16.1.1.1. Кибернетика и ее принципы
Кибернетика (от греч. kybenietike" — управление, искусство управления) — возникла в 40-х гг. XX в. в результате насущной практической потребности в повышении качества управления в производственно-технической, хозяйственной, политической, военной и других областях человеческой деятельности.
Отцом кибернетики по праву называют выдающегося американского математика Н. Винера, который в 1948 г. впервые сформулировал основные идеи и принципы этой науки. Возникновение кибернетики было подготовлено
270
всем предшествующим развитием науки — в первую очередь теории автоматического регулирования следящих систем, техники переработки и передачи информации, теории игр и оптимальных решений, физиологии (теории рефлексов), медицины, математической логики, теории алгоритмов и машин, радиоэлектроники и других наук. Решающую роль в появление и развитии кибернетики имело появление электронной автоматики и быстродействующих ЭВМ.
В создании кибернетики принимали участие многие ученые: Д. Биглоу, К. Шеннон, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.М. Ляпунов, А.А. Марков, А.Н. Колмогоров и др.
Кибернетика — это наука об управлении и связи, оптимальном управлении, о восприятии, хранении и переработке информации, об алгоритмах переработки информации, о причинных сетях. Каждое из этих определений подчеркивает существенную сторону кибернетики.
Область применения кибернетики определил Н. Винер — это машины, живые организмы и их объединения.
Исходя из вышесказанного, кибернетика — это наука об управлении в машинах, живых организмах и их объединениях на основе получения, хранения, переработки и использования информации. Кибернетика — это наука об управлении в кибернетических системах. Кибернетические системы — это сложные динамические системы любой природы (технические, биологические, экономические, социальные, административные) с обратной связью. Сложными динамическими системами называются такие системы, которые содержат в себе множество более простых, взаимодействующих друг с другом систем и элементов, которые меняются, т.е. под воздействием определенных процессов переходят из одного устойчивого состояния в другое.
Сущность управления, базирующегося на использовании обратной связи, было разработано задолго до возникновения кибернетики — в рефлекторной теории И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Идея обратной связи была использована при создании автоматических регуляторов — поплавковых регуляторов Уатта.
Кибернетика сформулировала принцип обратной связи: без обратной связи невозможно управление сложными и сложнодинамическими системами. В настоящее время этот принцип сознательно кладется в основу конст-
271
руирования станков-автоматов, ЭВМ и других технических устройств. С учетом принципа обратной связи организуется управление (руководство) предприятия со стороны министерства, промышленными предприятиями — со стороны дирекции («летучки»), по той же схеме ректор осуществляет руководство преподавателем и группой, студенческими коллективами, а преподаватель — студентами и т.д. (дети — родители).
Для кибернетики характерен макроподход: она ответвляется от внутреннего строения системы и рассматривает ее как единое целое, некий «черный ящик», способный функционировать с помощью потоков информации. Это и есть информативный принцип кибернетики. Теория информации — раздел кибернетики, занимающийся методами описания, оценки, хранения, передачи и использования информации. Первые исследования в этой области были проведены Р. Фишером (работы по математической статистике), Р. Хартли (запоминающие устройства, передача информации по каналам связи). Вероятностная теория информации окончательно нашла свое применение и оформление к работах К. Шеннона (1948 г.). Рассматривая зависимость информации на выходе от информации на входе системы, он разработал принцип функциональной связи.
Кибернетика использует и микроподход: она предполагает определение внутреннего строения системы управления, выявление ее основных элементов, их взаимосвязи, алгоритмов их работы и возможность синтезировать из этих элементов системы управления.
Кибернетику подразделяют на:
теоретическую;
техническую и
прикладную.
Теоретическая кибернетика связана с разработкой аппарата и методов исследования систем управления любой природы. Она связана с машинным моделированием на ЭВМ. Моделирование на ЭВМ ставит теоретическую кибернетику в особое положение по отношению к другим наукам: она дает принципиально новый подход и метод исследования практически всех наук: естественных, технических, гуманитарных. В этом она сходна с математикой. Но кибернетика — это не математика, так как имеет свой предмет исследования — системы управле-
272
ния. Создаются новые научные направления — математическая логика, теория вероятностей, вычислительная математика, теория информации, теория кодирования, теория алгоритмов и т.д. В самой кибернетике возникли такие разделы, как теория автоматов, теория формальных языков и грамматик, теория распознавания образов, теория самообучающихся и самоорганизующихся систем, теория игр, теория статистических решений и т.п. Машинное моделирования позволяет исследовать объекты на основе математической модели.
