logo
Нити связи

Что такое дух?

Что такое дух? Для большинства, даже считающих себя идущими по духовному пути, дух представляется чем-то неясно высшим, противопоставляемым чему-то не­ясно низшему или материи. Учение говорит: "Дух есть ОГОНЬ". Но для многих последователей даже такое определение не раскрыло пока великого представления об этом Начале Начал и не внесло ясности. Сказано, что если в ближайшие десятилетия не произойдет воскреше­ния духа, планета закончит свое существование гигант­ским взрывом. Такое грозное предупреждение настоятель­но требует немедленного внесения ясности в представле­ние о духе. Нельзя ожидать того времени, когда наука раскроет великие тайны Огня. Необходимо немедленно составить представление о духе, которое бы могло удов­летворить сознание большинства.

Дух — это Дух Божественной Мудрости, который пребывает НАД и внутри человека, который дал возмож­ность ему познать тайну творения на плане, где все со­здается мыслью и волей, творческой энергией "крияшакти" (энергии мысли), и тайну творения себе подобных, или тайну размножения на плане Земли. Жизнь, или Единая творческая энергия, имеет два полюса — северный и южный, Высший и низший, Духовный и материальный, энергию мыслеволения и половую энергию размножения. Единый творческий поток, извивающийся в ганглиях или центрах спинного и головного мозга, и потому образно называемый Змеем, от своего хвоста до головы отображает в себе макрокосмического Змея — Единого Цикла, тво­рящего Вселенную и дифференцированного на множество меньших кругов или спиралей, каждая из которых извита в еще меньшие спирали, и так до циклов жизни мельчай­ших частиц материи.

Целесообразность, отмечаемая в каждом жизненном процессе и невероятная сила, наблюдаемая в каждом по­токе жизненной энергии, являются аспектами Духа Бо­жественной Мудрости, который является не только источ­ником разума и воли, но и любого проявления жизни! Силы, лежащие в основании жизненных действий или проявлений, при попытке проследить всю цепь их взаи­модействий до исходной точки, приведут к Единой Силе, к Энергии Всеначальной, к Жизни с большой буквы, к Огню или Духу Божественной Мудрости.

За пределами материи, Божественная Мудрость бес­сознательна. Она обретает сознание или разум лишь толь­ко после ее сцепления с материей. Говоря о сцеплении, допускаем сознательную ошибку. Если Мудрость Божест­венная абсолютна, она не может сцепляться ни с чем конечным и временным. Но представим себе взошедшее на небе Солнце. Тысячи капель росы, все лужи и водные поверхности, все купола храмов и шпили башен, — все, имеющие зеркальные поверхности, отразит в себе Солнце во всем блеске его сверкающих лучей. Образуются мири­ады солнц и каждое из них будет индивидуальным. Сол­нце, сверкающее на недосягаемом расстоянии вверху и не имеющее никакой непосредственной связи с этими мири­адами зеркал, является примером, который, хотя и в сла­бой степени, может пояснить присутствие Абсолютной Мудрости в каждой частице, несущей жизнь. Солнце, отраженное в каждой капле росы, не будет абсолютным Солнцем, но будет духом его, его полным оптическим подобием, сотворенным его лучами вне всякого желания Солнца сотворить себе какое-то подобие, без всякой це­ленаправленности его лучей. Абсолютная Мудрость подо­бна луку без лучника. Стрела, оторвавшись от лука и, таким образом, утратив с ним всякую связь, вонзается в прегенетическую материю и начинает вращать вокруг себя ее разреженное до предельной тонкости вещество. Враще­ние пахтает элементарные частицы материи вокруг неви­димой оси или стрелы духа, уплотняет и образует таким образом миры, как кусочек масла образуется пахтанием сметаны. Далее стрела превращается в ствол дерева. Де­рево пускает шесть ветвей в сгущенную массу. Каждая ветвь разветвляется на семь побегов, и каждый побег раз­ветвляется еще и еще. Вершина представляет собою седь­мую ветвь. Сок Божественной Мудрости по корням или нуменам устремляется к собранной материи, передает ей свои эманации и порождает в ней свое подобие — разум, а материя, в благодарность, передает ему свои тайны, из которых мудрость строит свое сознание. Нет надобности добавлять, что вновь обретенное сознание Божественной Мудрости и будет мудростью, обретенной материей. Та­ким образом, разум свяжет дух с материей рождением их первенца — Махата или Космического Разума, представ­ляющего совокупность всех проявленных разумов.

