Методологический анархизм п. Фейерабенда.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ - понятие философии науки П. Фейерабенда. Возражая сторонникам критического рационализма, Фейерабенд указывал, что основные принципы, на которых основана их теория - опровержимость и справедливая конкуренция гипотез, рост научного знания - не выдерживают критики. Каждая теория говорит на своем языке. Термины, которые используются в теории, невозможно определить без ссылки на другие термины и результаты, поэтому термины неизбежно являются теоретически нагруженными. Теории не имеют оснований для сравнения, не существует мета-теории, в которую они были бы погружены, следовательно, бессмысленно говорить о справедливой конкуренции. Мысль Т. Куна о парадигмах в науке доводится до логического завершения: все парадигмы принципиально равноценны. Идея о том, что существует строгий и точный "научный метод" - это реликт эпохи позитивизма, когда наука, по существу, являлась господствующей идеологией. Не может быть худшего или лучшего метода, нет оснований считать, что метод науки лучше методов мифа, магии, оккультного знания, искусства. Фейерабенд предлагает основополагающий принцип "Все годится" (anything goes). Основываясь на этом принципе, исследователь далее действует с помощью двух основных стратегий: "пролиферации" (предлагается как можно больше различных теорий, даже заведомо неправильных) и "упорства" (теории отстаиваются с помощью любых средств, в т.ч. вненаучных - использование политических приемов). Фейерабендовский анархизм представляет собой вид философии науки, имеющий двойственную природу: критический анализ того, как развивается наука, и идеологическое предписание действовать определенным образом. Он близок идеям постмодерна. Как идеология он не был принят естественными науками. В качестве же критического анализа действительной работы науки он получил широкую известность и послужил философской основой развития социологии науки.
Фейерабенд назвал свою концепцию "эпистемологическим анархизмом". Что же это такое?
С точки зрения методологии, анархизм является следствием двух принципов: принципа пролиферации и принципа несоизмеримости. Согласно принципу пролиферации, нужно изобретать (размножать) и разрабатывать теории и концепции, несовместимые с существующими и признанными теориями. Это означает, что каждый ученый - вообще говоря, каждый человек - может (должен) изобретать свою собственную концепцию и разрабатывать ее, сколь бы абсурдной и дикой она ни казалась окружающим. Принцип несоизмеримости, гласящий, что теории невозможно сравнивать, защищает любую концепцию от внешней критики со стороны других концепций. Если кто-то изобрел совершенно фантастическую концепцию и не желает с нею расставаться, то с этим ничего нельзя сделать: нет фактов, которые можно было бы противопоставить этой концепции, так как она формирует свои собственные факты; мы не можем указать на несовместимость этой фантазии с фундаментальными законами естествознания или с современными научными теориями, так как автору этой фантазии данные законы и теории могут казаться просто бессмысленными; мы не можем упрекнуть его даже в нарушении законов логики, ибо он может пользоваться своей особой логикой. Автор фантазии создает нечто похожее на куновскую парадигму: это особый, замкнутый в себе мир; и все, что не входит в данный мир, не имеет для него никакого смысла. Таким образом, соединение принципа пролиферации с принципом несоизмеримости образует методологическую основу анархизма: каждый волен изобретать себе собственную концепцию; ее невозможно сравнить с другими концепциями, ибо нет никакой основы для такого сравнения; следовательно, все допустимо и все оправдано: "существует лишь один принцип, который можно защищать при всех обстоятельствах и на всех этапах развития человечества. Это принцип - все дозволено".
История науки подсказала Фейерабенду еще один аргумент в пользу анархизма: нет ни одного методологического правила, ни одной методологической нормы, которые не нарушались бы в то или иное врем тем или иным ученым. Более того, история показывает, что ученые часто действовали и вынуждены были действовать в прямом противоречии с существующими методологическими правилами. Отсюда следует, что вместо существующих и признанных методологических правил мы можем принять прямо противоположные им. Но и первые и вторые не будут универсальными. Поэтому философия науки вообще не должна стремиться к установлению каких-то правил научной игры.
