logo
Нити связи

Самомнение и смирение

У каждого человека должно быть законное чувство гордости за свои достижения. Эта гордость показывает, что человек отдает себе отчет в том, какой суровый ценой, каким потом, слезами и кровью, какими долгими и неве­роятными усилиями, страданиями и жертвами были на­коплены сокровища его духа. Эти сокровища не являются лишь его личными достижениями, они составляют часть общих достижений, общего достояния, как человечества, так и всего Космоса, цель существования и работа которого составляют пахтание этих сокровищ.

Все накопленное является оружием для завоевания сфер высших напряжений, Высших Миров. Оно помогает не только самому человеку, но и многим другим подни­маться в эти высшие сферы.

Самомнение есть преувеличенное мнение о своих до­стижениях, своих достоинствах: мнение, не соответствую­щее действительности, следовательно — ложная гордость.

Не очень удивительно, если самомнение наблюдается там, где имеется какое-то достижение, например, какой-то поэт пишет не плохие стихи, но преувеличивает их достоинство. Удивляться приходится там, где, как будто бы, и гордиться нечем, где нет ни нравственно-этических достижений, нет ни творческих успехов, да и вообще нет никакого творчества и способностей. Чем объяснить такое странное явление?

Прежде всего тем, что помимо отсутствия каких-либо этических или творческих достижений, там нет и умст­венного прогресса, ибо только глупец может гордиться там, где гордиться нечем.

Кроме глупости объясняет такое положение само­влюбленность, хитрое намерение, напустив на себя важ­ность, поверив, что где-то существует для этого основание, обманывать ради своекорыстия других. Но помимо этого есть одно оккультное обстоятельство — это гордость, ос­тавшаяся от прежних воплощений, когда накопления име­лись и были впоследствии разбазарены, или когда человек занимал важное положение в обществе, был окружен вос­хвалением подхалимствующего окружения, верил в то, что власть дарована ему "свыше" и т.д. Этот дурман, после одного какого-то "царственного" воплощения, часто тянется за человеком в течение нескольких и даже многих жизней. Чем больше человек теряет своих истинных до­стоинств, тем эта гордость крепнет, или кристаллизуется в нем.

Власть может прийти к человеку в соответствии с его достоинствами и без такого соответствия. Когда власть, например, приходит в силу кармических обстоятельств. Но чем меньше достоинства соответствовали занимаемому положению, тем большим самомнением, обычно, прони­кается человек.

Самомнение можно перевести, как "самость во мне­нии" о своих достоинствах. Именно самость склонна силь­нейшим образом приуменьшать достоинства других и в такой же мере преувеличивать свои достоинства.

На соотношении внутренних, истинных достоинств построен незыблемый закон Космоса — Закон Иерархии. Все Сонмы сознаний, населяющие Космос и его состав­ляющие, разнятся друг от друга количеством и качеством своих накоплений. В соответствии с этим, каждый, в своем луче, находится в непрерывной цепи между созна­нием вышестоящим, т.е. обладающим большим опытом, знанием, накоплениями и сознанием, имеющим меньшие накопления. Иногда эта разница очень небольшая и не­ощутимая для неопытного глаза, но сознание, стоящее выше, часто в отношении человека уже является созна­нием ведущим.

Одним из самых губительных последствий самомне­ния, в силу преувеличенного мнения о своих достоинствах, является непризнание вышестоящих иерархических звеньев. Следствием такого непризнания является при­остановка развития и падение, которое может отнести упавшего далеко вниз.

Обратной стороной этого явления, т.е. преувеличения своих данных, является желание властвовать над теми, над кем не имеется космического права властвовать.

Закон Иерархии требует повиновения вышестоящему за­кону и умения требовать повиновения от нижестоящего звена.

Повиновение вышестоящему называется смирением.

Каждый нижестоящий обязан повиноваться указу свыше и неповиновение, или восстание против Иерарха, оставляет без руководства бунтовщика. Не только со сто­роны ближайшего звена, но и [со стороны] всех стоящих выше его, ибо неподчинение ближайшему звену прерывает ток Иерархии, подобно прерыванию тока в разомкнутой элек­трической цепи.

Имеются некоторые исключения из этого правила: в случае падения или шатания иерархического звена, оно выпадает из цепи и, при сложном кармическом положе­нии, заменяется другим.

Смирение должно быть добровольным. Если оно ут­рачивает элемент добровольности, оно превращается в рабство. Смирение должно быть не только добровольным, но и исходящим из любви к Иерархии. "Если кверху почитание, то книзу ручательство".

Итак, самомнение смертельно опасно, и особенно на пути духовного восхождения, когда успехи, обычно выте­кающие из почитания Иерархии, могут вскружить голову преувеличенной гордыней, как говорят древние, "заста­вить человека возгордиться", вывести из состояния сми­рения, привести к восстанию и вследствие этого к неиз­бежной катастрофе.

Кроме того, в случае более слабой степени, само­мнение грозит остановкой роста и восхождения. А так как есть только два рода движения: или вверх, или вниз, то каждая остановка означает сползание вниз или па­дение.

Боясь впасть в самомнение, многие люди страху­ются от него самоуничижением. Но преуменьшение своих достоинств есть тоже ложь и, как всякая ложь, вызывает немедленные отрицательные последствия. Самоуничижение лишает дерзания и также останавливает рост духа. "Самоуничижение паче гордости" сказано в Писании.

Посмотрите на великих творцов, если бы однажды кто-нибудь из них усомнился в своих силах, или недооценил их, они не создали бы ничего великого.

Надо судить о себе и о людях по их делам и следствиям этих дел. Не бояться любых задач, но и не переоценивать свои возможности.