Периодизация индивидуального развития (онтогенеза)
Онтогенез – комплекс последовательных преобразований организма, начиная от стадии оплодотворения яйцеклетки и до окончания жизненного цикла.
Пифагор (VΙ в до н.э.) выделял 4 периода человеческой жизни: весну (до 20 лет), лето (20–40 лет), осень(40–60 лет) и зиму (60–80лет), которые соответствовали становлению, молодости, расцвету сил и угасанию.
Гиппократ разделил весь постнатальный онтогенез на десять семилетних циклов.
Онтогенез подразделяется на два периода: эмбриональный и фетальный (плодный). В течении первого периода, который продолжается 8 недель, происходит формирование органов и частей тела, свойственных взрослому человеку. В фетальный период увеличиваются размеры и завершается органообразование. Скорость роста плода возрастает до 4–5 месяцев. После 6 месяцев скорость роста линейных размеров уменьшается.
На седьмой Всесоюзной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии, состоявшейся в 1965 г. в Москве принята следующая схема возрастной периодизации онтогенеза человека. Эта схема нашла широкое применение в антропологии, педиатрии, педагогике.
Новорожденные | 1 – 10 дней |
Грудной возраст | 10 дней – 1 год |
Раннее детство | 1 – 3 года |
Первое детство | 4 – 7 лет |
Второе детство | 8 – 12 лет (мальчики) 8 – 11 лет (девочки) |
Подростковый возраст | 13 – 16 лет (мальчики) 12 – 15 лет (девочки) |
Юношеский возраст | 17 – 21 лет (юноши) 16 – 20 лет (девушки) |
Зрелый возраст (1 период) | 22 – 35 лет (мужчины) 21 – 35 лет (женщины) |
Зрелый возраст (2 период) | 36 – 60 лет (мужчины) 36 – 55 лет (женщины) |
Пожилой возраст | 61 – 74 лет (мужчины) 56 – 74 лет (женщины) |
Старческий возраст | 75 – 90 лет |
Долгожители | 90 лет и выше |
Сразу после рождения наступает период называемый периодом новорожденности. В это время ребенок вскармливается молозивом в течение 8–10 дней. Следующий период – грудной продолжается до 1 года. Начало его связано с переходом к питанию «зрелым молоком». Длина тела увеличивается о рождения до года примерно в 1,5 раза, а вес утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы, и на 2–3 году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. В период первого детства, начиная с 6 лет, появляются первые постоянные зубы. В период второго детства выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост в длину. В среднем к 12–13 годам у мальчиков и девочек заканчиваются смена зубов. Начинают развиваться вторичные половые признаки. Следующий период – подростковый – называют периодом полового созревания, или пубертатным. К концу подросткового периода размеры тела составляют 90–97% своей окончательной величины. К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к характеристикам взрослого организма. В период юношеского возраста в основном заканчивается процесс роста и формирование организма, и все основные размерные признаки достигают дефинитивной (окончательной) величины. В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 45-50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинают уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят иволютивные изменения организма.
- Основные положения антропологии проблема происхождения человека. Появление современного человека
- Индивидуальное развитие человека
- Конституция человека
- Этническая антропология
- Экология человека
- Антропология
- Структура предмета антропологии
- Особое место антропологии в естествознании
- Ключевые фигуры в истории антропологии
- Тема 1. Проблема происхождения человека Общие признаки сходства человека с позвоночными и млекопитающими
- Черты строения человека, общие с позвоночными
- Черты строения человека, общие с млекопитающими
- Место человека разумного по критериям зоологической систематики Человек относится к:
- Основные особенности приматов
- Феномен гоминизации
- Непосредственный предок человека – австралопитек
- Homo habilis - человек умелый
- Древнейшие люди (китайский синантроп, яванский питекантроп), или архантропы
- Древние люди (палеоантропы)
- Тема 1. Появление современного человека Кроманьонский человек и человек современного физического типа (неоантропы)
- Тема 3. Индивидуальное развитие человека Рост развития человеческого организма
- Периодизация индивидуального развития (онтогенеза)
- Пубертатный скачок роста
- Биологический возраст или возраст развития
- Гормональные, генетические и средовые факторы, регулирующие рост
- Тема 4. Конституция человека Понятие о конституции
- Четыре типа темперамента
- Классификация конституции человека по Сиго
- Классификация конституции человека по Кречмеру
- Классификация конституции человека по Богомольцу
- Классификация конституции человека по м.В. Черноруцкому. Индекс Пинье
- Тема 5. Этническая антропология Понятие о расе. Большие расы
- Природные факторы расообразования
- Гипотеза адаптивных типов по Алексеевой (1986 г.)
- Тема 6. Экология человека Биосоциальная природа человека
- Биологические элементы
- Социальные элементы
- Эволюция биосферы и ее основные составляющих
- Наследственность человека
- Генетические процессы
- Влияние факторов окружающей среды на процессы роста и полового созревания человека
- Факторы окружающей среды