logo

Третья стадия (от четырех до пяти лет)

Дошкольник уже приобрел множество физических навыков. Он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто подражать другим. Изобретательность его проявляет себя в речи, в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины - на другом.

От того, как реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипедах, на санках, на коньках, вырабатывают предприимчивость. Но если родители показывают, что деятельность ребенка вредна и нежелательна, что его вопросы назойливы, а игры бестолковы, - он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Четвертая стадия (от шести до одиннадцати лет)

В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноценности - с другой.

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаш и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом, наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Пребывание ребенка в школе и отношения, которые он там встречает, оказывают большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, отличающийся сметливостью, может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе, благодаря заботам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.