Фейерабенд отличает свой эпистемологический анархизм от политического анархизма, хотя между ними имеется, конечно, определенная связь. Политический анархист имеет определенную политическую программу, он стремится устранить определенные формы организации общества. Эпистемологический же анархист иногда может защищать эти формы, так как он не питает ни постоянной вражды, ни неизменной преданности ни к чему - ни к какой общественной организации и ни к какой форме идеологии. У него нет никакой жесткой программы, он вообще против всяких программ. Свои цепи он выбирает под влиянием логического рассуждения, настроения, скуки, желая произвести на кого-нибудь впечатление и т.п. Для достижения избранной цели он действует в одиночку, но может примкнуть к какой-нибудь группе, если это покажется ему выгодным. При этом он использует разум и эмоции, иронию и деятельную серьезность, словом, все средства, которые может придумать человеческая изобретательность. "Не существует убеждения, - сколь бы "абсолютным" или "аморальным" оно ни было, - которое он отказался бы критически обсуждать, и нет метода, который бы он объявил совершенно неприемлемым. Единственное, против чего он выступает вполне определенно и твердо, - это универсальные нормы, универсальные законы, универсальные идеи, такие как "Истина", "Разум", "Справедливость", "Любовь", и поведение, обусловленное этими нормами".
В результате своего анализа деятельности родоначальников современной науки Фейерабенд приходит к выводу о том, что наука вовсе не рациональна, как считает большинство философов и ученых. В науке же, распространены терпимость и критицизм. В ней существует плюрализм идей и объяснений, постоянная готовность к дискуссиям, внимание к фактам и стремление к пересмотру и улучшению принятых теорий и принципов. Никаких ограничений в области духовной деятельности, никаких обязательных для всех правил, законов, полная свобода творчества - вот лозунг эпистемологического анархизма. Современное состояние аналитической философии науки можно охарактеризовать как кризис. Парадигма, созданная логическим позитивизмом, разрушена, выдвинуто множество альтернативных методологических концепций, но ни одна из них не может удовлетворительно решить стоящих проблем. Нет ни одного принципа, ни одной методологической нормы, которые не подвергались бы сомнению. В лице Фейерабенда аналитическая философия науки дошла до выступления против самой науки и до оправдания самых разных форм иррационализма. Однако если исчезает всякая грань между наукой и религией, между наукой и мифом, то должна исчезнуть и философия науки.
- Определение науки и ее отличие от других сфер культуры.
- Основные черты и функции науки.
- Естествознание как область науки. Отличие естествознания от других научных областей.
- Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.
- Классификация естественных наук.
- Кумулятивистские концепции развития науки (о. Конт, п. Дюгейм и др.).
- Концепция парадигм т. Куна.
- Концепция роста научного знания к. Поппера.
- Методология научно-исследовательских программ и. Лакатоса.
- Концепция неявного знания м. Полани.
- Методологический анархизм п. Фейерабенда.
- Концепция «кейс стадис».
- Диалектическая концепция развития науки.
- Научные революции: сущность и виды. Глобальные научные революции в истории науки.
- Понятие научной картины мира: определение, структура, виды. Особенности естественнонаучной картины мира.
- Картины мира в истории науки. Современная научная картина мира.
- Структурность и системность как атрибуты материи. Основные виды материи.
- Единство прерывности и непрерывности в структуре материи
- Живая и неживая природа. Мега-, макро- и микромиры. Проблема единства мира.
- Принцип детерминизма в естествознании. Понятие индетерминизма. Соотношение динамических и статистических законов. Термины
- Фундаментальные типы физических взаимодействий. Принцип симметрии и законы сохранения.
- Корпускулярно-волновой дуализм и принцип дополнительности.
- Основные положения и выводы специальной и общей теории относительности.
- Состояние физической системы и принцип неопределенности.
- Понятия закрытой и открытой системы. Переход от равновесной термодинамики классической науки к неравновесной термодинамике неклассической науки.
- Основные типы космологических объектов.
- Современные научные представления о крупномасштабной структуре Метагалактики.
- Космологические модели эволюции Вселенной.
- Проблема происхождения Солнечной системы.
- «Антропный принцип» и его мировоззренческое и методологическое значение.
- Проблема происхождения жизни.
- Проблема сущности живого и его отличие от неживой материи.
- Структурные уровни организации живого.
- Теории происхождения видов ч. Дарвина. Антидарвинизм конца XIX – начала XX веков.
- Основные положения генетики.
- Структура и принципы синтетической теории эволюции.
- Синергетика: основные понятия, положения и направления.
- Понятие системы. Системный метод исследования и его специфика.
- Понятие информации и информационный подход в современном научном познании.
- Концепция «универсального эволюционизма» как основа синтеза научных знаний в XXI веке.
- Биосфера, ноосфера и техносфера: коллизии взаимодействия.
- Современные концепции экологии. Пути предотвращения экологической катастрофы.
- Идея коэволюции природы и общества и модель устойчивого развития.