20.Взаимосвзь спороса, предложени и цен.
Существует определённая взаимосвязь между ценой и спросом, между ценной и предложением. Спрос - это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платёжными средствами. Предложение - это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке.
Степень количественного изменения спроса на изменение цен выражает коэффициент эластичности спроса. Это отношение роста объёма спроса (в %) к снижению цен (в %). Коэффициент эластичности предложения - это отношение объёма предложения (в %) к росту цен (в %). Эластичность - это мера реагирования одной переменной величины (спроса или предложения) на изменение другой (цены).
Предложение превышает спрос. Результат - затоваривание, вплоть до экономического кризиса. Один из выходов - снижение цен.
Спрос превышает предложение. Результат - рост цен, спекуляция и так далее. Выход - увеличение производства товаров или повышение цен, уменьшение денежных доходов населения.
Равновесие спроса и предложения. В этих условиях как бы перестают действовать рыночные факторы, влияющие на цену: спрос и предложение, противоборство покупателей и продавцов. В этом случае устанавливается равновесная цена.
Абсолютно эластичный спрос (эластичный - больше 1) Абсолютно неэластичный по цене спрос (неэластичный - меньше 1)
Рост предложения вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного товара (и всё наоборот).
Если рынок действует свободно и стихийно, без постороннего вмешательства, то равновесная цена совпадает с общественной стоимостью товара. Это означает, что товаров произведено столько, сколько нужно и свидетельствует о наибольшей эффективности рыночной экономики. Таким образом на рынке спрос и предложение не всегда уравновешены, но рынок всегда тяготеет к равновесию (закон спроса и предложения).
Изготавливать товары по равновесной цене заставляет товаропроизводителей конкуренция.
- 2. Взаимосвязь производства, распределения, обмена, потребления
- 3.Предмет экономической теории.
- 4. Политэкономия и экономикс.
- 6. Основные этапы эволюции экономической теории
- 7. Социально-экономические формы производства.
- 8. Натуральная и товарная формы организации общественного производства.
- 9.Собственность и ее формы. Многоукладная и смешанная экономика.
- 12.Теория предельной полезности (австрийска школа)
- 13. ВОзникновение, сущность и функции денег.
- 14.Металлистическая и номиналистическая теория денег.
- 15.Количесственная теория денег и современгый монетаризм. Современный монетаризм.
- 16.Теория денег к. Маркса. Роль золота в современных услових.
- 17. Рынок. Его виды и структура. Классическая экономическая теория роли рынка.
- 18.ПредпринимательскаЯ детельность. КонкуренциЯ и ее значение.
- 19.Неоклассическая теория рынка
- 20.Взаимосвзь спороса, предложени и цен.
- 21. Совершенная конкуренция и механизм рыночного саморегулирования.
- 23.Теория монополистической конкуренции.
- 24. Социально-экономические последстви монополизации. Антимонопольная политика, ее цели, принципы и формы.
- 25.Монетарные и “вещные” трактовки капитала.
- 26.Теория “человеческого капитала”.
- 27. Теория капитала и прибавочная стоимость к. Маркса.
- 28.Накопление капитала и его строение. Концентрация и централизация капитала.
- 29.Кругооборот и оборот капитала.
- 30. Основной и оборотный капитал. Амортизация капитала.
- 31. Заработанна плата ее формы и система. Номинальная и реальная заработная плата.
- 32.Заработная плата как превращенная форма стоимости и цены рабочей силы.
- 33.Теория «воздержание», «ожидания», «риска» и трудового дохода как теоретические концепции прибыли.
- 34. Ссудный капитал. Ссудный процент.
- 35.Теории процента.
- 36. Издержки производства и себестоимость.Предельные издержки. Альтернативные издержки.
- 37.Образование средней прибыли и цены производства (модель к.Маркса)
- 38.Неоклассические концепции прибыли.
- 39.Предпринимательский доход и процент.
- 40.Заработная плата как цена труда.