Вторая стадия ( второй и третий годы жизни)
В этот период, считает Эриксон, у ребенка возникает самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить. Но лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, дергать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются, гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька и т. д. Если родители предоставляют ребенку возможность делать то, на что он способен, а не торопят его, - у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и . в значительной мере своей средой, - т.е. у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он сам способен. У него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж не устойчива детская психика, чтобы реагировать на разные события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, - у ребенка закрепляется чувство стыда пред другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности , чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовленным к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью - с другой, установившиеся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
- Лекция №1 Предмет возрастной психологии. Общие закономерности психического развития в онтогенезе.
- Факторы психического развития
- Первая стадия ( первый год жизни).
- Вторая стадия ( второй и третий годы жизни)
- Третья стадия (от четырех до пяти лет)
- Пятая стадия (двенадцать - восемнадцать лет)
- Шестая стадия (от конца юности до начала среднего возраста)
- Седьмая стадия (зрелый возраст)
- Восьмая стадия (старость)