Чело посвященных иерофантов украшает золотой змей — Урей, и это было знаком того, что разум их достиг слияния с Божественной Мудростью, что змей низшего полюса творящей энергии, выползающий из ЧРЕВА Зем­ли, побежден силами высшего притяжения, что голова змея, поглотив свой собственный хвост, движется вперед по спиралям циклов своей жизни, трансмутируя свои ни­зшие порождения в высшие.

Если голова и хвост дракона или змея были символами восходящего и нисходящего узла лунной орбиты, то та­кими полюсами в человеческом теле были крестцовое сплетение (Plexus Sacralis) и солнечное сплетение (Plexus Solaris), в земном глобусе северный и южный полюса, "Aurora Borealis" и "Aurora Austeralis". Везде в бесконеч­ном многообразии, в чистом виде и в искаженном можно найти отображение единой истины, раскрывающей тайны двух аспектов единой творческой силы. Прежде читателей ввергало в недоумение утверждение "Тайной Доктрины", что победитель дракона сам становился Драконом. Теперь это должно стать понятным — овладевший низшими си­лами, низшим полюсом творческой энергии и направив­ший ее на служение высшим интересам, тем самым, за­жигал огни своих высших центров и, тем самым, приоб­ретая мощь "крияшакти", становился посвященным. Из сладострастного себялюбца он превращается в сотворца Великих Нагов, творящих эволюцию нашего Космоса.

Каждое древнее Учение содержит в себе легенду о том, что первые божественные люди взяли себе жен из более низшей расы — людей не имевших разума. Но что значит "взяли себе жен"? Не значит ли это то, что они "женились", иначе говоря, оплодотворили представитель­ниц расы человекоподобных людей, не имевших разума?! Принимая во внимание многозначительное обстоятельст­во, что эти расы были бесплотными или астральными, можно полагать, что такое оплодотворение заключалось в том, что неразумные астрально-эфирные сущности были оплодотворены семенами разума. Легенды подтверждают такое предположение, обвиняя Сынов Божьих в том, что они выдали Тайны Неба Земле. Сыны Божьи — бессоз­нательные носители Духа Божественной Мудрости — "человеческие монады", устремленные законом усовер­шенствования, законом притяжения к красоте, увидев, что "дочери Земли прекрасны", иначе говоря, увидев, что материя Земли дает им возможность, путем слияния с ней и взаимного обмена, усовершенствоваться самим и усо­вершенствовать Землю, соединились с высшим выраже­нием земной материи, с телами "дочерей Земли". Так состоялся "брак" носителей духа и носительниц энергии Земли. Сцепление духа с материей одарило дух сознани­ем, а материю разумом. При этом сознание духа и разум материи объективно являются одним и тем же: творческой энергией. Но для духа, вернее с позиции духа она является сознанием, а с позиции материи — разумом.

В "Тайной Доктрине" эта же идея была выражена так: устремленные законом эволюции и кармы, божест­венные монады или ангелы "пали" или воплотились в тогда еще неразумного человека, жившего на Земле. Таким образом, они стали высшими принципами чело­века, они открыли ему пути в бессмертие. Отныне, каж­дое воплощение человека, благодаря работе мудрости, соприкоснувшейся с низшей материей, приносило человеку познание ее. Иначе говоря, зерно духа, бессозна­тельное на плане этой материи (т.е. еще не накопившее знание о ней) стало накапливать познание этой материи и присоединять это знание к бессмертной монаде, делая, тем самым, нарождающийся человеческий разум, бес­смертным.

