8. Натуральная и товарная формы организации общественного производства.
Исторически первой из общих экономических форм явилось натуральное производство, при котором продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутрихозяйственного потребления. Потребление здесь зачастую совпадает с производством, что предельно упрощает проблему их увязки.
Такие отношения господствовали в замкнутой первобытной общине, изготовлявшей все необходимое для себя. В основном натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство и феодальные поместья. Будучи собственниками земли, феодалы либо прямо присваивали труд крепостных, либо получали от них оброк продуктами или деньгами. Во всех этих случаях производственные отношения выступали в «прозрачной», неовеществленной форме, как отношения между самими людьми, а не как отношения между продуктами их труда. Натуральная форма производства возникла как следствие неразвитости общественного разделения труда, когда процесс отпочкования тех или иных его звеньев только зарождался. В этих условиях и появились замкнутые или, самодовлеющие производственные организмы. Труд носил общественный характер только в их узких пределах.
Натуральная форма производства жестко замыкает все экономические процессы в рамки локальных единиц, не допускает открытия каналов для связей вовне. Рабочая сила столь же жестко закрепляется за данным хозяйственным целым и лишена мобильности. Отсюда и консерватизм натурального хозяйства. Именно особенности натуральной формы хозяйствования раскрывают «тайну» устойчивости, живучести сельскохозяйственных общин на протяжении тысячелетий. Натуральная форма адекватна такому уровню производительных сил и такому типу производственных отношений, которые предопределяют крайне ограниченную цель производства, подчиняют его удовлетворению потребностей, незначительных по объему и однообразных, примитивных по характеру.
Товарное производство зарождается как противоположность натуральному хозяйству. Обмен товаров, возникнув «на стыке» общин, то есть в точках их соприкосновения, затем начинает проникать и внутрь их. Товарное производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда.Это — специфический способ отношений между производителями и потребителями, измерения труда и включения его в совокупный труд общества. По существу, это не прямая, а косвенная форма общественного признания труда, которая осуществляется не прямо в самом производстве (где он затрачивается), а косвенно, в сфере обмена, путем купли-продажи.
Смена натурального производства товарным — длительный и сложный процесс.
Процесс вытеснения натурального производства происходит прежде всего путем втягивания хозяйственных единиц в товарообмен, в акты купли и продажи на основе возникновения и углубления специализации производства. Специализация на изготовлении отдельных продуктов делает необходимым их обмен между производителями. Она же ведет к повышению производительности труда, так что товарообмен становится не только необходимым, но и выгодным. Следовательно, экономия времени выступает движущей силой развития товарного хозяйства.
- 2. Взаимосвязь производства, распределения, обмена, потребления
- 3.Предмет экономической теории.
- 4. Политэкономия и экономикс.
- 6. Основные этапы эволюции экономической теории
- 7. Социально-экономические формы производства.
- 8. Натуральная и товарная формы организации общественного производства.
- 9.Собственность и ее формы. Многоукладная и смешанная экономика.
- 12.Теория предельной полезности (австрийска школа)
- 13. ВОзникновение, сущность и функции денег.
- 14.Металлистическая и номиналистическая теория денег.
- 15.Количесственная теория денег и современгый монетаризм. Современный монетаризм.
- 16.Теория денег к. Маркса. Роль золота в современных услових.
- 17. Рынок. Его виды и структура. Классическая экономическая теория роли рынка.
- 18.ПредпринимательскаЯ детельность. КонкуренциЯ и ее значение.
- 19.Неоклассическая теория рынка
- 20.Взаимосвзь спороса, предложени и цен.
- 21. Совершенная конкуренция и механизм рыночного саморегулирования.
- 23.Теория монополистической конкуренции.
- 24. Социально-экономические последстви монополизации. Антимонопольная политика, ее цели, принципы и формы.
- 25.Монетарные и “вещные” трактовки капитала.
- 26.Теория “человеческого капитала”.
- 27. Теория капитала и прибавочная стоимость к. Маркса.
- 28.Накопление капитала и его строение. Концентрация и централизация капитала.
- 29.Кругооборот и оборот капитала.
- 30. Основной и оборотный капитал. Амортизация капитала.
- 31. Заработанна плата ее формы и система. Номинальная и реальная заработная плата.
- 32.Заработная плата как превращенная форма стоимости и цены рабочей силы.
- 33.Теория «воздержание», «ожидания», «риска» и трудового дохода как теоретические концепции прибыли.
- 34. Ссудный капитал. Ссудный процент.
- 35.Теории процента.
- 36. Издержки производства и себестоимость.Предельные издержки. Альтернативные издержки.
- 37.Образование средней прибыли и цены производства (модель к.Маркса)
- 38.Неоклассические концепции прибыли.
- 39.Предпринимательский доход и процент.
- 40.Заработная плата как цена труда.