Техническая кибернетика — это конструирование и эксплуатация технических средств, применяемая в управляющих и вычислительных устройствах. Одна из главных проблем здесь — это проблема «человек—машина», т.е. изучение автоматических систем управления (АСУ), где обязательно принимает участие человек-оператор. Здесь она пересекается с инженерной психологией. Основные проблемы, стоящие перед технической кибернетикой, — это распознавание образов, создание читающих автоматов, анализ ситуаций, характеризующих технический процесс, разработка диагностических устройств.
Прикладная кибернетика содержит приложение двух предыдущих подразделов кибернетики к решению задач, относящихся к частным системам в биологии, медицине, экономике, промышленности, транспорте. Поэтому выделяют психологическую, биологическую и другие виды кибернетики.
Таким образом, в кибернетике скрестились почти все виды отраслей знаний — это целое направление в науке, занимающейся исследованием общих принципов управления и способов использования их в технике.
16.1.1.2. Самоорганизующиеся системы
Сложнодинамические системы часто представляют собой самоорганизующиеся системы. В зависимости от выделения той или иной ведущей группы свойств их также называют саморегулирующимися, самонастраивающимися, самообучающимися, самоалгоритмизующимися системами.
Самоорганизующимися называют такие системы, которые способны при изменении внешних или внутренних условий их функционирования и развития сохра-
273
нять или совершенствовать свою организацию с учетом прошлого опыта, сигналы о которой поступают по каналам обратной связи.
Примеры самоорганизующихся систем: отдельная живая клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив, машина-автомат, машина-робот.
Так как в сложнодинамических системах имеют место процессы самоуправления и применяются операции управления, то они называются системами управления. Каждая система управления состоит из двух систем: управляемой и управляющей.
Управляющая система воздействует на элементы управляемой системы и приводит ее в соответствие с заданным алгоритмом или целью в новое состояние. Различают три вида системы управления:
живые организмы;
сложные (с обратной связью) машины;
человеческие коллективы.
Заслуга кибернетики в том, что она показала универсальность процессов управления.
Процесс управления осуществляется в соответствии с задачей или целью управления. Управляющая система вырабатывает и передает по каналу обратной связи сигналы, несущие команды, которые поступают в управляемую систему и приводят ее к изменению. От управляемой системы по каналу обратной связи передаются сигналы, несущие информацию о том, как выполнены команды. В соответствии с этой информацией система вырабатывает новые, корректирующие команды. Это происходит до тех пор, пока цель управления не оказывается достигнутой.
16.1.1.3. Связь кибернетики с процессом самоорганизации
По современным представлениям, в формировании которых существенную роль сыграла кибернетика, процесс самоорганизации представляет собой автоматический процесс, при котором, если говорить о биологических системах, выживают комбинации, выгодные с точки зрения адаптации всего вида и отдельных организмов.
Кибернетика играет существенную роль в понимании общих принципов процессов самоорганизации и
274
дает исследователям методы конструирования различных типов самоорганизующихся систем. Но при этом остается открытым вопрос о физических процессах, происходящих в ходе самоорганизации в самых различных физических, химических, метеорологических, биологических и других системах. Эти процессы, как правило, очень сложны. И все же установление общих закономерностей процессов самоорганизации оказывается возможным.
- Концепции
- Введение
- Тема 1. Предмет естествознания.
- 1.2. Основные закономерности развития естествознания
- 1.2.1 .Необходимость и случайность
- 1.2.2. Причины, от которых зависит развитие науки
- 1.2.3. Роль практики в развитии естествознания
- 1.2.5. Преемственность в развитии идей и принципов естествознания
- 1.2.6. Критика и борьба мнений в науке
- 1.2.7. Интернациональный характер развития науки
- 1.2.9. Дифференциация и интеграция наук
- 1.3. Основные этапы развития естествознания
- 1.3.1.4. Естествознание IV в. До н.Э.