Будучи сама бессмертной, частица Божественной Мудрости — София гностиков — дала рождение человече­скому разуму, отобразив на Земле космическую формулу: "Махат есть первый продукт Прадханы". Воплощения че­ловеческих монад стали наращивать вокруг зерна духа (или искры Божественного Огня) высший, бессмертный разум и двуногое животное стало превращаться в ЧЕЛО­ВЕКА, где "чело" — это разум, а "век" — вечный. Т.е. высшее творение земной материи — человеческое тело обрело свой высший манас. Монада получила возможность стать человеком.

Это соединение монад с предками нынешнего челове­ка произошло тогда, когда человек еще не имел нынешнего плотного тела. Во дни "соединения" или "падения ангелов в зарождение", человек был "разумом рожденным", т.е. созданным силой мысли и воли, силой крияшакти своих родителей, ACTРАЛЬНЫМ прообразом будущего в то время и настоящего в наше время человека.

Этот астральный прообраз, путем постепенного уп­лотнения, достиг настоящей плотности около 18-ти мил­лионов лет назад.

Процесс ОРАЗУМЕНИЯ животного, предназначенно­го стать человеком, происходил не одинаково для всех. Некоторые особи приняли в себя монады, так сказать, целиком, другие получили лишь частицу Мудрости, или Огня. Были и такие, которые не получили ничего.

Трудно понять, от сегодняшнего дня, такой разноха­рактерный процесс оразумения, но в одном из авторитет­ных эзотерических трудов сказано, что Высокие Ангелы СВОИМ ОГНЕМ ЗАЖГЛИ ОГОНЬ в "лампадах" буду­щего человечества.

Это можно понять так, что будущие люди, в процессе своего развития, в своих астральных телах, накопили то вещество знания, которое уже смогло соединиться с мате­рией высшего сознания, т.е., говоря аллегорически, в этих астральных телах были созданы лампады — определенные формы, в которые было налито масло и вставлены фитили. Иначе говоря, астральные центры накопили горючее и Ог­ненные Духи, приняв ответственность за дальнейшую судь­бу этих творений, зажгли эти центры огнем своего разума. Эволюция нынешних животных, в сущности своей, есть накопление "масла" в их "лампадах", вооруженных "фитилями" нервов. Придет и их время, когда в накоп­ленный ими материал, можно будет воплотить разум. А что касается зажжения высших центров — одарения че­ловека высшим разумом, то в случае подхода к Учению неофита, разве не отображен, в какой-то степени, процесс зажжения в нем высшего знания. И потому описанное не является уже таким запланетно отвлеченным процессом, если мы наблюдаем его в окружающей нас жизни.

Этот процесс в высших и новых формах происходит и ныне, когда Учитель Незримый зажигает высшие ду­ховные центры ученика, тем самым делая его адептом.

Погружение в плотное тело неизбежно затемняет зна­ние духа. Можно представить насколько плотными были плотные тела, когда завершалась инволюция духа в ма­терию, когда четвертая раса развила свой четвертый прин­цип! Только те Высочайшие Духи, которые пришли на Землю с высших планет и потенциал духа которых под­лежит высшим притяжениям, сохранили на всем протя­жении земного пути свой свет неомраченным. Князь мира сего, пришедший на Землю вместе со своими Великими Собратьями, в потенциале духа своего нес энергии, при­сущие нашей Земле. Это обстоятельство оказалось для него роковым, ибо тем самым он был особенно привязан к Земле. Отличившись во время Лунной Манвантары, он, по космическому праву, принял участие в населении Земли человечеством и в развитии ее производительных сил и в развитии ее человечества. Он стал руководителем планеты еще в силу того, что еще в период ее предыдущего воплощения отлично изучил энергии всех ее недр. Но нет ничего совершенного под Солнцем: достигнув в Лунной Манвантаре огромных успехов, Князь мира сего имел в себе много несовершенств. Эти несовершенства сказа­лись, когда ему пришлось погрузиться в недра земных энергий, приобретших особую мощь и критичность в момент поворота духа от инволюции к эволюции, от погру­жения в силы Земли до начала вознесения их в Высшие сферы, от обособленности самосознания до вознесения этого сознания к сознанию космическому. Князь мира сего не справился с поворотом и, вместо вознесения земной материи, стал еще больше развивать ее возможности. Ко­нечно, ему неоднократно указывалось на его ошибки, но он стоял на своем и, проникнувшись уверенностью в своих огромных возможностях, он постепенно отошел от Иерархии. Вскоре он понял, что совершил непоправимую ошибку, но каждый знает, как трудно изменить направ­ление, когда еще столько сил может быть использовано на движение именно в этом направлении. Тогда Руково­дителем Земли был назначен нуклеус из нескольких Вы­сших Духов. Каждый из этих Духов занимал пост Глав­ного в зависимости от задач эволюции. Этот центр эво­люции сразу же сделался объектом атак князя мира сего. Так разгорелась война, последний и решительный этап которой завершился на наших глазах полной гибелью князя, иначе говоря, расчленением всех его принципов.

