logo

Факторы психического развития

Психическое развитие человека происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Среди них наиболее важными являются наследственность (биологический фактор), среда, обучение, воспитание, деятельность и активность человека (социальные факторы).

В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта. У человека есть особый опыт, которого нет и животных, - это опыт общественно-исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка. Дети рождаются разными по индивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высший нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормальный ход психического развития. Врожденные особенности ребенок приобретает в процессе внутриутробной жизни. Изменения в функциональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и др. Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации. Так, к ним относятся тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга.

Признав важное значение для психического развития ребенка. Его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также ход их созревания в онтогенезе, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, необходимые предпосылки формирования человеческой психики.

Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Психическое развитие зависит во многом от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как будут к ней относится воспитывающие его взрослые и сам ребенок.

Как указывал Л.С. Выготский, ни одно из специфически человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д., не могут возникнуть путем лишь вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуется определенные социальные условия жизни и воспитания.

Определяющую роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем, который он присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни. При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условия развития, как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное, например, некоторые асоциальные формы поведения. Социальная среда - понятие широкое, она включает в себя несколько компонентов. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, социально-экономическая и политическая ситуация, национально-культурные особенности, религиозные течения.

Социальная среда - это также ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: семья, сверстники, учителя, средства массовой информации.

Л.С. Выготский, на положениях которого основывается отечественная психология, подчеркивая единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшее (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции - продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Таким образом, единство наследственных и социальных влияний - это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов изучить его динамику.

Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.

Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двухстороннее взаимодействие. Не только окружающее воздействует на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. Результатам освоения опыта выступает овладение этими предметами, а значит, формирование человеческих способностей и функций.

Каждая стадия психического развития, по А.И. Леонтьеву, характеризуется изменением места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка и действительности, определенным, ведущим типам его деятельности. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. И хотя источники развития психики ребенка не исчерпываются ведущей деятельностью, именно она определяет уровень функционирования психических процессов, оказывая решающее воздействие на формирование личности.

А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. Во-первых, в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Например, ребенок начинает учиться, играя: в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения - деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте, сменив игру. Во-вторых, в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В игре, например, появляется творческое воображение. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. В той же игре дошкольник осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения которых он воспроизводит в игровой ситуации.

Деятельность - это особая целостность, которая включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Первый компонент структуры деятельности - мотив, он образуется на основе той или иной потребности. Деятельность состоит из отдельных действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей. Цель и мотив деятельности не совпадают. Например, школьник выполняет домашнее задание и решает математическую задачу. Его цель - решить эту задачу. Но мотивом, реально побуждающим его деятельность, может быть стремление получить «пятерку», или освободится и пойти играть с друзьями. Во обоих случаях будет различным тот смысл, который имеет для ребенка решение задачи.

Действие может выполняться разными способами, т.е. с помощью операций. Возможность использования той или иной операции определяется условиями, в которых разворачивается деятельность.

Таким образом, структуру деятельности можно схематично представить так::

мотив - деятельность;

цель - действие;

условие - операции.

Главным механизмом психического развития человека является механизм усвоения социальных , исторически сложившихся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме протекания, процессы преобразуются во внутренние ( Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев, П.В. Гальперин и д.р.)

Психические функции или процессы - это внутренние действия. Выготский Л.С. пишет: «Всякая высшая психическая функция была когда-то внешней потому, что она социальной функцией отношений двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека». Это относится к произвольной памяти и произвольному вниманию, логическому мышлению и речи. Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называется интериоризацией. Интериоризация предполагает трансформацию внешних действий - их обобщений, вербализацию и сокращение.

Сложный процесс интериоризации наиболее полно раскрывается в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Процесс переноса внешнего действия во внутрь совершается по Гальперину поэтапно, проходя строго определенные стадии. В этой теории утверждается , что полноценное действия, т.е. действий более высокого интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры на предшествующие формы выполнения того же самого действия.