- 1.3.1.7. Философия Эпикура и Лукреция
- 1.3.2. «Русский космизм»
- 1.3.3. Кризис в физике и нарушение прежних представлений
- 1.3.4. Ленинский принцип неисчерпаемости материи
- 1.3.5. Новейшая революция в естествознании
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 2.1. Научная теория. Основная терминология
- 2.2. Содержание и структура естественнонаучной теории
- 2.2.1. Структура естественнонаучной теории
- 2.2.2. Основные способы построения естественнонаучной теории
- 2.3. Культура
- 2.4. Естественная и гуманитарная культуры
- Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- 3.1. Атомизм древности
- 3.2. Механистический атомизм
- 3.3. Сокрушительный удар по принципам механицизма
- 3.4. Предпосылки для создания более высокого уровня развития атомизма
- 3.5. Квантовая теория строения атома
- 3.6. Существенные особенности атомизма XX в.
- 3.7. Континуальная концепция
- 3.8. Корпускулярно-волновой дуализм
- 3.9. Элементарные частицы
- 3.10. Выводы
- 4.2. Структура и системная организация материи
- 4.2.1. Структура материи
- 4.2.2. Структурная бесконечность материи
- 4.3. Системная организация как атрибут материи
- 4.4. Структурные уровни организации материи
- 4.4.1. Микро-, макро- и мегамиры
- 4.4.2. Структурные уровни различных сфер
- Тема 5. Структура и ее роль в организации живых систем
- 5.1. Система и целое
- 5.2. Часть и элемент
- 5.2.1. Соотношение категорий часть и элемент
- 5.3. Диалектическое единство дифференциации и интеграции частей
- 5.4. Взаимосвязь единичного и общего
- 5.5. Интеграция частей
- 5.5.1. Свойства интеграции
- 5.5.2. Три механизма сборки
- Тема 6. Неопределенность в мире. Принцип неопределенности
- 6.1. Неустранимость неопределенности
- 6.2. Неопределенностные процессы в искусстве
- 6.2.1, Кубизм
- 6.2.2. Футуризм
- 6.2.3. Абстракционизм
- 6.2.5. Сюрреализм
- 6.2.6. Импрессионизм
- 6.2.7. Постимпрессионизм
- 6.3. Неопределенность в биологии
- 6.4. Неопределенность в проблемах кибернетики и компьютерной связи
- 6.5. Принцип неопределенности
- 6.6. Неопределенность и случай — реальные компоненты развития
- 6.7. Сферы проявления неопределенности. Виды неопределенности
- 6.8. Парадокс неопределенности
- Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
- 7.1. Хаос
- 7.1.1. Этимология понятия «хаос»
- 7.1.2. Хаос и мифы
- 7.1.3. Примеры хаоса
- 7.1.4. Социологизация понятий порядка и хаоса
- 7.1.5. Причины хаоса
- 7.2. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса
- 7.3. Поиск механизмов объяснения порядка и хаоса
- 7.4. Роль энтропии как меры хаоса
- 7.5. Порядок
- 7.5.1. Математизированный порядок
- 7.5.2. Организмический стиль
- 7.5.3. Психологическая версия порядка
- 7.6. Диалектическое единство 0-мерной точки
- 7.7. Выводы
- Тема 8. Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности
- 8.1. Принцип дополнительности
- 8.2. Принцип суперпозиции
- Тема 9. Принципы симметрии
- 9.1. Категории симметрии
- 9.11 Симметрия
- 9.1.2. Асимметрия
- 9.1.3. Дисимметрия
- 9.1.4. Антисимметрия
- 9.2. Операции симметрии
- 9.2.1. Отражение в плоскости симметрии
- 9.2.2. Поворотная симметрия
- 9.2.3. Отражение в центре симметрии
- 9.2.4. Трансляция, или перенос фигуры на расстояние
- 9.2.5. Винтовые повороты
- 9.2.6. Симметрия и законы роста
- 9.2.7. Симметрия подобия
- 9.3. Симметрия в познании
- 9.4. Пространственно-временные и внутренние принципы симметрии
- 9.4.1. Пространственно-временные • принципы симметрии
- 9.4.2. Внутренние принципы симметрии
- 9.5. Пифагор и пифагорейский союз
- 9.6. Царство чисел
- 9.7. Золотое сечение—закон проявления гармонии в природе
- 9.7.1. Числа Фибоначчи
- 9.7.2. Золотое сечение в астрономии
- 9.7.3. Золотое сечение в искусстве и музыке
- 9.7.4. Обнаружение золотого сечения в различных областях внешнего мира
- 9.7.5. Выводы
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе
- 10.1. Проблемы детерминизма и причинности
- 10.2. Фундаментальные физические законы
- 10.2.1. Законы сохранения физических величин
- 10.3. Динамические и статистические законы
- 10.4. Закон возрастания энтропии
- 10.5. Принцип минимума диссипации энергии
- 10.6. Редукционизм
- Тема 11. Химические системы.
