logo

Первая стадия ( первый год жизни).

В этот период, утверждает Эриксон, развивается социальное взаимодействие , положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным - недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, - место уютное, а люди - существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозрительность к миру вообще и к людям в частности, и недоверие это он несет в другие стадии своего развития.

Необходимо подчеркнуть, однако. Что вопрос о том, какое начало одержит вверх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду, и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато ребенок, выработавший доверчивый подход к жизни, позже может проникнуться к ней недоверием, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.