Первоначально должна возникнуть мотивация и ориентировочная основа будущего действия - ориентировка в действиях, которые он сам будет выполнять, а также с требованиями которым оно в конечном счете должно соответствовать. Далее он выполняет заданное действие во внешней форме с реальными предметами или их заменителями. На следующем этапе он громко проговаривает то, что производилось им раньше во внешнем плане. Далее он проговаривает выполненное действие про себя. И на последнем этапе действия выполняется в плане внутренней речи, ребенок быстро дает ответ к решаемой им задаче. Таким образом, внутренний план действий формируется при опоре на речь.

Одним из видов деятельности является общение. Именно с помощью общения ребенок познает мир и входит в него. Первые годы жизни ребенка наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Постепенно границы общения расширяются. Ребенок начинает общаться со сверстниками, другими людьми. В процессе общения формируется и развивается его личность, накапливается социальный опыт.

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения; детские сады, школы, вузы и т.д.

Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения о психическом развитии. Обучение - это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, то есть формирование всех сторон личности. Обучение и воспитание начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

Высшее психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Как пишет Л.С. Выготский «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми.... затем внутри ребенка».

Обучение будет эффективным, будет способствовать психическому развитию в том случае, если оно ориентировано на зону ближайшего развития, т.е. как бы забегая вперед. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно ребенку в процессе самостоятельной работы (зона актуального развития), но и то, что он может сделать совместно со взрослым (зона ближайшего развития). При этом задачи, которые ставятся перед обучаемыми, должны быть достаточно трудными, требующими волевого напряжения, познавательной и двигательной активности, но доступными.

Хотя психическое развитие определяется условиями жизни и воспитания, оно имеет свои особенности. Ребенок не подвергается механически любым ним воздействиям, они усваиваются избирательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышления, в связи с преобладающими в данном возрасте интересами и потребностями. То есть всякое внешнее воздействие всегда действует через внутренние психические условия (С.Л. Рубинштейн). Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», - пишет С.Л. Рубинштейн.

Закономерности психического развития

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей между функциями, изменяется соотношение между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему меж функциональных связей она включена.

Первоначально, в младенческом возрасте, сознание ребенка не дифференцировано. Дифференцирование функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развивается и становится доминирующим процессом. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано, оно слито с эмоциями.

Остальные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее не их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности - предметно - манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействия, называются сенситивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Например, для развития речи сенситивным является возраст от 2 до 5 лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Психическое развитие тесно связано с развитием психомоторики. Например, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, расширяются возможности его действий с вещами. Самостоятельное передвижение совершенствует восприятие познавательному развитию ребенка и т.д. Эта взаимосвязь также прослеживается на занятиях физическими упражнениями и спортом. При обучении двигательным действиям необходимо учитывать общие особенности развития психических процессов. Прежде всего это неравномерность развития всех психических функций, участвующих в регуляции движений в естественном развитии детей и подростков. Под влиянием специальных упражнений психические функции развиваются быстрее. Так, под влиянием гимнастики, тенниса у ребенка в период от 9 до 13 лет особенно заметно возрастает способность дифференцировать амплитуду движения, в то время как при естественном развитии не наблюдается существенных изменений. Под влиянием игровых упражнений в период от 11 до 13 лет увеличивается быстрота сложной реакции, а также существенно улучшается точность глубинного зрения, в то время как в естественном развитии в этом возрасте она почти не изменяется.

Во-вторых, психическое развитие протекает стабильно, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и режимом, не совпадающим с темпом и режимом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни взрослого человека. Наиболее быстрое психическое развитие происходит в раннем детстве - с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В. Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности.

Ведь только реализация возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым он не сможет жить (А.В. Запорожец).

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношения внешних и внутренних условий развития психики (Л.С. Выготский), типичных для каждого возрастного периода и влияющих на динамику развития в этот период. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н. Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем детстве формируются « гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития.

Одним из главных является противоречие между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В совою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремиться войти.

Таким образом, расширение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все новые разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности.

Основной закон психического развития Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимость определяя аккумулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического процесса происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том. Что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельность. Так, память выделяется из восприятия и становиться самостоятельной деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи на более высоком, качественно новым уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Например, компенсация слуха зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит главным образом путем развития осязания ( т.е. за счет комплексной деятельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения.

Другое проявление пластичности - подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Я.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко).

Возрастная периодизация развития.

Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах измерения в психике могут происходить медленно и постепенно, а могут - быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение развития, без редких сдвигов и перемен в личности. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накаливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования.

Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Л.С. Выготский определял возрастные кризисы как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающие при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, новой социальной ситуации развития. Поведенческие критерии возрастных кризисов - трудновоспитуемость, упрямство, негативизм и др. - Выготский считал необходимыми и выражающими единство негативной и позитивной сторон кризиса. Д.Б. Эльконин полагал, что эмансипация от взрослого, составляющая основу возрастного кризиса, служили основой качественно нового типа связи со взрослыми и поэтому возрастные кризисы являются необходимыми и закономерными.

Существует и другая точка зрения на негативизм, рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или наоборот, усилить.

Хронологически возрастные кризисы определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденности (до1 мес.), кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет), юношеский кризис - 17 лет.

Отдельными авторами признается также наличие возрастных кризисов у взрослых. Кризис середины жизни - 40 лет, кризис старения - после 60 лет.

В основе возрастной периодизации лежат 2 принципа: принцип историзма и принцип единства сознания и деятельности.

Принцип историзма предполагает учет конкретных исторических условий и той социальной обстановки, в которой развивается ребенок. Происходящие в жизни общества изменения влияют на развитие детей, ускоряя или замедляя его и соответственно изменяя возрастные границы. В последние десятилетия наблюдается явление акселерации - ускоренного физического развития детей: увеличился рост новорожденных и детей школьного возраста, сократились на 2-3 года сроки полового созревания. Есть основания полагать, что акселерация обусловлена действиями целого ряда биологических и социальных факторов. Однако существует противоречие. Вследствие акселерации физическое развитие идет быстрее, чем в прошлом, в то время как психологическая и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. Взрослые, физически развитые молодые люди, которые стремятся войти во взрослую жизнь не могут этого сделать, из-за искусственных барьеров, которое ставит перед ними общество. Причин этому много. Сюда относится современная социально-экономическая ситуация в обществе, особенности воспитания (гиперопека) и многие другие причины. Вследствие этого многие молодые люди становятся инфантильными. Инфантилизм буквально означает отсталость в развитии, проявляющуюся в виде сохранения во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям, социальная, нравственная и гражданская незрелость молодого человека. Поэтому молодым людям необходимо давать возможность проявлять самостоятельность и инициативу, они должны уметь принимать решения и нести ответственность за собственные поступки, быть активными субъектами жизненного самоопределения и иметь свободу выбора.

Принцип единства сознания деятельности предполагает признания тесной взаимосвязи деятельности и психики. Отсюда возможность анализировать психику путем изучения деятельности, в которой она проявляется и развивается. Сознание и поведение развиваются внутри конкретных форм деятельности (в игре, учении , труде, спорте и д.р.), через которое человек активно включается в окружающую среду.

Наиболее распространенная в отечественной психологии периодизация Д.Б. Эльконина.

Д.Б. Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую мир - мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок - вещь» и «ребенок - взрослый». Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею, это общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности, с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем « ребенок - общественный предмет» и « ребенок - общественный взрослый» представляют единый процесс, в котором формируется его личность.

В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно - эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Это деятельности, связанные с системой отношений «ребенок - общественный взрослый» или, шире, «человек - человек».

Вторую группу составляют ведущие деятельности благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Деятельности второго типа связаны с системой отношений «ребенок - общественный предмет» или «человек - вещь».

В деятельности первого типа, главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-психические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности: возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка. Краткая характеристика каждого периода дана в таблице.

Таблица. Периодизация детского и юношеского возраста.

Возраст

Ведущая

деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Психические

новообразования

Младенческий

(0-1 года)

Ранне детство

(2-3 года)

Дошкольный

(4-5 лет)

Младший школьный

(6-10 лет).

Подростковый

(11-14 лет)

Старший

школьный

(15-17)

Непосредственное

эмоциональное

общение

Предметно - орудийная

деятельность

Ролевая игра

Учение

Общественно-полезная деятельность: учебная, организационная, трудовая

Учебно-профессиональная деятельность

Сенсомоторное

развитие

Манипуляции с предметами и речь

Межличностные отношения

Первичные знания

Система отношений в разных ситуациях

Профессиональные знания

Потребность в общении с другими людьми и

эмоциональное отношение к ним

Речь и наглядно-действенное мышление.