Так возникли две легенды: о падении Ангелов и о падении Люцифера. Первая имела в виду "падение" монад в зарождение, следствием чего человечество было одарено разумом и получило путь к бессмертию. Вторая имела в виду духовное падение некогда, действительно светонос­ного ангела, которое увлекло за собою множество связан­ных с ним духов, которых, именно он, одарил когда-то разумом. Этими духами является большинство человече­ства. Ближайшие сотрудники Князя, иерофанты зла также безнадежны, как и сам Хозяин. После гибели последнего они продолжают борьбу и, вероятно, когда-то, как и он найдут свой конец. Но большинство человечества может избежать этой участи. Большинство людей имеют доста­точные накопления, чтобы взойти на новую ступень эво­люции, и некоторый их уклон в сторону материи может быть преодолен с помощью Иерархии, если эта помощь не будет отринута. Вместо своего погибшего отца людям предлагается избрать себе нового Отца из тех, четырех Кумар, которые пожертвовали собою ради спасения чело­вечества.

Возвращаясь к прерванной мысли, теперь можно уяс­нить, что те Монады, которые воплотились "целиком", составили сердце нашей Иерархии — ядро Белого Брат­ства, пребывающее в Шамбале.

Те, которые получили только искру — это мы сами, люди.

Все получили искру Божественной Мудрости, но судь­ба получивших сложилась неодинаково: в некоторых эта искра разгорелась ярко и укрепилась в своей напряжен­ности, в других она стала постепенно тускнеть. Высшая Мудрость, от которой постоянно исходят импульсы рас­ширения и утончения сознания и устремления ввысь, к слиянию со своим источником, сама по себе не могла ни потускнеть, ни погаснуть, ибо она вечна и нерушима. Но ее вместилище — человеческий разум, образовавшийся в результате ее взаимодействия с проходимыми слоями гру­бой материи, мог измениться, как в лучшую, так и в худшую стороны. У некоторых, и может быть у большинства человечества, он превратился в сухой холодный рассу­док, вся деятельность которого, вопреки устремлению сво­его Божественного Породителя, устремилась не по вы­сшим слоям материи, а к ее низшим энергиям. Вместо вывода своего носителя из тенет Майи, она все глубже и глубже погружает его в трясину грубейшей материи. Вместо радости духовного творчества, такие люди погру­жаются в телесные услады: комфорт, роскошь, половые безумия, пьянство, наркоманию, стяжательство средств, необходимых для удовлетворения этих страстей.