- 11.2. Вещества и их свойства
- 11.3. Энергетические эффекты химических реакций
- 11.4. Скорости химических реакций
- 11.5. Катализаторы химических реакций
- 11.6. Равновесие в химических реакциях
- 11.7. Принцип ле шателье
- 11.8. Модель, объясняющая равновесие
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- 12.1. Основные этапы становления идеи развития в биологии
- 12.2. Концепции происхождения живого
- 12.2.1. Идея самопроизвольного происхождения жизни
- 12.2.2. Опыты Пастера, доказывающие происхождение живого от живого
- 12.2.3. Гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса
- 12.2.4. Гипотеза Опарина
- 12.2.5. Современные концепции происхождения жизни
- 12.3. Биоэнергоинформационный обмен
- 12.4. Биологическая вечность жизни
- 12.5. Метаболизм
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- 13.1. Эволюционная теория дарвина
- 13.1.1. Изменчивость
- 13.1.2. Наследственность
- 13.1.3. Связь между наследственностью и изменчивостью
- 13.1.4. Естественный отбор
- 13.2. Классы механизмов эволюции
- 13.2.1. Адаптационные механизмы
- 13.2.2. Катастрофические, или пороговые, механизмы эволюции
- 13.2.3. Принцип а. Пуанкаре. Закон дивергенции
- 13.3. Три период формирования эволюционной теории дарвина
- 13.4. Основные свойства развития
- Тема 14. Отражение как всеобщее свойство материи
- 14.1. Отражение и движение
- 14.2. Внутренние и внешние стороны отражения
- 14.3. Отражение— всеобщее свойство материи
- 14.4. Основные свойства отражения
- 14.4.1. Аккумуляция
- 14.4.2. Избирательность
- 14.4.3. Опережающее отражение действительности
- 14.4.4. Адекватность
- 14.5. Адаптация. Проблемы адаптации живого и принцип отражения
- 14.5.1. Адаптация
- 14.5.2. Проблемы адаптации живого и принцип отражения
- 14.5.3. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живого
- 14.5.4. Исследование случайных и направленных процессов повышения приспособляемости
- 14.6. Концепция адаптационного синдрома, или стресса
- 14.6.1. Стадии адаптационного синдрома, или стресса
- 14.6.1.3. Истощение
- 14.6.2. Формирование естественного кодекса поведения
- 14.6.3. Выводы
- Тема 15. Пространство и время
- 15.1. Понятия пространства и времени
- 15.2. Развитие представлений о пространстве и времени
- 15.3. Общие свойства пространства и времени
- 15.4. Специфические свойства пространства и времени
- 15.5. Пространство и время в микро-, макро- и мегамире
- 15.5.1. Трехмерность пространства
- 15.5.2. N-мерность пространства
- 15.5.3. Социальное пространство
- 15.6. Время
- 15.6.1.5. Одномерность времени
- 15.6.2. Проекции времени на сознание человека
- 15.6.3. Социальное время
- 15.6.4. Идеи и гипотезы профессора н.А. Козырева
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- 16.1. Сущность проблем самоорганизации в свете современной науки
- 16.1.1. Связь проблем самоорганизации материи с кибернетикой
- 16.1.1.1. Кибернетика и ее принципы
- 16.1.2. Синергетика как новое направление междисциплинарных исследований
- 16.2. Самоорганизация
- 16.2.1. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации
- 16.3. Характеристики процесса самоорганизации
- 16.3.1. Гомеостаз
- 16.3.2. Обратная связь
- 16.3.3. Информация
- 16.3.3.4. Информация и память
- 16.4. Роль синергетики в становлении нового понимания
- 16.4.1. Синергетика и трактовка единства мира в восточной философии
- 16.5. Развитие научного знания как синергетический процесс
- 16.6. Синергетика и социальное развитие
- 16.7. Синергетика и современное видение мира
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- 17.1. Судьба научных идей в.И. Вернадского
- 17.1.1. Учение в.И. Вернадского
- 17.1.2. Значение идей в.И. Вернадского
- 17.2. Биосфера как живая саморегулирующаяся система
- 17.2.1. Возникновение учения о биосфере
- 17.2.2. Основные идеи в.И. Вернадского по проблемам биосферы
- 17.2.3. Составные части биосферы
- 17.2.4. Биосфера как саморегулирующаяся система
- 17.3. Взаимодействие косного и живого веществ
- 17.3.1. Живое вещество
- 17.3.2. Косное и живое вещества
- 17.4. Многообразие живых организмов— основа организации и устойчивости биосферы