Потребность в общественно оцениваемой деятельности

Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия

Стремление к взрослости и самостоятельности, критические отношение к окружающим, самооценка, умение подчинятся нормам коллективной жизни.

Мировоззрение, профессиональные интересы «образ -я»

Однако в старшем школьном возрасте (ранняя юность) развитие человека не заканчивается. В период взрослости происходит дальнейшее развитие человека. Но если психическое развитие человека в детстве и отрочестве сравнительно хорошо исследовано, то изучение периода взрослости (зрелости) началось недавно. Психика взрослых имеет свои закономерности развития и свою специфику. Исследования психофизиологических функций взрослого человека показало, что в своем развитии они проходят 3 стадии онтогенеза:

повышение функционального уровня (прогрессивная) -;

стабилизация функционального уровня (стабильная) - 20-35 лет;

понижение функционального уровня (регрессивная) - 35-60 лет;

т.е. постепенное, гетерохронное развертывание инволюционных процессов (после 60 лет). Возможно противостояние инволюционным процессам. Сохранение высокой работоспособности в пожилом, старческом возрасте связано с образованием, способностями, интересами, общественной активностью. У людей, занимающихся спортом, творческой деятельностью процессы инволюции протекают медленнее.

Таким образом, активному долголетию пожилого человека способствует развитие его как социально активной личности, субъекта творческой деятельности, яркой индивидуальности.

Следующей закономерностью является неравномерность динамики как отдельных психических функций, так и психической структуры в целом. Неравномерность выражена в разных показателях: темпа, направленности и длительности. Она носит колебательный характер, т.е. чередуются спады и подъемы в разные годы жизни.

Психологи взрослых также отличается еще одной особенностью. Об этой возрастной группе трудно говорить «вообще», ее специфика зависит не только от возраста, но и от индивидуальных различий. Социально-психологические свойства взрослых зависят от социально- профессионального положения, от деятельности, которой занимается человек. Семья и работа детерминируют дальнейшее развитие и совершенствование потенциальных возможностей человека.

В развитии личности - ведущее значение имеют жизненные планы, ценностные ориентации, мотивация деятельности. Огромную роль также играют взаимоотношения в семье, в трудовом коллективе.

Важную роль в развитии психологии взрослого населения играют культурные и социально-экономические условия общества. В настоящее время встает проблема профессиональной переориентации взрослых и пожилых людей, что в этом возрасте сделать значительно труднее.

В психологии нет единой периодизации возрастного развития взрослых. Существует множество теорий, которые кладут в основу периодизации различные признаки. Сейчас принята следующая возрастная периодизация: юность (17-21 год); зрелый (35-60); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90лет); долгожители (90 лет и выше). ( Д.И. Фельдштейн).

Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона.

Эрик Эриксон - последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Его теория вносит большой вклад в развитии психологии, однако он мало уделял внимания интеллектуальному, нравственному развитию и другим особенностям психики.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом восемь стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

В основу его концепции положена идея о развитии психосоциальной идентичности личности. Он различает групповую идентичность и эгоидентичность. Человек во взаимоотношениях с другими людьми принимает на себя различные социальные роли и функции, неоднократно изменяющиеся на протяжении жизни; но вместе с тем он постоянно сознает и свое подлинное Я, т.е. свою идентичность, само тождественность. Чем более целостным и устойчивым является у человека чувство его внутренней идентичности, тем последовательнее будет его поведение и тем выше будет его чувство уверенности в себе, в том, что он делает и выбирает. На протяжении жизни человеку приходится вступать в многообразные конфликтные ситуации, делать самостоятельно выбор и принимать решения, преодолевать кризисы, переоценивать свои ценности. Таким образом, человек постоянно познает себя, определяет себя и свое место в жизни. Осознавать свою «само тождественность» - это значить быть всегда самим собой.

Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложиться, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным». Идентичность формируется в юношеском возрасте, эта характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций - отождествление с родителями; мальчиками или девочками и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родителя, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще один важный для развития личности момент - его кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение ребенка к миру и самому себе. Таким образом, Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, рождение до глубокой старости.