Но не так легко изгнать Божественную Искру из себя. Эманации ее, известные под названием голоса совести, часто сигнализируют людям об опасности их падения, о необходимости стремления к Высшему. Но воля большин­ства падающих уже настолько парализована, что она не может остановить это падение. Ведь воля есть притяжение к Высшему, заложенному в искре Божественной Мудро­сти. Вместе с угасанием и окостенением высшего разума, ослабляется связь человека с его духом, искрой или мо­надой. Вместе с ослаблением этой связи слабеет и воля человека к восхождению, к стремлению к высокому твор­честву, к правде, к красоте, к чистоте, к праведности, к справедливости, к подвигу самоотверженному, к любви к человеку, к Родине, к человечеству в целом. Все его "помыслы" или энергия его манаса сосредотачивается на накоплении материальных средств, на создании роскош­ной, комфортабельной жизни, [ведущей] ко множеству телесных и астральных услад. Все его прежние высокие устремления принимают узкие материальные формы. Он гордится си­лой и красотою своего тела, гордится своим богатством, упиваясь восхищением людей, лишенных или ограничен­ных в этих благах. Он упивается завистью и старается вызвать эту зависть и преклонение. Он старается во всем показать свою силу, свою материальную потенцию: в одежде, в жилище, в вещах обихода, в средствах транспорта. У него на первом месте сила золота и страсть. Он устремлен к наслаждениям, к власти, которая приносит все эти блага, к прославлению. Он гордится не духовными достижениями, но достижениями в стяжании материаль­ных благ. Он презирает силу и красоту духа, по принципу презирания всего того, чего не может достигнуть сам. Он уверен, что все может купить: почет, уважение, любое наслаждение, любое произведение искусства, любое тело и любую душу. Вместо равновесия между духом и мате­рией, он устанавливает разновесие в пользу материи. Он украшает тело часто за счет обезображивания духа. Он всегда предпочитает увеличение золота увеличению силы духа. Он стремится все золото мира собрать в свой коше­лек. Он накапливает оружие, чтобы отнимать золото у других, чтобы покорять непокорных и отбивать нападения других стяжателей. Чтобы умножить свое могущество и славу он не гнушается ничем. Он идет на тайное или явное попрание законов эволюции. Утратив связь с духом, он не чувствует угрызения совести. В крайнем случае, он вооружен против любой боли наркотиками, в том числе и против угрызения совести. Он считает чудачеством или просто глупостью всякие "идеалистические" порывы. Но если этих чудаков или глупцов слишком много, он прячет свое обличие под маской благочестия, служения народу и прочих "гуманностей", выдавая черное за белое, а белое за черное. Имея опыт в таком обмане, он подчас делает это так искусно, что не только окружающие, но сам он начинает верить в искренность своих благородных поступ­ков. Однако он зорко отличает наивных чудаков от на­стоящих противников, от мощных носителей духа, могу­щих видеть сквозь любую маску. Обычно он старается дискредитировать их в глазах масс, приписывая им самые страшные преступления и действия, ненавидимые массами. Обычно он приписывает им свои свойства и, таким обра­зом, Христос распинается, а разбойник отпускается. С помощью наркотиков он разрушает интеллект, чтобы пре­градить проникновение эманации Высшего разума, и пре­красно владея астралом масс, ввергает их в разложение. Можно написать целую книгу о превращении орудия Све­та в орудие тьмы, — о падении интеллекта, о взаимном развращении плотного тела и астрала.

Расцвет всякой жизни зиждется на обмене. По плану эволюции такой обмен был заложен между интеллектом и Божественной Мудростью, но интеллект обособился. Он нарушил связь со своей Матерью и, как неизбежное следствие этого, лишившись животворного обмена, стал разлагаться. Грозные признаки этого разложения хотя и не могут быть в полной мере уловлены и оценены человечеством, но не замечать их также невозможно. Люди ищут выхода в самом интеллекте. Они считают, что возможности его еще не исчерпаны. Придумываются все новые и новые разрешения нагромождающихся про­блем. Но это только усиливает разложение, ибо СПА­СЕНИЕ ТОЛЬКО В ОБМЕНЕ. Как заболевший тяжкою болезнью человек, исчерпав ресурсы своего организма, может быть спасен только переливанием крови, так и человечеству, его интеллекту необходима кровь, необ­ходимы эманации Божественной Мудрости. Только Бо­жественная Мудрость может остановить самопожирание интеллектуальных умников. Эта Божественная Мудрость протянута человечеству. Эта кровь духа Носителей Бо­жественной Мысли готова влиться в сознание тех, кто готов добровольно принять ее. Если почему-либо эти энер­гии не пробьются через залежи накопленных гнусных нагромождений — человечество и его корабль погибнут. Божественная Мудрость должна распространиться по миру и завладеть сознанием хотя бы не столь великой группы людей. Изо всех сил темные противятся распространению Мудрости. Она или прямо запрещается, или дискредити­руется, или умаляется, или профанируется. Но время нового поворота эволюции наступило. Только воскреше­ние духа спасет человечество.

