18.ПредпринимательскаЯ детельность. КонкуренциЯ и ее значение.
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров
Конкуренция стала главным рычагом стихийно-рыночного регулирования капиталистического хозяйства, причем четко определились две ее формы - внутриотраслевая и межотраслевая.
Внутриотраслевая конкуренция, то есть конкуренция между капиталистами одной и той же отрасли, ведется за более выгодные условия производства и сбыта товаров. за получение дополнительной прибыли (превращенной формы избыточной прибавочной стоимости). Поскольку в каждой отрасли имеются предприятия с разной технической оснащенностью и разным уровнем производительности труда, то индивидуальные стоимости товаров, произведенных на этих предприятиях, неодинаковы. Однако, как мы знаем, стоимость товаров определяется затратами не индивидуального, а общественно необходимого труда.
Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную, или рыночную, стоимость товаров, которая совпадает обычно с индивидуальной стоимостью товаров, произведенных при средних условиях и составляющих значительную массу товаров данной отрасли.
Межотраслевая конкуренция - это борьба между капиталистами различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Устремляясь в более прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению производства, увеличению предложения товаров. На этой основе цены начинают падать. Соответственно снижается и норма прибыли. К обратному результату приводит утечка капитала из низкоприбыльных отраслей: здесь объем производства сокращается, спрос на товары начинает превышать их предложение, в результате чего цены поднимается, а вместе с ней растет и норма прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает некое динамическое равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где оно вложен. Она также стимулирует научно-технический прогресс.
Предпринимательская деятельность.
Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям: по его масштабам и характеру деятельности.
1. По масштабам инициативная деятельность подразделяется на следующие виды.
Индивидуальное предпринимательство — любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки, кинотеатры и т.п.).
Коллективное предпринимательство — инициативным делом занят какой-то коллектив. Оно включает: мелкий и средний бизнес
(в США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом работников до 500 человек, в нашей стране — с существенно меньшим);
крупный бизнес — как правило, огромные акционерные общества, насчитывающие тысячи людей.
2. По своему характеру предпринимательская деятельность включает несколько форм. Некоммерческое предпринимательство—не связанное с продажей продукции ради обогащения. Такая филантропическая деятельность ведется разными благотворительными и культурно-просветительными организациями. Например, в США 3/4 семей делают взносы на подобные цели (в 80-е годы они составляли в среднем 790 долларов в год на семью). На их долю приходится 90 % всех средств благотворительных фондов, а 5 % поступает от корпораций.
Коммерческая деятельность, или бизнес, -- дело, приносящее доход. В нее входят:
непроизводственный бизнес — профессиональный спорт, концертная деятельность и т.п.;
торговый бизнес — на предприятиях торговли;
бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юридическая контора;
производственный бизнес — доходная деятельность на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.
Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной системе. Оно может быть и на государственном предприятии.В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека нужен кислород, так для предпринимателя-бизнесмена важна свобода его хозяйственной деятельности. Это свобода использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество. Это свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.
- 2. Взаимосвязь производства, распределения, обмена, потребления
- 3.Предмет экономической теории.
- 4. Политэкономия и экономикс.
- 6. Основные этапы эволюции экономической теории
- 7. Социально-экономические формы производства.
- 8. Натуральная и товарная формы организации общественного производства.
- 9.Собственность и ее формы. Многоукладная и смешанная экономика.
- 12.Теория предельной полезности (австрийска школа)
- 13. ВОзникновение, сущность и функции денег.
- 14.Металлистическая и номиналистическая теория денег.
- 15.Количесственная теория денег и современгый монетаризм. Современный монетаризм.
- 16.Теория денег к. Маркса. Роль золота в современных услових.
- 17. Рынок. Его виды и структура. Классическая экономическая теория роли рынка.
- 18.ПредпринимательскаЯ детельность. КонкуренциЯ и ее значение.
- 19.Неоклассическая теория рынка
- 20.Взаимосвзь спороса, предложени и цен.
- 21. Совершенная конкуренция и механизм рыночного саморегулирования.
- 23.Теория монополистической конкуренции.
- 24. Социально-экономические последстви монополизации. Антимонопольная политика, ее цели, принципы и формы.
- 25.Монетарные и “вещные” трактовки капитала.
- 26.Теория “человеческого капитала”.
- 27. Теория капитала и прибавочная стоимость к. Маркса.
- 28.Накопление капитала и его строение. Концентрация и централизация капитала.
- 29.Кругооборот и оборот капитала.
- 30. Основной и оборотный капитал. Амортизация капитала.
- 31. Заработанна плата ее формы и система. Номинальная и реальная заработная плата.
- 32.Заработная плата как превращенная форма стоимости и цены рабочей силы.
- 33.Теория «воздержание», «ожидания», «риска» и трудового дохода как теоретические концепции прибыли.
- 34. Ссудный капитал. Ссудный процент.
- 35.Теории процента.
- 36. Издержки производства и себестоимость.Предельные издержки. Альтернативные издержки.
- 37.Образование средней прибыли и цены производства (модель к.Маркса)
- 38.Неоклассические концепции прибыли.
- 39.Предпринимательский доход и процент.
- 40.Заработная плата как цена труда.