logo
Новая папка / Kolobok / ксе 7

18.ПредпринимательскаЯ детельность. КонкуренциЯ и ее значение.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров

Конкуренция стала главным рычагом стихийно-рыночного регулирования капиталистического хозяйства, причем четко определились две ее формы - внутриотраслевая и межотраслевая.

Внутриотраслевая конкуренция, то есть конкуренция между капиталистами одной и той же отрасли, ведется за более выгодные условия производства и сбыта товаров. за получение дополнительной прибыли (превращенной формы избыточной прибавочной стоимости). Поскольку в каждой отрасли имеются предприятия с разной технической оснащенностью и разным уровнем производительности труда, то индивидуальные стоимости товаров, произведенных на этих предприятиях, неодинаковы. Однако, как мы знаем, стоимость товаров определяется затратами не индивидуального, а общественно необходимого труда.

Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную, или рыночную, стоимость товаров, которая совпадает обычно с индивидуальной стоимостью товаров, произведенных при средних условиях и составляющих значительную массу товаров данной отрасли.

Межотраслевая конкуренция - это борьба между капиталистами различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Устремляясь в более прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению производства, увеличению предложения товаров. На этой основе цены начинают падать. Соответственно снижается и норма прибыли. К обратному результату приводит утечка капитала из низкоприбыльных отраслей: здесь объем производства сокращается, спрос на товары начинает превышать их предложение, в результате чего цены поднимается, а вместе с ней растет и норма прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает некое динамическое равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где оно вложен. Она также стимулирует научно-технический прогресс.

Предпринимательская деятельность.

Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям: по его масштабам и характеру деятельности.

1. По масштабам инициативная деятельность подразделяется на следующие виды.

Индивидуальное предпринимательство — любая созидатель­ная деятельность одного человека и его семьи (создаются торго­вые лавки, небольшие аптеки, химчистки, кинотеатры и т.п.).

Коллективное предпринимательство — инициативным делом занят какой-то коллектив. Оно включает: мелкий и средний бизнес

(в США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом ра­ботников до 500 человек, в нашей стране — с существенно мень­шим);

крупный бизнес — как правило, огромные акционерные об­щества, насчитывающие тысячи людей.

2. По своему характеру предпринимательская деятельность включает несколько форм. Некоммерческое предпринимательст­во—не связанное с продажей продукции ради обогащения. Та­кая филантропическая деятельность ведется разными благотво­рительными и культурно-просветительными организациями. Например, в США 3/4 семей делают взносы на подобные цели (в 80-е годы они составляли в среднем 790 долларов в год на се­мью). На их долю приходится 90 % всех средств благотворитель­ных фондов, а 5 % поступает от корпораций.

Коммерческая деятельность, или бизнес, -- дело, принося­щее доход. В нее входят:

непроизводственный бизнес — профессиональный спорт, концертная деятельность и т.п.;

торговый бизнес — на предприятиях торговли;

бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юри­дическая контора;

производственный бизнес — доходная деятельность на пред­приятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительст­ве и др.

Предпринимательство может проявляться в любой хозяйст­венной системе. Оно может быть и на государственном предпри­ятии.В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека нужен кислород, так для предпринимателя-бизнесмена важна свобода его хозяйственной деятельности. Это свобода использовать при­надлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование иму­щество. Это свобода определять, что и как производить, выби­рать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.