logo
Хорошавина С

17.8.2. Позиция универсального эволюционизма

Возникновение духовного мира человека, его общественной Вселенной — это тоже результат самоорганизации, саморазвития человека как биологического вида и его общественных структур. Изучая историю искусства, литературы, живописи, музыки, архитектуры, оттенки религиозных верований и сопоставляя их с другими фактами, можно нащупать новые подходы к изучению духовного мира человека.

Предлагаемая позиция называется универсальным эволюционизмом. Она позволяет еще в одном ракурсе увидеть те идеи, которые проповедовал Ф.М. Достоевский и другие мыслители прошлого века: люди не виноваты, что не все они честны, благородны, готовы к самопожертвованию, что они такие, какие они есть, — жадность, агрессивность, эгоизм тоже неотделимы от них. И тем не менее они достойны любви. Такова судьба, такова история развития биологического вида «гомо сапиенс», таковы те алгоритмы эволюции, которые управляют нашим развитием. И люди еще не знают, что, не изменив надлежащим образом своего поведения, своего отношения друг к другу, не сменив шкалы ценностей и своих взаимоотношений с окружающей средой, они обрекут себя, свой род, на деградацию и вымирание.