- 17,4.1. Распределение живого вещества
- 17.4.2. Классификация живого вещества
- 17.4.3. Миграция и распределение живого вещества
- 17.4.4. Постоянство биомассы живого вещества
- 17.4.5. Функции живого вещества в биосфере Земли
- 17.5. Факторы, свидетельствующие в пользу земного происхождения жизни
- 17.6. Космопланетарный характер биосферы
- 17.6.1. Этап «химической эволюции»
- 17.6.2. Природно-радиационный фон
- 17.6.3. Живое вещество как геологическая сила
- 17.6.4. Влияние магнитных полей на космический характер биосферы
- 17.6.5. Компенсаторно-защитные функции биосферы
- 17.7. Учение в.И. Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу
- 17.7.1. Ноосфера — сфера Разума
- 17.7.2. Ноосфера и развитие общества
- 17.8. Единая картина развития мира
- 17.8.1. Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности
- 17.8.2. Позиция универсального эволюционизма
- 17.8.3. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- 18.1. Экология
- 78.2. Законы экологии
- 18.2.1. Законы экологии Коммонера
- 18.2.2. Второе начало термодинамики и экология
- 18.2.3. Взаимопронизывающие уровни метасистем
- 18.2.3.1. Уровень «человек — воздух»
- 18.2.4. Анализ законов экологии
- 18.3.2. Принципы защиты биосферы
- 18.3.3. Мероприятия по охране природы
- 18.3.3.2. Охрана воды
- 18.4. Закон необходимого разнообразия в экологии
- 18.4.1. Проблема «человек — Вселенная»
- 18.4.2. Экология и культура
- 18.4.3. Экология, право и мораль
- 18.5. Биоэтика
- 18.6. Ресурсная и биосферная модели развития
- 18.6.1. Ресурсная модель
- 18.6.2. Биосферная модель
- 18.6.3. Виды воздействия на биосферу
- 18.7. Модель устойчивой мировой системы
- 18.8. Прогнозы «римского клуба»
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания
- 19.1. Социология и этика биологического познания
- 19.2. Генетика
- 19.2.1. Законы Менделя
- 19.2.2. Развитие генетики
- 19.2.3. Основные понятия и термины современной генетики
- 19.2.3.3. Мутации
- 19.3. Развитие нервной системы
- 19.4. Генная инженерия
- 19.5. Программа «геном человека»
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность
- 20.1. Человек
- 20.2. Экология человека и медицина
- 20.2.1. Здоровье человека
- 20.2.2. Проблема болезни и здоровья
- 20.2.3. Единство человека и природы
- 20.2.4. Валеология — новая наука о здоровье души и тела
- 20.2.5. Валеологические уровни здоровья
- 20.3. Эмоции, творчество, работоспособность
- 20.3.1. Эмоции
- 20.3.1.3. Виды эмоций
- 20.3.2. Творчество
- 20.3.3. Работоспособность
- 20.3.4. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности
- 20.3.5. Самоактуализирующиеся личности
- 20.4. Сознание
- 20.4.1. Естественнонаучные данные о мозге человека
- 20.4.2. Задачи мозга
- 20.4.3. Интеллект личности
- 20.4.4. Информация и мозг
- 20.4.5. Исследования в области человеческого мозга
- 20.4.6. Моделирование функций человеческого мозга
- 20.5. Идея целостности
- Приложение
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Литература
- Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности,
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- Литература
- Темы 4, 5. Структурные уровни организации материи.
- Темы 6,7. Неопределенность в мире. Принцип неопределенности. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 9. Принципы симметрии и асимметрии
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 14. Отражение и его роль в организации развивающейся системы
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 1. Предмет естествознания.
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания. Генетика и эволюция
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- Основные вопросы по курсу «концепции современного естествознания»
- Оглавление
- Тема 1. Предмет естествознания.
- Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
- Тема 8. Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности
- Тема 9. Принципы симметрии
- Тема 15. Пространство и время
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность
- 344082, Г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80.
- 305007, Г. Курск, ул. Энгельса, 109.