наша спортивная комната
- Сила, ловкость и осторожность
- А возрастные нормы?
- Дети пошли в школу и...
- Что мы считаем важным
- Как рождаются способности?
- Главное — своевременное начало
- И широкое поле деятельности
- Любимые учебные пособия
- Вместе с детьми
- Гарантия от перегрузок
- Главный итог — любознательность
- А внимание, усидчивость, дисциплина?
- И трудовые обязанности: "хочется" и "надо"
- Для себя или для других?
- Микроскопические дозы?
- "Ниточка-никиточка"
- И человеческие отношения
- Для чего человек живет
- И дети нас учат
- Кто кого наказал?
- Спасибо, отец, за науку!
- Споры не ссоры
- Забота о других
- Микроб тщеславия
- Честь смолоду
- Волшебная сила искусства
- Наши семейные праздники
- О наших ошибках (1988 г.)
- Если вы бы начали свою семейную жизнь сначала, каких ошибок захотелось бы вам избежать?
- Коварство комфорта Интервью с профессором и. А. Аршавским
- Часть 3. Ожидая малыша
- Ожидая малыша. Что надо знать вступающим в брак
- Первый час и первая неделя жизни
- Молоко матери. Природа и наука голосуют за, а матери?
- Первое прикладывание к груди
- Это чудо природы — молозиво
- Почему пропадает молоко?
- А теперь коротко о главном
- Итак, мама, что выберешь ты? Наш малыш в первый год
- Вот некоторые результаты первого года жизни.
- Современные опасности, угрожающие здоровью и жизни ребенка в первый год
- Наши просьбы к врачам и сестрам родильного дома
- Наши предложения работникам детских садов
- Предложения
- Часть 4. Что думают ученые о способностях
- Способности исполнительские и творческие
- Экспериментальные кривые развития продуктивности деятельности в процессе обучения
- Экспериментальные кривые развития продуктивности творческой технической деятельности — (620 учащихся I-хi классов, 4340 заданий)
- Экспериментальные кривые развития продуктивности творческой технической деятельности школьников I-хi классов (620 учащихся — 4340 заданий)
- Сравнительная схема развития исполнительских и творческих способностей
- Новая гипотеза
- Гипотеза объясняет факты
- Опыт и проверка гипотезы
- Школа и способные дети
- Сводная таблица коэффициентов интеллектуальности (ки)
- Другие подтверждения правильности гипотезы
- Поиски решения проблемы способностей
- Заключение
- Литература
- И внуки (Наблюдения дедушки и размышления бабушки)