Обиталища старого мира будут разрушены катаклиз­мами — это неотвратимо, но полного взрыва планеты может и не быть. Все зависит от того — будет ли уста­новлен необходимый контакт разума с искрой Божествен­ной мудрости. Безумцы не знают, чем они владеют.

Вспомним, что третья группа человечества не пол­учила ни монад, ни искр. Это было следствием того, что к сроку они не успели накопить необходимые для этого элементы. Они остались внешне похожими на людей, но лишенными разума. Затем произошло разделение одно­полого человечества на андрогин и, наконец, на два пола. При чем животные разделились первыми. Это позволило расам, лишенным разума опередить одаренных разумом в развитии половых признаков и полового магнетизма. Когда разделилось человечество и проявление нового ин­стинкта еще не установилось твердо в смысле сочетания особей своего вида с особями своего вида, люди стали притягиваться к самкам или женщинам животноподобных людей, имевшим уже выраженный магнетизм. Потомство от этих связей состоялось, но оно не восприняло разума от своих отцов. Этот далекий исторический факт, в ка­кой-то степени, отражен и в нынешнем человечестве. Де­ти с перспективой духовного пробуждения и развития рождаются только от тех родителей, которые обладают высшим разумом. Если один из родителей не обладает им — дети не будут духовными, за редчайшим карми­ческим исключением. Обычной причиной таких духов­ных мезальянсов или, как говорит Ориген, — браков незаконных, является внешняя красота — великая при­тягательная сила. Современные "Лилит", "Кхадо" или "дакини" своей красотой и женственной обаятельностью привлекают духовно устремленных мужчин. Такой брак почти полностью останавливает духовное развитие мужа и почти совершенно не поднимает уровень жены, так как в ней нечего поднимать. Не только творчество духовного потомства, но и всякое духовное творчество, как резуль­тат взаимодействия полюсов батареи, невозможно. С ог­ромным трудом муж, обладающий высшим разумом, мо­жет двигаться вперед и творить, лишь тяготея к другой, духовной женщине. Но в этом случае слишком близкий контакт с недуховной женой и недуховным потомством приковывает к ногам и рукам устремления такие стопу­довые гири, что неимоверные усилия, затрачиваемые на движение вперед, приносят ничтожные результаты.

Эволюционный мезальянс на заре разделения чело­вечества на два пола вызвал строгое предупреждение со стороны Руководителей эволюции. Но, как всегда, сво­бодная воля проявила своеволие, и многие продолжали поступать по-своему. Тогда карма внесла свои коррективы. Ослушавшиеся указа духи стали воплощаться в порож­денное ими потомство неразумных рас. Не имея возмож­ности выявить свой разум, эти духи приостановили почти полностью свое развитие. Нынешние человекообразные обезьяны это потомки существ, родившихся от половой связи людей с неразумными животными расами. Они пол­учат возможность снова воплотиться в человеческие обо­лочки лишь в конце настоящего круга.

"Бог поругаем не бывает", говорили древние. Великая творческая сила не может быть злоупотреблена без всяких кармических последствий. Люди должны понять все зна­чение живущей в них жизнеутверждающей силы. Пра­вильно не погружаться в размышления о половых пробле­мах, достаточно краткого и несложного освещения неко­торых тайн физического размножения для выработки пра­вильного отношения. Пусть вся энергия творческой мысли будет направлена к высшему полюсу. Это даст наилучшие достижения и облегчит напряжение низшего полюса. Одно воздержание без развития высшего творчества не принесет желанных результатов. Пусть каждый найдет в себе твор­ческие искры и раздувает их за счет обуздания животной страсти и бесплодной обывательской любви.

Новая эпоха требует для движения по духовному пути гармоничного соединения начал — истинно законного бра­ка, когда он и она устремляются по пути восхождения, по пути развития в себе и в потомстве своем Божественной Мудрости.

30.12.1974 г.